http://tuofikea.ru/novelty

ВТО: Путин и пустота

Умные и осторожные политики перед выборами стараются не делать скоропалительных шагов, бросающих на их реноме тень. Ни один из правящих политиков на Западе не рискнет проводить накануне выборов решения, вызывающие протест большей части общества. Путин же все делает все ровным счетом наоборот …

Что ж, преступление совершилось — Россия вступила в ВТО. Да, оно готовилосьуже давно, но все же тлела надежда, что все будет отсрочено. Хотя бы из-за ситуации с выборами в России. И все же бандитская кремлевская подпись была поставлена…

Обычно в предвыборный период, умные и осторожные политики стараются не делать скоропалительных шагов, бросающих на их реноме тень. Ни один из вменяемых правящих политиков на том же Западе не рискнет проводить накануне выборов решения, вызывающие протест большей части общества. Но только не наш «альфа-дог».

Путин делает все ровным счетом наоборот — самые тяжелые, провальные, самые компрометирующие его шаги максимально открыто, нагло, цинично и максимально быстро — на глазах у остолбеневшего народа. Попробуй в какой-нибудь Франции кандидат в президенты заикнуться про выдачу кредитов из бюджета какой-нибудь России за красивые глаза. Или про закон о пенсиях для гастарбайтеров. Или про вступление в какую-нибудь ШОС или ЕвразЭС. На следующий день газеты смаковали бы его политическую смерть. А Путин может все — и согласиться кредит ЕС дать, и закон о пенсии таджикам одобрить, и в ВТО вступить, несмотря на все протесты. С хирургической точностью сбывается правда афоризма: «Да, мы оборзели. И что?».

Я вот часто думаю: может быть, Путин на самом деле никакой не враг? Может быть, он действительно просто «оборзел», то есть сошел с ума от всевластия? Ведь тяжело остаться в здравом рассудке, когда ты — реальный бог и реально можешь всё: хоть кремлевскую звезду с башни достать для Алины Кабаевой, хоть тигрицу оживить поцелуем в амурской тайге, хоть все амфоры на Черном море на дне собрать — причем целыми, с ручками и без ракушек.

Вот у Пелевина в романе «Реконструктор» страной правят из правительственного бункера случайно свалившиеся алкаши, которые спьяну отдают невнятные приказы вовне. А у нас их аналог — андроиды из ботокса?

Заметим — как быстро сошло на нет поначалу очень мощно раскручиваемый пиар-тренд «путинского большинства». А потом, Путин, видимо прислушался к Глебу Павловскому, который с 2002 года постоянно твердил, что «нельзя всем нравиться, как червонец». И тогда Путин стал «паханом» уже в открытую. Все равно же ничего не будет. А, может быть, он просто понял, что незачем играть в этот спектакль. Что пора, наконец, говорить то, что он думает на самом деле.

Путинское сравнение белых протестных лент с презервативами обсуждает уже весь Рунет. При этом схема путинских шуточек построена очень грубо: сначала идет констатация радости, что инакомыслие существует, как «результат путинского режима» и апелляция к тому, что «надо с уважением относиться ко всем нашим гражданам», даже к тем, «которые в принципе ничего не воспринимают». Потом сразу же этих же самых граждан называют «бандерлогами» с презервативами на лацканах. Чтобы сразу все поняли, какая истинная расстановка сил и почему она в марте вряд ли всерьез поменяется.

Хамить обществу Путин стал относительно недавно, но это сразу же переросло у него в привычку. Путин явно втянулся в процесс построения плоских шуточек, которые поначалу позволяли выкручиваться ему из неудобного положения, когда люди задавали неудобные вопросы. Но потом шутки становились все приземленнее и подмяли под собой практически все здание путинской аргументации. Вспомним хотя бы «шакалить у посольств» и историю с «Юрой-музыкантом». Это уже стало четким сигналом, что само желание аргументировать внятно и уважительно, вступать в дискуссии закончились: тот, кто «бычит», использует принципиальное иные способы социальной доминации.

Святые Отцы учили, что привычка к смеху происходит от недостатка добра в человеке, как стремление его восполнить неким «заменителем». Именно поэтому монашеские правила строго предписывают инокам «не обнажать зубов», т.н. не смеяться. Поэтому привычка к смеху и плоским приколам становится привычкой забивать этим социальным сорбитом пустоту в самом себе.

Пуст ли Путин? Безусловно, он опустошен — потому что он всего лишь человек в данной конкретной ситуации и его поведение ничем не отличается от любого другого человека. Но на Путине есть еще один груз — груз ответственности за судьбу России, который, в том числе предписывает определенный этический кодекс «отца отечества». Путин, поначалу купаясь в лучах этого статуса, позже стал им тяготиться. И это очень важно — ведь настоящие диктаторы никогда не будут неуважительно относиться в своей публичной риторике к народу. Напротив, история учат, что они всячески подчеркивают свою интегративную роль, свою «царскую функцию» и отеческую длань. Потому что знают: разобраться за кулисами с любыми «несогласными» можно в любую минуту. Путин же этого не делает принципиально и разрушает свой собственный образ с умопомрачительной скоростью.

Он прекрасно знает, что 12 лет он выжигал политпространство вокруг себя и своего круга, чтобы никто не мог в обозримой перспективе прийти и отобрать у него власть. Путин сознательно идиотизировал весь политический процесс, превращая в дураков и шутов всех вокруг себя. А в этом обществе очень важно быть единственным умным и красноречивым, сохранить монополию на единственную вменяемость. И тем не менее, Путин почему-то разрушает правила игры, прямо намекая, что ему абсолютно наплевать на любые интенции в обществе. А возможно, он просто устал играть — ведь игра в добренького вождя нужна, чтобы закрывать дыры, имитировать единство. Когда же вся Россия превратилась в одну сплошную дыру — то к чему вся эта доброта? К ветхой одежде не приделывают добрых заплат. А вот злой смех всегда определенной группе людей нравится по принципу: это же свой пацан!