Гражданское строительство стран ближнего зарубежья получатель

Гражданское строительство стран ближнего зарубежья получатель"Гражданское строительство стран ближнего зарубежья" получатель.

Верховная Рада Украины приняла закон "О внесении изменения в статью 4 закона Украины "Об использовании земель обороны"(относительно строительства жилья для военнослужащих и членов их семей.

За соответствующее решение проголосовали 247 из 412 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале.

Законодательным актом (№ 6430) дополнена статья 4 действующего закона положением, согласно которому земли обороны могут использоваться для строительства объектов социально-культурного назначения, жилья для военнослужащих и членов их семей, а также социального и доступного жилья. (Українські Новини 04.11.10.

В следующем году в Киеве начнут сносить "хрущевки.

В следующем году Министерство регионального развития и строительства Украины планирует начать программу по разрушению "хрущевок" и строительству вместо них новостроек. Об этом сообщил Владимир Яцуба, глава ведомства, передает журналист ИАП "Столичная недвижимость.

По словам Министра, Украина в этом вопросе будет перенимать российский опыт.

Он отметил, что жители "хрущевок" получат квартиры в новых домах в том же районе с коэффициентом площади приблизительно 1:3.

Что касается инвестиций, необходимых для реализации программы, Министр отметил, что "это будет зависеть от цены 1 кв. м и от того, какое участие в этом будет принимать государство". (Столичная недвижимость (Украина) 12.11.10.

Жилой комплекс введен в эксплуатацию в Киеве на ул.Соломенская, 15а девелоперской компанией "Трест "Югозаптрансстрой.

" Жилой дом общей площадью более 43 тыс. кв. м состоит из двух 27-этажных секций на 232 квартиры", – сказано в сообщении.

В компании также отметили, что "управлять комплексом будет дочерняя компания австрийской группы Rustler – "Рустлер недвижимость сервис.

^ Для справки: Название компании: Трест Югозаптрансстрой, ОАО Адрес: 01135, Украина, Киев, ул. Дмитриевская, 92-94 Вид деятельности: Строительство Телефоны: (+38044)4541551 (+38044)5390903 Факсы: (+38044)5390903 Web: (Столичная недвижимость (Украина) 16.11.10.

Продолжается строительство жилого комплекса Crystal Park в Киеве.

Н а строительной площадке проекта Premium класса Crystal Park, расположенного по адресу проспект Победы, 42, начинается новый этап строительства, который будет включать кладочные работы, а также работы по монтажу фасадов.

Работы основного технологического цикла, а именно: возведение монолитных железобетонных конструкций жилого дома Crystal Park выполнены на 95.

В настоящее время на строительной площадке проекта Crystal Park начат монтаж башенного крана, закуплен и завезен красный керамический полнотелый кирпич, установлены временные ограждения на всех лестничных маршах и пролетах.

По предварительным планам основные кладочные работы будут завершены весной 2011 года.

^ Для справки: Название компании: Сент София Хоумс (St. Sophia Homes) Адрес: 01015, Украина, Киев, ул. Ивана Мазепы, 34, лит "В" Вид деятельности: Строительство Телефоны: +38(044)4920505 +380(44)4928846 Факсы: +380(44)4928846 Web: (INFOLine, ИА (по материалам компании) 11.11.10.

ГК "Совфрахт-Совмортранс" инвестирует около 25 млн долл в строительство многоэтажного жилого дома в Гурзуфе.

Транспортно-логистическая группа компаний "Совфрахт-Совмортранс" инвестирует около 25 млн долл в строительство многоэтажного жилого дома в Гурзуфе. Об этом ПРАЙМ-ТАСС рассказал руководитель дирекции проектов ЗАО "Моринвест" /входит в группу компаний "Совфрахт-Совмортранс"/ Олег Моторин.

Транспортно-логистическая группа компаний "Совфрахт-Совмортранс", владеющая рядом земельных участков на Черном море, планирует строительство жилья и гостиничных комплексов с апартаментами в городах Новороссийск /Россия/, Алушта и Гурзуф /Южный берег Крыма, Украина.

В 2011 г строительство в Гурзуфе развернется на территории 0,8 га и составит около 25 тыс кв м общей площади. Земельный участок с видом на море и Медведь-гору, недалеко от детского лагеря "Артек", находится в 700 метрах от моря. Рядом с Алуштой планируется возвести коттеджи и гостиничный комплекс с апартаментами на участке 2,4 га /около 9,5 тыс кв м общей площади, бюджет более 13 млн долл/, сказал О.Моторин.

