http://tuofikea.ru/novelty

«Новая газета»: революция детей

Ксения, 20 лет, студентка НИУ ВШЭ: «Болотная меня изменила»

Когда 8 декабря мы, студенты, собирались вместе, у нас было много идей — например, создать межуниверситетскую сеть взаимопомощи для тех, кого могут арестовать. Мы распечатывали для них памятки с выдержками из законов. Слава богу, они не понадобились.

Сейчас планы моей инициативной группы связаны не только с митингом 24-го, а с политическим сезоном в целом. Наша акция называется «Расскажи соседям о результатах выборов». Наша целевая аудитория — это люди среднего возраста, пенсионеры, которые сохранили политический запал еще с советских времен, но у них нет возможности зайти в интернет, много общаться, собирать информацию.

Для нас политика — это такая же часть жизни, как, например, театр или мытье посуды.

Мы считаем, что мы не вправе призывать людей идти на митинг, поскольку это личное дело каждого — идти или нет. В конце концов, не митинг является конечной целью. Мы стремимся, чтобы политическая система перестала быть тем, о чем неприятно думать, к чему неприятно прикасаться.

Власти при каждой удобной возможности нужно показывать, что они просто чиновники, люди, которые живут за наш счет. И им не позволено делать все, что угодно. Очень многое, конечно, зависит от самого общества. Мне кажется, главная проблема россиян — в равнодушии: сделали дорогу — неважно как; пришел Путин, посадил сотни людей — ну и ладно…

После Болотной перестаешь считать себя обозленным либералом. Этаким либералом-маргиналом. Понимаешь, что ты не один такой, а есть миллионы таких же, как ты. Болотная меня изменила.

Иван, инженер, 24 года:
«На телевизоре надо написать: «ЕдРо» убивает»

Я решил провести культурно-массовое мероприятие в рамках митинга 24 декабря. У меня уже готов постамент, высота которого около двух метров. На него я взойду в костюме Деда Мороза, а рядом со мной будет Снегурочка. Я Дед Мороз современный, поэтому у меня вместо шапки совершенно нормальная ковбойская шляпа с символикой СССР. Костюм у меня изготовлен из коммунистического флага. Но я, конечно, не сторонник коммунистических взглядов. И я лично против Зюганова — ничего хорошего он нам не принесет. Если Геннадий Андреевич увидит, что из его святыни сделали костюм, будет интересно посмотреть на его реакцию. «Единую Россию» я не брал для материала, потому что у них же ничего нет. Из чего там делать?

На митинге, который прошел на Болотной, сцена была слишком удалена от основной массы людей. Те, кто был рядом, могли слушать, а остальные просто стояли.

У меня сейчас абсолютно нет свободного времени, но я все равно пойду 24-го на митинг, потому что вижу реальный эффект от этого. И я хочу сделать так, чтобы люди, которые пришли на митинг, не пожалели о своем решении. Есть же не только интеллигенция, которая знает, зачем идет на проспект Сахарова. И я верю, что очень многое зависит от того, что будет произнесено из уст Деда Мороза! Я уже подготовил для выступления серию плакатов. Сейчас вывесил их в «Фейсбуке» — народу нравится. Например, на сигаретах есть надпись: «Курение убивает», а я решил, что на телевизоре надо написать: «ЕдРо» убивает»… И все в таком стиле, как маленькие лозунги.

Сейчас я готовлю видеоматериал о том, как сделать постамент. Вдруг кто-нибудь еще захочет последовать моему примеру. Я понимаю, что Первый канал мое выступление обязательно постарается превратить в цирк. Я, конечно, это буду учитывать.

А если бы я был сейчас на месте Путина, я бы уже паковал чемоданы. Ведь очевидно, что произошедшее 10 декабря — нечто необратимое.

Алексей, 32 года, управляющий партнер юридической компании:
«Раньше я смотрел на оппозиционеров как на городских сумасшедших»

Я никогда не принимал участия ни в каких митингах. Но я решил пойти 5 декабря на Чистые пруды. И теперь понимаю, что это только начало. Меня очень оскорбили результаты выборов. До выборов было такое ощущение, даже не знаю почему, что если мы сейчас все пойдем и каждый проголосует, как хочет, то что-то изменится. Я даже призывал друзей-знакомых идти на выборы. Но в результате я увидел бессмысленность своих надежд и ожиданий. Осталось только чувство возмущения и ничего другого.

В итоге меня задержали на Чистых прудах, и я сутки просидел в милиции. Раньше я смотрел на оппозиционеров, на людей, которые собирались 31-го числа, просто как на городских сумасшедших. Но когда я со многими из них пообщался – а времени у нас для этого было предостаточно, – я понял, что заблуждался… Все они совершенно разные. О полицейских я раньше думал, что это какие-то уроды с дубинками, но после Чистых прудов увидел, что это такие же люди, как и мы, они ведь тоже недовольны. Никакого негатива в наш адрес от них я не услышал. «Ребята, мы так устали. Неужели вы думаете, что можно что-то изменить?»; «Я сам голосовал за оппозицию. Жена у меня голосовала за оппозицию. Но они же все равно нарисуют все, как им надо» — вот что я слышал от людей в форме. Со мной сидел молодой человек, который работал наблюдателем, так полицейские с интересом смотрели у него на мобильном ролики о фальсификациях.

После Чистых прудов у меня поменялось мнение об оппозиции. А после Болотной площади у меня появилась вера в то, что можно что-то изменить.

Теперь о предложении, которое я поддерживаю. Есть несколько групп в социальных сетях, в которых люди обмениваются какими-то идеями, но единого ресурса все-таки нет. Я согласен, что нужно создать такую площадку и провести что-то вроде интернет-голосования, в котором смогли бы принять участие миллионы. Необходимо, чтобы свое мнение могли высказать не только активные пользователи «Фейсбука» и «ВКонтакте». Важно узнать настроения людей по следующим вопросам: стоит ли признавать эти выборы недействительными и устраивать новые? какие кандидаты от оппозиции действительно популярны среди населения?

Этот проект мы планируем запустить незадолго до митинга, либо сразу же после него. Я уверен в правильности этого направления. Я намерен заниматься этим до тех пор, пока наши требования не будут удовлетворены.

Николай, 25 лет:
«Меня пробудили циничность и наглость власти»

Раньше я проявлял свою гражданскую позицию больше в мелочах: писал письма в прокуратуру, когда сажали Магнитского, пытался засудить магазины за продажу некачественных продуктов.

К активным действиям я перешел совсем недавно, потому что выборы стали для меня последней каплей. Пробудили меня циничность и наглость власти.

Моя идея не столько связана конкретно с митингом. Митинг, скорее, промежуточное звено. Я планирую долгосрочный проект. По сути, цель моей группы — не дать упасть уровню гражданской активности, широко распространившейся в последнее время.

Людей в свою группу я набрал благодаря «Фейсбуку» и знакомым. Саму группу я начал создавать тоже в «Фейсбуке». На данный момент в моей группе около пятидесяти человек.

Мы стараемся собрать как можно больше людей 24 декабря. Я занимаюсь агитационными материалами. Многие готовы помогать тиражировать, расклеивать. Мы распространяем листовки самыми разными способами. Кто-то берет на себя работу на самом митинге, есть люди, которые будут организовывать флешмобы. Также мы будем обеспечивать митингующих чаем, чтобы они не замерзли.

Достучаться я главным образом хочу до одного человека — его зовут Владимир Владимирович Путин. Этот человек просто уходит от связи с реальностью. Я жду того момента, когда власть перестанет быть такой наглой.