http://tuofikea.ru/novelty

Политическая система: как обрести будущее?

Название экспертного доклада ИНСОР «Обретение будущего. Стратегия 2012», вышедшего в свет в феврале нынешнего года, как оказалось, точно отразило главный запрос российского общества, выраженный на выборах: оно хочет не только знать свое будущее, но и влиять на то, куда и как власть его собирается повести. Беда власти в том, что она не захотела и не смогла в должной степени это почувствовать и расслышать.

Смыслом нашей позиции было и остается: если модернизация не фигура начальственной речи, а российский исторический выбор, то в процессы обновления и очеловечивания всех сторон экономической, социальной, общественной и политической жизни должна поверить и полноценно включиться активная часть общества – назовем ее коалиция за модернизацию. Именно они – главная движущая сила перемен, составляющих содержание прогресса. Именно на этом коалиционном пространстве должна формироваться и редактироваться повестка действий власти, вся легитимность которой от свободных и честных выборов.

Последние события показывают, что такая коалиция стихийно складывается, а власть пытается этого не замечать. Сложившаяся ситуация – результат ни злонамеренности, ни злой судьбы. Это – закономерный итог отставания политической системы от социально-экономических реалий настоящего и вызовов будущего. Не время и не место в этой статье рассуждать о том, допускает ли российская власть возможность собственной сменяемости через выборы. Важно другое: опасаясь сменяемости, власть сама, собственными руками лишила себя инструментов изменяемости и подотчетности. В ее картине мира – со всеми «тандемами» и рокировками – обществу, похоже, осталась одна функция – ритуально голосовать «за» под грохот наших барабанов. Голосование против, органически присущее любой реальной демократии, воспринимается чуть ли не как агитация за «новую революцию».

В конце ноября 51% опрошенных «Левада-центром» считали, что на выборах «будет лишь имитация борьбы, а распределение мест в Думе будет определено по решению властей», 46% ожидали на них «манипуляций и подтасовок», 42% предполагали их «грязными». В ночь на 5 декабря активная часть общества укрепилась в мнении, что несменяемость власти тождественна ее неизменяемости во всем том, что вызывало и вызывает раздражение граждан.

Именно поэтому появилась общность граждан на Болотной площади. Общий интерес пока размыт, точнее – разные граждане хотят разного. Но они точно знают, чего не хотят: чтобы за них решали, кому править страной и в какие «светлые дали» ее вести.

Простых решений будущее не сулит. У власти нынешней и власти завтрашней нет цельной стратегии действий, нет продуманных ответов на риски и вызовы в экономике, социальной сфере, тем более – увязки этих решений с меняющейся конфигурацией российской политики, вовлечением активной части общества и, прежде всего, средних классов в реализацию модернизационных начинаний. Все государственные институты и механизмы, назначенные к взаимодействию с обществом, настроены на режим начальственного монолога или имитации плюрализма. Их придется коренным образом переопределять или создавать заново.

Хочется надеяться, что власть на недавнем опыте осознала неизбежность не имитации, а реального перезапуска механизмов политической конкуренции, как гарантии поступательного и устойчивого развития страны. Президент призывает «идти на более решительные шаги по снятию накопившихся ограничений на политическую деятельность»; премьер-министр ставит задачу «укреплять политическую систему, совершенствовать базу демократических институтов, модернизировать все стороны нашей жизни», говорит о плавном возвращении выборности губернаторов и сенаторов, упрощенной регистрации партий. За точно такие предложения в своих докладах совсем недавно ИНСОРу приходилось выдерживать штормовые волны хорошо срежиссированной критики. Но время даже самых хороших слов, за которыми не стоят реальные решения, уже прошло. Наступила пора конструирования деталей и сборки из них «дорожных карт» структурных реформ, призванная, пожалуй, впервые за последние десятилетия создать общественно-политический механизм поступательного и непрерывного эволюционного развития, основанный на новом качестве институтов.

Нет простых решений и у тех, кто выходил на Болотную. Понятно, что протест против умаления и унижения права граждан на выбор должен реализовать свой созидательный потенциал. Поэтому коалиции за модернизацию предстоит стать субъектом политической жизни, может быть, обретя в начале форму общероссийского круглого стола, который сам бы и сформулировал собственную повестку.

Не исключаем, что на этой основе рано или поздно найдут обновление формата уже состоявшиеся партии, или же возникнут новые. Процесс этот тем естественнее, чем предметнее. На Болотной площади, по сути, состоялась общественная экспертиза состояния политического института выборов. Не все выводы (и не всеми) еще сделаны. Власть с крайней неохотой понижает градус своего агрессивного нарциссизма. Кипящие страсти порой теснят на второй план содержательные вопросы 4 марта. Их необсуждение, будь то будущая финансовая устойчивость, инвестиционный климат, пенсионная система, наука и инновации, состояние образования и здравоохранения, коррупция и судебная система и т.п. сильно повышают риск необязательности последующих действий власти в соответствии с запросом общества на перемены.

Между тем, общее будущее и гражданского общества, и бизнеса, и власти началось уже сегодня. И оно будет тем увереннее, чем глубже и интенсивнее станут взаимоуважительные отношения по поводу текущих и предстоящих решений государства между всеми, кого они касаются. Россия вступает в новое время, одной из примет которого становится гласная и конструктивная оценка обществом того, что мешает ему двигаться вперед. ИНСОР с первых дней (с 2008 года) работает на этом поприще. На этой позиции мы и остаемся.

Игорь Юргенс, Евгений Гонтмахер, Борис Макаренко, Никита Масленников