Жилищное строительство 2-й и 3-й пятилеток

Жилищное строительство 2-й и 3-й пятилетокЖилищное строительство 2-й и 3-й пятилеток.

Если ранее жилье строили в сложившихся до революции рабочих районах, то в 1930-е гг. строительство промышленных предприятий определило места возведения новых жилых массивов, школ, дошкольных детских учреждений, например, в таких городах как Харьков, Челябинск, Нижний Тагил, Новосибирск, Волгоград и др.

Для ускорения строительства применялись наиболее простые строительные схемы и конструкции, но при этом соблюдалось правило комплексности застройки.

Архитектура новых домов стала определять облик центральных магистралей и новых районов. В Москве были введены новые строительные правила проектирования жилья, увеличена площадь и высота квартир. Соотношение числа квартир с различным количеством комнат было следующим.

двухкомнатные квартиры (35-40 м2 жилой площади вместо 30-35 м2) – 30.

трехкомнатные квартиры (60-65 м2 вместо 40-45 м2) – 50-60.

четырехкомнатные (70-75 м2 вместо 60-65 м2) – 10-20.

Кухня должна была иметь площадь не менее 6 м2 вместо 4,5 м2, высота помещений принималась 3,2 м. Уделялось внимание внешнему облику жилых домов.

После 1932 г. в крупных городах стали строить многоэтажные секционные кирпичные дома с лифтами и двухквартирной секцией. Такими были разработанные в 1936-1937 гг. типовые жилые секции для Москвы и Ленинграда. Квартиры имели удобную планировку, предусматривалась ванная комната, имелась ниша или комната для домработницы.

Московский и ленинградский опыт распространялся и на другие города. Характерные примеры – жилые дома четвертого квартала Автозаводского района г.Горького, арх.И.Голосов, 1936 г. где в квартирах выделялась парадная часть, а обслуживающие помещения были отнесены вглубь квартиры.; жилой дом Бакинского Совета в Баку, арх. С.Дадашев, М.Усейнов, 1938 г.

Однако при недостатке жилищ многокомнатные квартиры большой площади заселялись покомнатно, то есть это приводило к коммунальному заселению. Повысилась стоимости строительства квартир. Эти недостатки сложившейся практики отмечались на первом Всесоюзном совещании строителей в 1935 г. и на Первом Всесоюзном съезде советских архитекторов в 1937 г.

В 1938 г. при СНК СССР был создан Комитет по делам строительства, возглавивший проектирование и строительство.

В связи с большими масштабами строительства в практике Москвы возрастает градостроительная роль жилых зданий, тем более что их этажность увеличивается до 8, 10, 14 этажей. Чрезвычайно важным становится проектирование экономичных жилых секций. Поэтому в конце 1930-х гг. квартиры проектируют и строят меньшей площади, но в расчете на заселение одной семьей. В 1938 г. принято новое соотношение квартир: двухкомнатных – 60%, трехкомнатных – 30%, однокомнатных – 10%. Введена модульная система проектирования секций, что позволило сократить количество конструктивных элементов. В этой работе принимали участие архитекторы К.Алабян, П.Блохин, А.Зальцман, К.Джус, З.Розенфельд, С.Тургенев.

Распространение получила экономичная четырехквартирная жилая секция, авторы – архитекторы П.Блохин, А.Зальцман, и аналогичная секция с лифтовым узлом для домов выше шести этажей, арх. З.Розенфельд, инж. И.Гохбаум.

Жилой дом на улице Горького в Москве, 1937-1939, арх. А.Мордвинов. Общий вид.

Жилой дом на улице Горького в Москве.

1937-1939, арх. А.Мордвинов. План секции.

Жилые дома на Большой.

Калужской улице в Москве.

1939-1941, арх. А.Мордвинов.

План застройки. План жилой.