Строительство коттеджей и апартаментов в Новороссийске /зона отдыха "Широкая балка/" развернется на территории 9,2 га, составит около 20,5 тыс кв м при бюджете около 30 млн долл. Земельный участок имеет собственный пляж длиной около 250 м.

Вложения собственных средств ГК "Совфрахт-Совмортранс" в черноморские проекты составят около 30 проц общего бюджета строительства. Оставшиеся средства предполагается привлечь в виде соинвестирования либо проектного финансирования.

Группа прогнозирует постепенное восстановление спроса в 2011-2012 гг на жилье и апартаменты на побережье Черного моря.

Дочернее предприятие ЗАО "Моринвест" управляет строительными проектами ГК "Совфрахт-Совмортранс". (Прайм-ТАСС 02.11.10.

Цены не уродили. "Эксперт Украина". №43 2010.

На вторичном рынке жилья цены достигли своего минимума за последние несколько лет. Небольшой рост зафиксирован только в сегменте готовых новостроек.

Руководитель отдела продаж одной столичной строительной компании Александр Борцын подул на горячий чай и посмотрел на наручные часы Tissot. До конца нашей встречи оставалось не так уж много времени, а тенденции на рынке жилой недвижимости Киева остались невыясненными. Борцын утверждает, что в компании отменили все антикризисные программы лояльности, рассрочки и скидки, а спрос на жилье продолжает расти. Активизацию покупателей он связывает с приходом осени, ведь в этот период деловая активность традиционно повышается, а также с предстоящими новогодними праздниками. По его наблюдениям, за месяц количество звонков увеличилось в два с половиной раза, а просмотров — в полтора-два. Выросло и число сделок. В сентябре прошлого года состоялось четыре сделки, а месяц назад их было оформлено 15.

Откуда у населения деньги для покупки квартир по цене 10–13 тыс. гривен за один квадратный метр, Борцын не задумывается. "Наверное, виновата ипотека. Сейчас банки начали потихоньку возобновлять кредитование", — пожимает он плечами, снова смотрит на часы и уходит на встречу с потенциальным клиентом.

Застройщики с удовлетворением фиксируют повышение цен на первичном рынке. Общей независимой статистики в этом сегменте нет, но операторы рынка называют "Эксперту" почти докризисные показатели роста — пять процентов (по долларовой стоимости) за нынешнею осень. По словам заместителя генерального директора девелоперско-строительной компании Т.М.М. Алексея Говоруна, во всех районах Киева наблюдается незначительное увеличение средней цены первичного жилья всех классов. Ведь объекты, которые начали строиться в докризисное время, сейчас почти закончены. Риски для потенциальных инвесторов уменьшаются с ростом степени готовности, поэтому увеличивается и цена.

Впрочем, в своих ценовых подсчетах застройщики часто упускают из виду недострои, которые обретают статус долгостроев. Директор проектной группы "Архиматика" Александр Попов сообщил, что только 30% из всех строящихся домов в столице являются жизнеспособными, а расположенные в них квартиры хорошо продаются.

Директор по маркетингу и рекламе столичной строительной группы компаний "УКОГРУП" Максим Шварёв соглашается, что клиенты неохотно приобретают жилье готовностью менее 50%. "Во-первых, отложенный спрос был реализован в летнее время, когда стоимость квадратного метра была наиболее привлекательна. Во-вторых, сегодня нет острой необходимости инвестировать средства во что-то ликвидное", — говорит он, вспоминая о тех временах, когда разморозили депозиты.

Следует отметить, что львиная доля продаж в недостроях осуществляется благодаря различным акциям или преференциям для покупателей: выгодные условия кредитования, ремонт в будущей квартире от застройщика, место на парковке и т. д. Но по мере степени готовности дома эти преференции сходят на нет. Так, представитель отдела продаж девелоперской компании "Югозаптрансстрой" Денис Галицын рассказывает, что фирма год не меняла цену одного квадратного метра своего объекта на Соломенке — 11,9–14,9 тыс. гривен — после того как уменьшили ее в гривне на 40% против 2008 года. "Такая ценовая политика себя оправдывала, поскольку в продаже осталось всего четыре четырехкомнатные квартиры и одна двухкомнатная", — говорит он. Галицын также отмечает, что после ввода дома в эксплуатацию на оставшиеся квартиры цена поднимется на десять процентов.

А вот расценки на жилье на вторичном рынке Киева достигли нового минимума — 1900 долларов за квадратный метр. По данным Союза специалистов по недвижимости в Украине (ССНУ), средняя цена однокомнатной квартиры в домах гостиничного типа составляет сейчас 55 тыс. долларов, стандартной однокомнатной — 73 тыс. долларов, двухкомнатной квартиры — 100,2 тыс. трехкомнатной — 132,9 тыс. долларов. И ожидается дальнейшее падение.

