http://tuofikea.ru/novelty

«Эхо Москвы»: на пороге перемен

Мы на пороге перемен. Перемен больших и стремительных.

Еще две недели назад они только маячили в тумане неопределенности и предчувствий. А вот сейчас очень похоже на то, что первую годовщину митинга 10 декабря мы будем вспоминать (отмечать?) уже совсем в другой стране. И если это так, то предстоящий год рождает новые заботы и новые вопросы. И самый главный из них — как прожить этот год без особых потрясений, крови и насилия, к которому может прибегнуть нервическая, растерявшаяся власть? У меня нет готового рецепта, лишь некоторые соображения, которыми я хотел бы поделиться.

Конечно, было бы идеально, если бы Владимир Владимирович, поняв, что Россия пришла в движение, сам стал бы инициатором глубоких политических реформ и постепенно привел бы страну к настоящим выборам, с честью передав ключи от своего кабинета. Но как показало его последнее общение с народом, этих перемен он не чувствует, и ни о каких серьезных преобразованиях не помышляет.

И тем не менее, насколько я понимаю ситуацию, стремление Путина к высшей власти примерно равняется его готовности расстаться с этой властью при условии достойного ухода со сцены и, понятно, гарантий непреследования, сохранения того, что имеет. Чтобы не уходить в сторону от темы, не буду сейчас объяснять, что заставляет меня так думать, тем более, что, если даже сегодня моя формула неверна, то очень скоро сохранение лица и всего остального может стать его (В.Путина) единственной целью.

Из этого вытекает следующее: нарастание массовых протестов, давление оппозиции, изменение привычного расклада сил — все это неминуемо начнет выбивать из под ног власти почву, рождать чувство неуверенности, ощущения загнанности в угол. В такой ситуации — а ведь речь идет о собственной безопасности — стремительно повышается градус обратно направленной агрессии, риск иррациональных действий, которые могут привести к насилию и жертвам.

Если мы хотим этого избежать, может быть, стоит уже сейчас начинать задумываться над процедурой передачи власти, чтобы события не застали врасплох. Задумываться над тем, как сделать, чтобы эта передача была добровольной, а не насильственной. То есть в определенный момент предложить действующей власти условия, которые, пусть и без восторга, она все же может принять и спокойно, без эксцессов уйти.

Возможно, кому-то покажется, что все эти соображения несвоевременны, до этого, мол, еще дожить надо и пр. Да, надо дожить. И вполне вероятно, что займет это не год, а больше. Но я знаю, что всё в нашей стране случается неожиданно, включая наступление зимы. Я также знаю, что в этих ситуациях наш самый привычный способ действий — импровизация. Иногда он приводит к успеху. Но в данном случае цена импровизаций может быть очень высока. Поэтому думать надо сегодня.