В последние предвоенные годы в практику внедряется серийный метод проектирования жилья. Основными признаками серийности проектов жилых секций были набор квартир, учитывающий потребности и демографический состав населения, возможность блокировки секций в доме, общность глубины корпуса, единая конструктивная схема, единый горизонтальный модуль. Увеличение темпов жилищного строительства.

квартал №4, 1936, арх.И.Голосов.

Общий вид план секции.

возможное при максимальной унификации основных конструктивных габаритов, могло быть осуществлено при переходе на типовое проектирование жилых секций. С 1940 г. жилищное строительство стало на путь строительства по типовым проектам. Снижение стоимости достигалось путем индустриализации строительства.

В то же время в эти годы в стране получило развитие малоэтажное строительство, поскольку в условиях нехватки жилья большое значение имел быстрый ввод зданий в эксплуатацию, учет при проектировании климатических условий, сейсмики, возможность использования местных строительных материалов.

В 1939-1940 гг. наркомат по строительству утверждает первые типовые проекты малоэтажных жилых домов. Их отличает экономичность планировки и удобство. В каждом проекте сведено к минимуму количество типоразмеров и конструктивных элементов. Но каждый проект разрабатывался изолированно со своей конструктивно-планировочной схемой и конструктивными элементами. Кроме того проектирование было несколько обезличенным, велось в расчете на «средние» условия, недооценивались климатические и национально-бытовые условия.

Для этого периода в Москве характерна застройка 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира), где вместо целостной композиции сложился случайный набор домов.

Не прекращались поиски средств более рентабельной организации процесса возведения жилых зданий и сокращения сроков строительства. Но в эти годы строительное дело еще не имело прочной индустриальной основы.

В 1938 г. было принято предложение арх. А.Мордвинова о внедрении поточно-скоростного метода строительства жилья. Таким способом были построены 23 дома на ул.Горького, Большой Калужской (ныне Ленинский проспект), на Фрунзенской набережной и др. Был тщательно продуман график строительства, что позволило четко согласовать последовательность выполнения строительных операций, использования механизмов, расстановку рабочих, организовать соответствующим образом финансирование и снабжение. Кроме того на ул. Горького протяженный фронт застройки был осуществлен на основе единого архитектурного замысла, разработанного в одной архитектурной мастерской.

Архитекторы А.Мордвинов, Д.Чечулин и Г.Гольц разработали проект комплекса жилых домов на Большой Калужской. Простота планировки и конструктивного решения, стандартизация пролетов, новые методы отделки фасадов и интерьеров, наличие общего композиционного решения комплекса стали прогрессивным явлением в практике строительства. В основу планировки домов положена единая жилая секция.

В Ленинграде велось комплексное строительство новых районов – Малой Охты. Автова, Щемиловки и Московского шоссе. Застройка осуществлялась комплексно крупными кварталами площадью 9-12 га со школами, детскими дошкольными учреждениями, магазинами. Элементы кварталов были пространственно взаимосвязаны и имели целостное архитектурно-художественное решение.

Особенностью застройки 26-го квартала на набережной Малой Охты (арх. Г.Симонов, Б.Рубаненко, О.Гурьев, В.Фромзель, В.Черкасский) было чередование фронтальной застройки с полукруглыми в плане корпусами. Крупные формы жилых зданий хорошо воспринимались с противоположного берега реки. Ведущий мотив в решении фасадов – обработка лоджий выступающими портиками.

Район Автово застраивался по проектам арх.А.Оля, С.Бровцева, В.Белова, А.Леймана.

Основным требованием к композиции застройки вдоль Московского шоссе (арх. А.Гегелло, Г.Симонов, Е.Левинсон, И.Фомин, Н.Троцкий, А.Оль, А.Юнгер) было архитектурное единство. Рельефность фронта застройки определялась посадкой шестиэтажных жилых домов с различными отступами от красной линии. Отдельные дома были объединены решетками над проездами между домами, декоративными арками и колоннами.