У агентства недвижимости (АН) "Благовест" информация более оптимистичная: с сентября по октябрь цена выросла на 0,8% — до 2300 долларов за один квадратный метр (в 2008-м средняя цена столичной "вторички" равнялась 3600 долл./кв. метр). По словам генерального директора АН "Благовест" Ирины Луханиной, с начала года цены снизились на 6,8% (в январе "квадрат" стоил 2421 доллар, а в октябре 2009-го — 2416 долларов.

По сведениям «Благовеста», традиционно наиболее востребованным является жилье экономкласса стоимостью до 100 тыс. долларов (65% от общего количества сделок). В эту категорию попадают одно-, двух- и трехкомнатные квартиры. «Самая дорогая ”однушка” в данном сегменте осенью была продана в новом доме на Подоле за 100 тысяч долларов, а самая дешевая — за 40 тысяч долларов. Это была ”гостинка” на Борщаговке», — рассказывает Луханина.

Директор АН «Каштан 2000» Сергей Позняк уверен, что позиции продавцов и покупателей стали постепенно сближаться. «Первые сбрасывают примерно 15 процентов от первоначальной цены, вторые добавляют столько же. Итого, семь-восемь процентов туда-сюда ”гуляет”», — говорит он. Позняк также отмечает, что покупатели всё чаще стали прибегать к помощи банкиров. Причем те дают ссуду не на всю цену квартиры, а на недостающую сумму — до 20 тыс. долларов.

По информации Украинской национальной ипотечной ассоциации (УНИА), за год количество банков, предоставляющих ипотеку, выросло более чем в два раза — до 28. И по-видимому, будет продолжать расти. В частности, планирует возобновить ипотечное кредитование ОТП Банк. «Условия еще не согласованы, но, по предварительным данным, банк станет предлагать ипотеку с максимальным сроком до 15 лет (первоначальный взнос — 60 процентов), при кредитовании на десять лет достаточно будет 40-процентного взноса. Процентная ставка по кредиту первый год будет фиксированная и составит 16 процентов годовых в гривне. В последующие годы она станет плавающей», — рассказывает председатель правления ОТП Банка Дмитрий Зинков.

По сведениям аналитика УНИА Александра Моисеенко, за год требования банкиров к заемщикам почти не изменились. Первый взнос по-прежнему составляет 30–60%, ставка по кредитам на приобретение жилья на вторичном рынке колеблется в пределах 10–28% в гривне. «Но нужно учитывать, что есть еще ежемесячная комиссия, а потому эффективная ставка получается значительно выше», — отмечает Моисеенко.

Ставка для покупок на первичном рынке — 11–28%. Причем, чем ниже ставка анонсируется, тем больше скрытых платежей.

В большинстве случаев банкиры предпочитают кредитовать вторичный рынок. Ссуды на приобретение нового жилья выдают 15 фининститутов. «Банки уже обожглись на ”первичке”. Ведь стройки стоят», — поясняет территориальный менеджер Piraeus Bank Игорь Клименко.

Впрочем, иногда у банкиров иные мотивы. Если у финучреждения был договор с застройщиком, то ему интереснее кредитовать первичный рынок. А если в наличии большое количество залоговых квартир, то предоставляется ипотека для покупки на вторичном рынке.

Несмотря на уверения Борцына, говорить о стабилизации всего жилого рынка недвижимости пока рано. «В Киеве до кризиса заключалось более четырех тысяч договоров купли-продажи в месяц, сейчас совершается примерно 50 сделок», — говорит генеральный директор инвестиционно-девелоперской компании «Каскад» Анатолий Шахновский. Кроме того, он добавляет: разговоры о том, что ценовое дно пройдено, беспочвенны.

Эксперты сомневаются, что рынку недвижимости помогут новогодние праздники, когда традиционно число продаж увеличивается. Возможен некий рост количества сделок, но при этом любое удорожание квадратного метра на первичном рынке приведет к оттоку покупателей на «вторичку», которая сейчас гибче реагирует на конъюнктуру.

Максим Сидорский, аналитик группы компаний «Герц.

— Очень часто приходится слышать, что жилье подешевело. В долларах это действительно так. Но один из основных показателей стоимости квартир в Европе — отношение цены квадратного метра к ежемесячной средней заработной плате. Если этот показатель выше единицы, то считается, что цены завышены. В нашей стране он редко опускался ниже двух (см. график), а в разгар кризиса в четыре раза превышал среднеевропейский. Значит, украинский рынок жилья — для ограниченного количества игроков. Только около 20 процентов населения Украины может позволить себе приобрести квартиру. Тогда как в Европе этот показатель составляет более 50 процентов.

