http://tuofikea.ru/novelty

Техника не остановит фальсификации

Владимир Путин не раз демонстрировал, что его раздражают претензии общества к результатам выборов. Он решил, как в похожих случаях раньше, откупиться техническим решением. «Вывести все в интернет, чтобы страна видела, что происходит у конкретного ящика. Чтобы снять напрочь все фальсификации», — заявил он в четверг, общаясь с гражданами.

Заявить это было тем более легко, что федеральная программа ускоренного технического переоснащения избирательной системы давно существует и предполагает помимо прочего установку веб-камер. Есть там и план установки комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) — все вместе на 12,6 млрд руб. до 2015 г.

Теперь веб-камер будет гораздо больше, чем предполагалось, их установят с опережением графика и, конечно, с увеличением расходов. Цена установки камер к началу марта, к президентской кампании, как этого требует премьер, достигнет, по словам министра связи Игоря Щеголева, 15 млрд руб.

Разговоры о технике и рост расходов — знакомый подход к решению проблем. Посмотрим, есть ли у этого решения смысл: помогут ли камеры обеспечить прозрачность избирательного процесса. Помимо проблемы передачи больших массивов информации есть проблема ограниченности поля зрения камер и проблема правил, собранных Центризбиркомом во «Временный порядок применения средств видеонаблюдения». Камеры способны зафиксировать число рук, опустивших в урну бюллетени. Могут показать, сколько людей и в каком направлении ходят по помещению для голосования. По мнению экспертов по видеонаблюдению, они помогут установить вброс, совершенный до начала голосования или после его окончания. Но предотвратить большинство нарушений и фальсификаций камеры не способны. Гаджеты в помещении бессильны, если люди, проголосовавшие по нескольку раз, переоделись (по закону заглядывать в лицо запрещено), камеры сами по себе не поймают «карусельщиков», многократно голосующих по открепительным талонам.

Необходима установка дополнительных камер перед дверями участков и воротами зданий, где проходят выборы, чтобы фиксировать прибытие автобусов с лжеизбирателями. Нужна и постоянная координация данных с разных камер, которая возможна, только если создать современный единый центр получения и обработки видеоданных.

Сотрудники избирательных комиссий нередко не соблюдают правила подсчета и не демонстрируют каждый бюллетень с проставленной галочкой. Кроме того, пункт 2.5 правил Центризбиркома разрешает выключать камеры «в случае неисправности». Это могут пресечь только независимые и сообразительные наблюдатели.

Более эффективными средствами подсчета эксперты «Голоса» считают КОИБы, которыми оснащено около 5% избирательных участков. На прежних выборах «Единая Россия» получала на них на 5% меньше, чем на соседних. Однако и здесь есть подводные камни. Программное обеспечение для автоматизированной системы «Выборы» разрабатывает единственная госкомпания, которой никто не помешает создать алгоритм подсчета, повышающий процент голосов в пользу одной из партий. Поэтому для контроля данных необходим ручной пересчет голосов на многих участках.

Вообще, манипулировать любой техникой очень просто. Вспомним скандал 2009 г., когда выяснилось, что в дежурные части столичной милиции поступает не изображение с уличных видеокамер, а картинка, нарисованная программистами. Веб-камеры, как мы помним, не помогли борьбе с нарушениями технологий при строительстве домов для погорельцев после пожаров 2010 г.

Тогда и сейчас Путин заявляет, что простое техническое решение полностью снимет претензии. Но это неправда. Техникой управляют люди, правила и программы создают люди. Действующая в России политическая система создает стимулы для того, чтобы люди, отвечающие за процесс выборов, подсуживали партии власти. До тех пор пока с губернаторов и других начальников будут спрашивать за «правильное» голосование, никакие КОИБы и веб-камеры не помогут.