Не прекращались поиски новых облегченных материалов, новых средств механизации строительных работ. В начале 1930-х гг. в Ленинграде проводился конкурс на проекты зданий, возводимых индустриальными методами. На конкурс были представлены проекты домов из шлакобетона. Облегчение конструкции стен с разными заполнителями в опытном порядке осуществлялось в многоэтажном строительстве Москвы и других городов. Наиболее удачными оказались дома со стенами из крупных шлакобетонных блоков весом 1-3 т.

В 1935 г. в Москве был организован трест крупноблочного строительства, в составе которого было три завода по производству крупных блоков. Такой трест был создан и в Ленинграде. В 1936-1940 гг. в Москве и Ленинграде из крупных блоков строились не только жилые дома, но и школы, больницы, детские сады.

В начале 1930-х гг.применялись «черные» неофактуренные блоки. При отделке здания их украшали штукатурными рустами, профилями вокруг дверей и окон (дом на Мытной улице в Москве.

Дальнейшее усовершенствование технологии пошло по пути изготовления офактуренных блоков, что позволило исключить на стройплощадке трудоемкие процессы при отделке фасадов. Следующий этап – возведение в Москве типовых пятисекционных жилых домов из двусторонне офактуренных блоков, арх.А.Буров, Б.Блохин. Строительство велось на улицах Велозаводской, Валовой, Большой Полянке, Бережковской набережной.

Для зданий тех лет характерна имитация массивной рустованной стены с развитым карнизом, где блоки имитировали тесаный естественный камень или камень, обработанный рустами под «шубу.

В крупноблочном жилом доме на Ленинградском проспекте в Москве, построенном в 1940 г. арх.А.Буров, Б.Блохин, впервые применена двухрядная разрезка стен, позволившая сократить количество блоков. Тектонически этот прием был правдивее, чем членение на декоративные русты, кроме того, членение на вертикальные и горизонтальные блоки увязано с композицией фасада.

В крупноблочном строительстве этого времени сложились два композиционных приема: тектонический (конструктивная разрезка блоков – как средство архитектурного выражения конструкции) и изобразительный (конструктивная разрезка маскируется при помощи графической обработки стены). В связи с использованием второго приема сложилось противоречие между новой конструкцией жилого дома и его архитектурно.

Крупноблочный жилой дом на Ленинградском шоссе в Москве, 1940, арх А.Буров, Б.Блохин.

инж. А.Кучеров, Г.Карманов.

Жилой дом на Манежной площади в Москве, 1934.

арх. И.Жолтовский. Общий вид, план, фрагмент фасада.

Жилой дом на улице Горького в Москве, 1933-1949.

декоративным решением. Вообще, для рассматриваемого периода характерен поворот к традиционным архитектурным формам, творчески переработанным архитекторами, но тем не менее зачастую входившими в противоречие с новым конструктивным решением и современным назначением здания.

Например, фасады семиэтажного многоквартирного жилого дома на Моховой улице (Манежной площади) в Москве, 1934 г. арх. И.Жолтовский решает как фасады ренессансного палаццо в палладианской трактовке, используя полуколонны колоссального ордера, аттиковый этаж и др.

Большинство архитекторов пытались по-своему переработать классическое наследие, взяв из арсеналов его форм и приемов элементы, придающие архитектуре жилого дома парадность и монументальность. В разработке фасадов многоэтажного жилого дома на ул.Горького в Москве, запроектированного арх.А.Буровым, 1933-1949 гг. явно ощущается влияние архитектуры мастеров эпохи Возрождения, хотя и самостоятельно интерпретированной автором. Стена дома, толщиной в два кирпича, не давала возможности для рельефного решения, поэтому принята плоскостная ее трактовка. Вынесенный на два метра свес крыши подчеркивает это. Введены два пояса-карниза, расчлененная ими стена становится ведущей темой в композиции фасада. Однако декоративные живописные вставки и вертикали пилястр, создающие иллюзию каркасной структуры верхнего яруса здания, а также венчающий карниз, имитирующий в железобетоне легкие деревянные карнизы эпохи Возрождения, нарушают органическую связь между композиционной схемой фасада, конструктивной схемой и структурой современного многоэтажного дома.