Ожидать, что застройщики расширят свою целевую аудиторию, не приходится. Для этого необходимо увеличить объем предложения в несколько раз. (Эксперт Украина 11.11.10.

Продажу "Киевгорстроя" уничтожили. "Коммерсантъ-Украина". 29 октября 2010.

Суд признал сделку с 80% компании недействительной.

Киевская горадминистрация добилась в суде признания ничтожным договора продажи 80% акций "Киевгорстроя". Суд решил, что Киевсовет не имел права продавать акции компании. И хотя вины новых владельцев компании в этом нет, оспорить решение суда им будет крайне сложно, считают юристы.

В распоряжении Ъ оказалась копия решения Хозяйственного суда Киева, который 20 октября удовлетворил исковые требования Генпрокуратуры, признав территориальную общину города владельцем 80% акций холдинговой компании "Киевгорстрой". Основания для решения суда до сих пор были неясны – оглашая свое решение в прошлую среду, суд так и не отменил договор о продаже 80% акций "Киевгорстроя" компании "Новый регион". Но в документе объясняется – суд признал этот договор ничтожным, ссылаясь на еще одно судебное решение, принятое по иску Генпрокуратуры. Киевский апелляционный суд 14 октября признал недействительным решение Киевсовета за 2007 год о приватизации акций "Киевгорстроя". Дело в том, что в 2003 году по распоряжению президента Украины Киевсовет внес 80% акций "Киевгорстроя" в список объектов, не принадлежащих приватизации. Поэтому решение о приватизации компании было принято с нарушением, говорится в решении суда.

Акции "Киевгорстроя" были проданы на аукционе в июле прошлого года. Согласно результатам проверки ГКЦБФР, проведенной летом этого года, их за 114,08 млн грн купило ООО "Финансовая компания 'Новый регион'". Участники рынка связывают компанию с Вячеславом Супруненко – зятем мэра Киева Леонида Черновецкого. Представитель прокуратуры в суде Елена Красножон на предыдущих заседаниях Хозсуда отмечала, что акции компании продавались несколько раз.

ХК "Киевгорстрой" – крупнейшая строительная компания в Украине, созданная в 1994 году на базе имущества строительной корпорации "Киевгорстрой". Объединяет 38 предприятий, в которых владеет от 25% до 30% акций, 6 дочерних предприятий и 51 компанию (на правах ассоциированного члена). Чистая прибыль "Киевгорстроя" в 2007 году составила 44 млн грн, стоимость активов – 4,4 млрд грн.

Представитель новых акционеров "Киевгорстроя" – компаний Satilina Ltd, Atima Ltd и Intrapolia Ltd (владеют около 9% компании каждая) – Виталий Махинчук заявил, что решение апелляционного суда является незаконным, и компания Satilina уже подала кассационную жалобу.

Но оспорить решение суда собственникам будет сложно, считают юристы. "Кроме того, оспаривать решение могут только участники судебного процесса",– сообщил адвокат юридической фирмы Noerr Виталий Мазур. Представители Satilina Ltd, Atima Ltd и Intrapolia Ltd просили привлечь компании к судебному процессу в качестве третьих сторон, но суд отклонил эту просьбу. По словам партнера юридической фирмы Astapov Lawyers Олега Мальского, компании могут просить в суде объединить оба исковых требования в единое слушание. (Коммерсантъ-Украина 29.10.10.

Новая жилищная афера: "Элита Центр" уступит первенство "Олимпик Парку"? (Украина)". 1 ноября 2010.

Вся Украина уже знает о рисках, связанных с инвестированием денег в строительство многоквартирных домов, но сегодня под Киевом есть коттеджный городок, строительство которого также имеет все признаки аферы. Масштабы строительства «Олимпик Парка» вполне соизмеримы с масштабами скандала, в который выльется этот проект, если ситуация не изменится в ближайшее время.

Два года назад, в ноябре 2008 года, жизнь украинской звезды Ани Лорак приобрела новый смысл - ее любимый, Мурат Налкакиоглу сделал своей невесте подарок, который недвусмысленно засвидетельствовал его серьезные намерения. Этим подарком стал дом в загородном коттеджном городке «Олимпик Парк». В то время среди киевлян об «Олимпике» не знали разве что те, кто совсем не передвигается по городу и не читает новостей, ведь изображениями красивых домиков были завешены почти все рекламные плоскости в Киеве и области, а PR-служба девелоперской компании «Европа» забросала новостями об успешном строительстве крупнейшего в Европе коттеджного городка все столичные СМИ. Вот и это приятное событие из жизни заслуженной артистки Украины растиражировали и ряд уважаемых онлайн-СМИ и газеты и даже на телевидении вышел соответствующий сюжет. Правда в этом видео Ани говорит о том, что она приобрела дом у «Олимпик Парка», но это уже детали, главное, что серебряный призер Евровидения 2008 выбрала для жизни золотого призера престижного (но правдивого ли?) конкурса «Выбор Года 2008.

