http://tuofikea.ru/novelty

Африканская Испания – пример для России?

Экономический и управленческий опыт испанского региона в Магрибе может быть полезен РФ и СНГ в целом

Председатель победившей на выборах в парламент Народной партии Испании Мариано Рахой, вступающий в должность премьер-министра, заявил, что в числе важнейших задач нового правительства – сохранение территориальной целостности страны, «простирающейся от берегов Северо-Западной Африки до Пиренеев».

Действительно, часть территории страны расположена на побережье африканского Северо-Запада. Гибкая экономическая и административная политика, издавна проводимая Мадридом на этих территориях, способствует тому, что Испания по-прежнему граничит с Марокко непосредственно в Африке. Данный политический опыт может быть востребован и в России, в контексте управления и экономического регулирования в ее отдаленных регионах (Калининградская область, Курильские, Командорские острова, российские поселки и угольные шахты на Шпицбергене).

Речь идет о городах Сеута, Мелилья, с примыкающими к ним районами, островах Перехиль, Алусемас, Чафаринас и полуострове Велес-де-ла-Гомера. Эти анклавы стали испанскими еще во времена Средневековья. Их общая территория около 35 кв. км, в том числе Сеуты и Мелильи – 19 и 13 кв. км. соответственно. По данным на 2010 год, численность населения – примерно 150 тыс. чел., 85% – испанцы. До 90% населения Магрибской Испании проживает в анклавах Сеута (около 85 тыс.) и Мелилья (до 65 тыс.). Однако экономическое значение региона для Испании выходит далеко за рамки его миниатюрных географических параметров.

Данный регион – один из основных транзитных мостов между Африкой и Европой, причем этот «мост» контролирует Испания, что, естественно, выгодно Мадриду экономически и политически. А в более широком плане Магрибская Испания представляет собой крайний юг Евросоюза, территория и экономическое пространство которого, таким образом, не ограничиваются европейским побережьем Средиземного моря.

Уже одного этого обстоятельства достаточно для понимания того, что значимость данных территорий для Испании и для ЕС в целом неоспорима.

Сеута с Мелильей имеют статус свободного транзитного порта, а в примыкающих к ним районах Испанского Магриба уже который год действует льготный налоговый режим, который распространяется и на другие испанские районы Африки. Поэтому весь этот регион квалифицируется как торговое и инвестиционное «окно» между Африкой и Западной Европой, но, в первую очередь, между Испанией и Марокко. Именно через это «окно» ежегодно осуществляется до трети общего объема торговли Испании с Марокко, Алжиром и Мавританией.

Что касается местной промышленности, то это, прежде всего, возделывание цитрусовых, оливок, рыбопромысел, пищевая, текстильная, горнодобывающая отрасли, портовая инфраструктура и судоремонт. Нефтепродукты в Магрибскую Испанию поступают в основном с заводов по переработке нефти, расположенных в Центральной Атлантике Испанских Канарских островов (г. Санта-Крус-де-Тенерифе).

Через Мелилью экспортируются свинцовая и железная руды с близлежащего марокканского месторождения Бени-Буифрур у г. Надор, с которым Мелилья связана железной дорогой протяженностью в 25 км. Порт Мелильи принимает в основном паромы из южноиспанских городов Малага и Америя. А в анклаве Сеута (в районе Бенсу) добываются сурьма и железная руда. Словом, отраслевой «ассортимент» всего этого региона Испании достаточно разнородный. И отметим, что транзит марокканских товаров через эти территории – бесплатный.

Тем не менее, Мадрид не предоставляет Магрибской Испании статус свободной экономической зоны и препятствует развитию там оффшорного бизнеса.

В отличие, скажем, от «оффшорной» экономической политики Великобритании в британском Гибралтаре, расположенном в 30 км к северу от Сеуты. Не только испанские, но и марокканские власти небезосновательно считают, что в противном случае самая южная граница Евросоюза будет фактически контролироваться транснациональными структурами. А это чревато негативными последствиями для ЕС, Испании и Марокко.

Испанский эксперт Алек Жингель отмечает, что «Испания ревностно защищает эти территории. Любая попытка посягательства других стран на эти анклавы часто выливается в военный конфликт».

Отметим также, что еще с 1960-х гг. наиболее жесткий контроль за иммиграцией из Африки в Европу осуществляется именно на этих испанских территориях.

Например, пропускаются только контрактники, их семьи, ближайшие родственники и политические беженцы (причем в каждом конкретном случае присвоение такого статуса – прерогатива испанского МВД). Такая иммиграционная политика Мадрида не единожды вызывала недовольство правительств ряда соседних африканских стран, в том числе приграничного Марокко. А бывший ливийский лидер Каддафи в июле с.г. даже призывал «освободить Сеуту, Мелилью и Канарские острова», что в Марокко не поддержали.

Мадрид не идет ни на какие послабления в этой сфере. Правильность иммиграционной политики в Магрибской Испании особенно проявилась в период «Магрибской весны-2011», когда десятки тысяч беженцев практически из всех стран Магриба буквально штурмовали близлежащие итальянские острова, Мальту, греческий Крит. Но ничего подобного не наблюдалось в Магрибской Испании благодаря продуманной иммиграционной политике ее местных властей и испанского государства в целом. Такой опыт нелишне и позаимствовать.

Впрочем, Магрибская Испания – это не только многоотраслевая экономика, но еще и весьма комфортное, хотя малоизвестное (по крайней мере, для россиян) место отдыха. Скажем, «на полуострове Велес-де-ла-Гомера, — по данным А.Жингеля, — вблизи испанского поселка имеется уютный пляж, охотно посещаемый туристками из Франции, которые любят загорать топлес под «контролем» сильных биноклей бдительных испанских пограничников».

Примечательно и то, что, например, острова Чафаринас имеют статус национального заповедника, там же находится биологическая научная станция, результаты деятельности которой востребованы во многих странах. А на главном одноименном острове миниатюрного архипелага Алусемас расположен столь же «микроскопический» рыбопромысловый и торговый порт.

Поистине, — мал золотник, да дорог…

P.S. А вот последние факты укрепления связей между Европейской и Магрибской Испанией. 3 декабря администрации портов Картахена (юго-восток Испании), Сеута и Мелилья подписали Протокол об организации между ними еженедельных паромных перевозок автотранспорта, что, согласно документу, «позволят усилить торговые связи с Севером Африки и Иберийским полуостровом». Этот Протокол вскоре будет представлен в Еврокомиссию для получения финансовой поддержки в рамках Евросоюзовской программы Marco Polo. В случае одобрения проекта в ЕС, он будет реализован в июне-июле 2012 году. Если же помощи от ЕС не будет, этот проект намечено реализовать позже – к сентябрю 2012 г.