Примеры использования приемов классического наследия в архитектуре 1930-х гг. – жилые дома в Москве по проектам Г.Гольца, И.Вайнштейна (дом на ул.Чкалова), З.Розенфельда, Л.Бумажного, Е.Иохелеса (дом на Суворовском бульваре, 1937 г.), М.Синявского, в Ленинграде – по проектам архитекторов Е.Левинсона, И.Фомина (дом на Карповке), А.Гегелло.

Увлечение монументальностью композиций распространилось и на другие города страны. При этом своеобразие архитектуры определялось природно-климатическими условиями и национальными традициями. Заимствование форм классики в жилых зданиях.

Жилой дом на пересечении улиц Жилой дом возле завода «Арсенал.

В.И.Ленина и Пирогова в Киеве, 1938, в Киеве, 1935 г. арх. И.Ю.Каракис.

Жилой дом в Запорожье, 1937, арх. Г.М.Орлов, П.М.Сталин.

в Макеевке, 1934.

Жилой дом на улице.

УШ съезда Советов.

в Харькове, 1938.

при консультации А.М.Бекетова.

Район Щемиловка в Ленинграде, 1937-1940, арх. Е.Левинсон, И.Фомин.

Баку проявилось в облике жилого дома «Монолит» на площади Низами, арх. К.Сенчихин; использование средневековых национальных традиций – в жилом доме Бакинского Совета, арх. С.Дадашев и М.Усейнов.

Характерный пример смешения классики и национальных традиций – жилой дом на площади Героев в Тбилиси, 1936-1938 гг. арх. М.Калашников. Для пластической разработки фасадов использованы канонические элементы (арки, колонны, карнизы, промежуточные тяги) в сочетании с архитектурными мотивами старинных жилищ Тбилиси (нависающие.

Жилой массив Автово.

в Ленинграде, 1936-1940, арх.А.Оль.

Жилой дом Ленсовета на Карповке в Ленинграде.

1931-1934, арх. Е.Левинсон, И.Фомин.

друг над другом балконы, объединенные угловыми стойками). Но расположение балконов, лоджий, арок носит большей частью декоративный характер и не связано с планировкой жилого дома, а дворовые фасады не имеют достаточного количества балконов.

Внедрение поточных методов строительства усилило складывающиеся противоречия. Пример поисков новых художественных средств композиции – решение фасадов корпусов А и Б по ул. Горького в Москве, 1937-1939 гг. арх. А.Мордвинов, инж. П.Красильников. Здания посажены на участок с учетом падения рельефа. Жилая часть состоит из пяти этажей, а нижний этаж занят магазинами. Цокольный этаж и портал дома облицованы гранитом, стены вышележащих жилых этажей – искусственной плиткой, терракотовыми деталями и лепниной. Это позволило освободиться от трудоемких «мокрых» отделочных работ на стройплощадке и создать прочную долговечную поверхность стены. Методы строительства предусматривали механизацию строительных работ и использование готовых элементов (железобетонных плит, оконных блоков, лестничных маршей). Несмотря на то, что не масштабны пилястры в верхней части здания и скульптурные фигуры на центральных ризалитах корпуса А, архитектурно-пространственное решение жилых корпусов представляет интерес, в том числе и как попытка связать решение фасадов с новой технологией возведения дома.

Дальнейшее развитие конструкций многоэтажного жилого дома привело к созданию нового образа секционного многоквартирного здания.

Общественные здания массового строительства.

Вторая и третья пятилетки были периодом массового строительства зданий культурно-бытового обслуживания и учебно-воспитательных заведений.