Шло время. Ани и Мурат, несмотря на беспокойную жизнь, присущую звездным парам, все же находили время, чтобы позаботиться о своем семейном гнездышке. В частности, в мае 2009 года певица представила свои дизайнерские и архитектурные идеи, которые должны были усовершенствовать типовой проект дома «Олимпик Парка». Но на этом все позитивные новости, касающиеся подарка Мурата, заканчиваются. Зато уже в августе 2009 г. «Газета по-киевски» решила поинтересоваться прогрессом в строительстве «звездного» дома. Журналисты с большим трудом попали на территорию городка и были поражены тем, что увидели. Поразила их не роскошь дома Каролины и даже не масштабы парков, фонтанов и торгового центра, который обещали застройщики городка ООО «Траверз-Буд» и девелоперская компания «Европа». Больше эмоций, судя по материалу газеты, вызвало несоответствие обещанного с тем, что действительно было увидено в Березовке – недостроенные дома, отсутствие рабочих на строительстве и никаких намеков на инфраструктуру или ландшафтный дизайн.

Но не только журналистов интересовала судьба дома Ани Лорак. Не менее заинтересованными в подробностях строительства «Олимпик Парка» были и другие инвесторы, большинство из которых на тот момент (август 2009) уже должны были бы жить в своих домах, в соответствии с заключенными с застройщиком договорами. Но ни готовых домов, ни коммуникаций, которые должны обеспечить жителям Олимпика жизнь за городом с городским комфортом, до сих пор нет. Есть только куча недостроенных коробок в поле под селом Березовка. Кстати о поле. Поле это не простое, а. (верно!) золотое. Именно таким оно стало для продавцов земли, которые совместно с ДК «Европа» и «Траверз-Буд» «окучивали» доверчивых инвесторов в период с 2007 г. и даже по сей день. Дело в том, что земля на территории «Олимпик Парка» принадлежала (а ряд земельных участков и продолжает принадлежать) двум физическим лицам - Лагуну Николаю Ивановичу и Дмитриеву Александру Петровичу. Если Вас интересуют финансы и банковское дело, то вы совершенно точно слышали эти фамилии.

Н.Лагун – один из самых амбициозных банкиров Украины, за его плечами «Укрсоцбанк», «ДельтаБанк», «Банк ?» и крупнейшая страховая компания «Оранта». И это далеко не полный перечень структур, к которым имел или имеет отношение Николай Иванович, причем, как правило, проявляется этот незаурядный человек исключительно в топ-менеджменте. Относительно же А.Дмитриева, то известно, что это отец того самого Кирилла Дмитриева - президента фонда прямых инвестиций «Icon Private Equite» с капиталом под управлением более 1 млрд. долл. США. Кирилл Александрович дружит с Виктором Пинчуком, Джорджем Соросом и. Николаем Лагуном, с которым его связывают давние деловые отношения (именно Дмитриев в 2008 г. приобрел 49% акций «ДельтаБанка.

Так вот, возвращаясь к «золотому» полю под Березовкой. Стоимость земли, по которой указанные выше лица продавали ее Ани Лорак и другим инвесторам, составляла от 8500 долл. за сотку. Поскольку участки в Олимпике от 15 соток, то несложно подсчитать, что с каждого из 180 инвесторов было получено минимум по 127500 долл. США. Следовательно, продажа земли принесла продавцам ориентировочно 22 950 000 долл. США и это при том, что сразу за забором городка можно было приобрести землю по 4 000 долларов за сотку, а немножко дальше и того дешевле.

Несмотря (а может и именно с учетом этого?) на высокую стоимость земли, сейчас никто не спешит стать соседом Ани Лорак и сотен «олимпийцев», поскольку уже более года на территории Олимпика строительные работы не ведутся. Построенные, но не накрытые, дома, уничтожаются под влиянием погодных условий, а инвесторы выплачивают кредиты и проклинают день, когда впервые увидели рекламу «Олимпик Парка», и поверили известным фамилиям.