Искания в области педагогических методов воспитания, внедрение лабораторно-бригадного метода обучения обусловили сооружение школ на 1500-2000 учащихся с большим количеством помещений, из которых классы составляли 30-35%, а вспомогательные помещения 65-70%. Эти здания были очень дороги в строительстве и неудобны в эксплуатации. После отмены лабораторно-бригадного метода были пересмотрены и проекты школ.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 1934 г. были определены типы общеобразовательных школ на 280, 400, 880 учащихся. Кубатура зданий резко ограничивалась, принималось соотношение учебных помещений к вспомогательным 65% и 35%. Для крупных городов СССР основным типом школы стала двухкомплектная средняя школа на 880 учащихся.

Сложной и трудной задачей была идейно-художественная, образная трактовка школьного здания. В 1930-е гг. эта задача не была убедительно решена.

В 1935 г. Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны утвердил Единые нормы строительного проектирования. В нормах была дана программа проектирования «детского очага». Архитектурно-планировочные решения детских садов в первой половине 1930-х гг. представляли собой пеструю картину. Вплоть до 1938 г. проекты составлялись по программам с завышенными нормами кубатуры, здания имели сложную конфигурацию плана и большой периметр наружных стен. Кроме того по всей стране использовались типовые проекты для средней полосы СССР.

Новая программа проектирования, разработанная дошкольным отделом Наркомпроса РСФСР в 1936 г. предусматривала детсады на 25, 50, 75, 100 и 125 детей, высотой в 1-2 этажа. Для новых проектов было характерно симметричное решение планов с расположением подсобных помещений в первом этаже. Удачными примерами могут служить детские сады на 100 мест, построенные в Москве для ЗИС и в г.Горьком по типовому проекту арх. И.Лихацкой (Наркомпрос, 1936 г.) и арх.А.Чалдымовым, 1938 г.

В 1938-1941 гг. были утверждены новые типы детских яслей на 20, 40, 60, 80 и 120 мест и детских садов на 25, 50, 75, 100, 125 и 200 мест, рассчитанных на дневную эксплуатацию. Новые типовые проекты детских садов на 200 мест (арх. Л.Степанова, А.Кудрявцева), на 100 мест (арх. А.Чалдымов) позволили сократить объем здания с 43 до 23-25 м3 на одно место и значительно улучшить их архитектурно-строительные качества.

Более отсталым видом массового строительства было в 1930-е гг. строительство больниц . Широкое распространение получила павильонная система организации больниц, так называемые больничные городки. Основные отделения и группы больничных комплексов (приемный покой, стационары по различным специальностям, лечебно-вспомогательные отделения, пищевой блок и др.) размещались в отдельных зданиях в 1-3 этажа. Строительство таких больничных комплексов нередко продолжалось долгие годы. Все же в это время были построены и реконструированы десятки больничных комплексов в крупных индустриальных и сельскохозяйственных районах страны.

До 1940 г. строительство велось исключительно по индивидуальным проектам, больницы строились вместимостью до 1500 коек (больничный комплекс на 1500 коек в Харькове по проекту арх. И.Фомина и инж. Д.Кричинского.

Одновременно со строительством больниц павильонной системы появился новый тип централизованной больницы. Примером ее может служить клиническая больница на 285 коек в Свердловске, арх. А.Югов, 1936 г. Больница здесь объединена с поликлиникой в шестиэтажном здании.

В предвоенные годы впервые были применены типовые проекты небольших больниц и отдельных корпусов. Павильонная система оставалась наиболее распространенной вплоть до 1952 г.

В строительстве жилых и массовых общественных зданий второй половины 1930-х гг. произошли значительные изменения по сравнению с первой половиной рассматриваемого периода. Были заложены основы типового проектирования, введены ГОСТы на отдельные элементы зданий для многоэтажного строительства в больших городах и разработаны проекты для стандартного малоэтажного строительства в средних и малых городах РСФСР. Однако архитектура этих зданий оставалась однообразной, малопривлекательной.

Навигация по записям.

Data: 23-06-2018, 04:00