Ани Лорак больше не вспоминает о своем «олимпийском доме» и не отвечает на обращения инвесторов, объединившихся для отстаивания своих интересов, видимо, ей так же горько говорить на эту тему, как и большинству обманутых инвесторов. Между тем причастные к этой афере лица продолжают покупать и продавать банки, ездить вместе с президентом Украины в Давос, а суды рассматривают дела инвесторов, которые судятся, даже несмотря на призрачные шансы исполнения решений судов в нашей стране.

Инвесторы готовятся к массовым акциям протеста и готовы пойти на все, включая перекрытие Житомирской трассы, ради отстаивания своих интересов, которые игнорируются лицами, стоящими за этим раскрученным и широко разрекламированным проектом. Естественно, на стороне учредителей «Олимпик Парка» огромные финансовые ресурсы и влиятельные друзья, но сотни инвесторов уже не имеют путей для отступления и на их стороне правда, поэтому результаты этого конфликта пока выглядят неоднозначно. (Украина) 01.11.10.

^ Дорожное строительство и благоустройство.

"Укравтодор" договаривается с японской Nomura о крупном кредите.

Государственная служба автомобильных дорог Украины ("Укравтодор") намерена взять у японской финансовой группы Nomura кредит на $440 млн, сообщили в ИК Dragon Capital. Согласно данным ИК, "Укравтодор" ведет переговоры о возможности получения двустороннего займа. В октябре министр транспорта и связи Константин Ефименко заявлял, что "Укравтодор" в ближайшее время намерен привлечь около 3,5 млрд грн. (Коммерсантъ-Украина 04.11.10.

Строительство метро на Теремки пообещали завершить ко Дню освобождения Киева.

Об этом утверждает Александр Попов, первый заместитель главы КГГА, передает журналист ИАП "Столичная недвижимость.

К указанному сроку планируют завершить работы по строительству транспортной развязки на Московской площади.

"Сейчас на объекте устанавливают бордюры, асфальтируется дорога, благоустраивается территория, завершается монтаж металлоконструкций, устанавливается гидроизоляция и т.д.", – сообщил Георгий Глинский, директор КП "Киевавтодор". (Столичная недвижимость (Украина) 01.11.10.

Парковка культуры и отдыха. "Эксперт Украина". №40 2010.

Городские власти развивают инфраструктуру, исходя из желания заработать на автомобилистах, что лишь усугубляет транспортные проблемы городов.

В городах-миллионниках от транспортных заторов и припаркованных в самых неожиданных местах автомобилей всё сильнее страдают и водители, и пешеходы. Однозначных рецептов решения этой проблемы не существует, тем не менее урбанисты борются за свое счастье разными способами.

Скажем, до середины 1970-х в Европе городское начальство и транспортники пытались разгрузить центральные улицы за счет муниципальных парковок, строительством которых, кстати, обременяли бизнес. Результата не последовало, и муниципальщики пришли к выводу, что удобные паркинги в деловом районе, наоборот, провоцируют обывателя, чтобы он ехал в центр на автомобиле. Поэтому последние три десятилетия вполне состоятельного европейца всячески приучают к общественному транспорту, вплоть до муниципальных велосипедов в центре, как, например, в Париже. Полностью транспортные проблемы европейцы так и не решили, но уверяют, что состояние свое облегчили. Да что там европейцы, недавно губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила: вскоре горожане пересядут на велосипеды и скоростные трамваи, а въезд в центр города, возможно, сделают платным. А в Афинах действует система въезда в центр "чет-нечет" — если номер автомобиля заканчивается на четное число, на нем можно проезжать по центру только в четные дни, и наоборот. Это не спасает от пробок, однако помогает немного разгрузить главные улицы. Кроме того, в больших европейских городах действует компьютерная система синхронизации работы светофоров, основанная на анализе интенсивности транспортных и пешеходных потоков, а также реальных дорожных условий.

В США поступили несколько иным образом. За исключением нескольких крупных городов, таких, как Нью-Йорк, американцы постарались обустроить офисные поселения вне центральных районов. Поэтому многие жители могут добираться на работу на любимых авто.

Киевские городские чиновники, решив интегрироваться в парковочную Европу, недавно объявили о том, что к Евро-2012 они намерены выделить 13 земельных участков под так называемые транзитные парковки, расположенные неподалеку от станций метро. Всего предполагается освоить 3951 автоместо (в городе зарегистрировано около миллиона автомобилей). Около трети парковок будет расположено в центре столицы. Заместитель председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) Анатолий Голубченко пояснил, что за час стоянки на такой парковке в зависимости от места (центр или окраина) водителю придется заплатить пять-десять гривен. То есть поездка на работу на собственном авто может обойтись в сотню гривен только за парковку.

Столичные власти собираются ввести еще одно нововведение — с 2011 года будет предусмотрена отдельная полоса для общественного и специального транспорта. По словам Голубченко, сегодня проблема заключается в том, что "по полосе ездят все подряд". Поэтому он ведет переговоры с ГАИ о том, чтобы ее сотрудники усилили контроль над подобными участками. Между тем ответственность за выезд на полосу, отведенную для городского и специального транспорта, прописана в Правилах дорожного движения давно, только ГАИ концентрируется на двух направлениях работы — на отлове любителей быстрой езды и пропуске кортежей. Честь и хвала городскому чиновнику, если ему удастся европеизировать сознание наших сограждан (например, в Голландии автомобилист даже помыслить не может о том, чтобы объехать пробку по такой полосе), но верится с трудом. На реализацию нововведения наверняка потребуется выделить несколько миллионов гривен, чтобы нанести разметку дополнительной полосы и установить соответствующие знаки.

Кроме того, чиновники убедительно просят владельцев частных киевских парковок на период проведения Евро-2012 принимать исключительно приезжих болельщиков. Правильно, пусть внесут посильный вклад в экономику города! А то цивилизованные паркинги стоят пустые. Но учитывая, что в столице парковка на ночь в среднем обходится владельцу автомобиля в 500 гривен в месяц, а дневная — в полторы тысячи, становится понятным, почему он старается днем пристроить свою машину в самых неожиданных местах.

По подсчетам специалистов, сегодня в Киеве около полутора тысяч нераспроданных паркомест в новостройках. Так, только строительный гигант "Киевгорстрой" пытается реализовать почти 500 мест. А всего в столице насчитывается около 200 тыс. машино-мест в паркингах. Риэлторы говорят, что спрос на паркинги ненамного выше, чем в 2009-м. "Если в прошлом году вообще ничего не покупали, то сейчас продается одно-два машино-места в месяц. Это, конечно, положительная динамика, но об оживлении рынка говорить рано", — говорит директор агентства недвижимости "Максим Хаус" Максим Еременко. По данным портала "Столичная недвижимость", количество машино-мест в паркингах за полгода выросло на 22%. Это при том, что застройщики с большим удовольствием отказались от возведения новых парковок — слишком хлопотное занятие, которое требует много времени и денег. "Паркинг удлиняет стройку на полгода и удорожает ее примерно на 15 процентов", — пояснил аналитик донецкой группы компаний "Герц" Максим Сидорский.

В Киеве с 2011 года будет предусмотрена отдельная полоса для общественного и специального транспорта.

К тому же покупатели приобретают парковочные места в последнюю очередь и только после сдачи объекта в эксплуатацию. До кризиса их разметали за несколько недель, сейчас для этого требуется несколько лет.

Средняя цена машино-места в новостройке составляет 160–200 тыс. гривен. Холдинг "Киевгорстрой" предлагает самые дешевые паркинги за 110 тыс. (на Троещине), самые дорогие — за 250 тыс. (Позняки), а компания Т.М.М. — за 200–250 тыс. гривен. В престижном проекте "Новопечерские липки" (реализуется компанией Ukrainian Development Partners) стоимость машино-места в первой, уже построенной очереди, составляет 320 тыс. гривен. Следует отметить, что если за время кризиса паркинг в долларовом эквиваленте подешевел на 40–60% в зависимости от месторасположения, то в гривневом цена осталась почти на том же уровне. Но в целом эта ситуация характерна для паркингов с хорошим месторасположением. В то же время на рынке нередки случаи, когда цена снижается в долларовом эквиваленте в три раза. "Например, в Голосеевском районе паркинги продаются сейчас по десять тысяч долларов, а до кризиса за них просили 30 тысяч евро", — говорит директор агентства недвижимости "Каштан 2000" Сергей Позняк.

Покупателями паркингов являются, как правило, владельцы квартир. Спекулятивный капитал, который присутствовал на рынке в докризисный период, сейчас или ушел, или заморожен в долгостроях. Больше всего пострадали покупатели машино-мест в отдельно стоящих парковочных комплексах. Так, заморожено строительство нескольких наземных многоэтажных паркингов в спальных районах столицы (Троещина, Соцгород) и подземный паркинг под проспектом Бажана. Застройщики говорят, что иногда люди приобретают по нескольку машино-мест — одно для себя, а другое сдается в аренду. Однако такой бизнес не слишком выгоден из-за возросших сроков возврата инвестированного капитала. К примеру, при цене паркоместа в 200 тыс. гривен необходимо платить еще за сервисное обслуживание около 350–400 гривен в месяц. То есть срок окупаемости составляет минимум десять лет (в густонаселенных районах и в центре аренда достигает четырех тысяч гривен в месяц, а в спальных районах стартует от 600–700 гривен), что не особо привлекает частного инвестора.

Очень часто потенциальные покупатели отказываются от покупки паркинга в новостройках в пользу открытой стоянки, расположенной во дворе. "В нашей новостройке паркинг стоит около 20 тысяч долларов. При этом нужно платить еще 400 гривен за обслуживание (охрана, уборка и пр.). Я предпочитаю ставить машину в соседнем дворе на огороженной сеткой площадке, это обходится до десяти гривен в сутки", — рассказывает киевлянка Людмила Кисель. И спрос на такие "дикие" паркинги растет. Автомобили ставят везде, даже в проходах площадок. Иногда у одного машино-места несколько "владельцев": один ставит машину днем, другой ночью, а третий вечером. Автолюбители, которые не могут найти место на таких "диких" площадках, вынуждены оставлять машину под окнами, на газонах (если там есть место) или арендовать дорогие места в подземных паркингах.

Регионы не сильно отличаются от столицы по тенденциям, разве что застройщики более сговорчивые. По словам руководителя отдела продаж харьковской инвестиционно-строительной компании «Авантаж» Татьяны Ильичевой, спрос на паркинги в доме формируют несколько факторов. Это цена (покупатели готовы рассматривать предложение, если стоимость автоместа является оправданной и посильной), соотношение количества парковочных мест и числа квартир, класс жилого объекта, от которого зависит количество машин на семью, и наличие альтернатив для хранения автомобилей в районе новостройки (гаражи, благоустроенные охраняемые стоянки). «Как показывает практика нашей компании, активизация продаж в паркингах тесно связана со сдачей домов в эксплуатацию. А темп продаж тесно связан со скоростью заселения новостроек жильцами», — отмечает она. По словам Ильичевой, они продают паркинги в домах премиум-класса по 37,5 тыс. долларов, а бизнес-класса — по 12 тыс. долларов.

В Донецке местная власть обязала застройщиков возводить паркинги в новостройках в равном соотношении с квартирами. То есть на одну квартиру должно приходиться одно паркоместо, но обычно застройщики нарушают эту пропорцию, тем самым формируя искусственный дефицит. В этом городе гривневая цена паркоместа уже вернулась к докризисным показателям — 150–250 тыс. гривен. По словам Сидорского, подорожала и аренда, которая за три последних месяца выросла на 50% — до 800–1200 гривен в месяц.

В Запорожье новостроек с паркингами нет. Население предпочитает пользоваться гаражами, где цена квадратного метра такая же, как и запорожской квартиры (600–800 долларов). Во Львове, по словам председателя львовского регионального отделения ассоциации специалистов недвижимости Украины Евгения Мищанчука, автолюбители предпочитают оставлять машины под окнами, нежели покупать паркоместа по цене 30–50 тыс. долларов. В Днепропетровске стоимость паркингов стартует от 150 тыс. гривен, а аренда — от тысячи гривен.

Максим Еременко уверен, что нынешняя цена на паркинги слишком высока для потребительского кармана. «За те деньги, которые застройщики просят за одно машино-место, часто в том же городе можно купить гостинку», — говорит он. В то же время, по его мнению, застройщики вряд ли станут снижать цены на паркинги. В ожидании покупателя они попытаются зарабатывать на сдаче парковки в аренду. Паркоместа будут по-прежнему использоваться в качестве приманки для активизации спроса на квартиры и нежилые помещения. Так, Сергей Позняк сейчас продает три этажа нежилых помещений площадью 1700 кв. метров. В качестве бонуса продавец предлагает пять паркомест бесплатно. «Конечно, продажи по бросовым ценам продолжатся, ведь застройщикам нужно обслуживать свои кредиты. Но такие случаи будут носить единичный характер», — заключает Еременко.

^ Места для маленьких.

Велосипедисты, самая рисковая категория отечественных водителей, уверяют: проблемы пробок на дорогах нам поможет решить интеграция велосипедного транспорта и общественного, как, например, это делается в Европе. Пока велосипедисты радуются таким мелочам, как, например, появление еще в 2008-м распоряжения мэра Киева Леонида Черновецкого об установке в киевском фуникулере специального отсека для перевозки велосипедов (но он так и не появился). Велосипедная интеграция вообще идет у нас медленно: в сентябре этого года в Киеве на левом берегу городские власти построили первую нормальную велодорожку, которую по качеству можно сравнить с европейскими. Таких дорожек в целевой городской программе запланиро

Data: 20-01-2018, 20:59