http://tuofikea.ru/novelty

«Кольская»: катастрофа была неизбежна

Родственники членов экипажа затонувшей буровой платформы «Кольская» считают, что в трагедии виновно руководство компании-владельца, отправившее установку в море в непригодных для этого условиях. Руководители обвинения отвергают, а эксперты считают, что сам по себе шторм не мог стать причиной крушения.

Родственники членов экипажа буровой платформы «Кольская» возложили ответственность за гибель людей на владельца установки ОАО «АМНГР». «Моего отца Терсина Михаила Николаевича силой заставили руководить всей этой операцией. Он все знал, все понимал. Он самый ответственный человек», – заявила журналистам дочь начальника безопасности мореплавания.

Ее мать подтвердила, что сами моряки предупреждали руководство компании о том, что в подобных погодных условиях буксировка платформы запрещена, однако к ним не прислушались.

«Мой муж – капитан Козлов. Он во все инстанции писал рапорты, что буксировка запрещена – в зимнее время по закону даже. Дошло, что он написал заявление об увольнении. Его вообще хотели одного оставить, чтобы он за все отвечал. Он так и сказал: «Если что случится, я буду виноват». Потом ему Терсина прислали (начальника безопасности мореплавания)», – рассказала супруга капитана «Кольской» Людмила Козлова, передает РИА «Новости».

Ольга Александровна, супруга Михаила Терсина, высказала свое негодование следующим образом: «Хочу задать вопрос руководству: зачем нужно было 67 человек оставлять на буровой? Этим людям подписали смертный приговор! Опять сэкономили деньги, в результате получили то, что домой не придут мужья, сыновья. Погодные условия ужасные… Муж кричал, что делать этого нельзя. Уходя в рейс, он мне так сказал: «Ну, если не я, то кто?! Мне 61, дети большие…» Сейчас его нет в списках ни живых, ни мертвых. Двое суток не спим, и еще гадости слышим, что наши мужья виноваты. Да если бы они знали, какие они ответственные… Непонятно еще, чем занимались три часа после передачи SOS. Рядом были ледокол «Магадан», «Нефтегаз», почему они стояли, когда рядом люди гибли?! Люди пытались откачать сами воду, которая шла в люки. А когда насосы вышли из строя, они уже пошли ко дну», – приводит слова Ольги Терсиной газета «Комсомольская правда».

Редактор журнала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко в интервью газете ВЗГЛЯД не согласился с тем, что проводить буксировку было нельзя. «Эти буксировки происходят регулярно, и очень часто в условиях еще более экстремальных, чем осенне-зимнее Охотское море», – сказал он.

«В Охотском море предсказать погоду в осенний период на срок больше 24–48 часов просто невозможно, – продолжил Войтенко. – А переход занимает минимум суток шесть. Но сам по себе шторм не мог послужить причиной гибели буровой. Что-то было на буровой не то, если началось поступление воды в корпус.

«Главу компании – владельца буровой можно обвинить только в одном: в том, что на время перегона на буровой оставили очень много персонала, 67 человек. Нечего им там было делать на перегоне. Вот в этом я вину вижу. А в самом факте перегона нет ничего особенного», – заключил он.

Однако руководство компании полностью опровергает любые обвинения. В частности, по словам гендиректора Юрия Мелехова, все необходимые разрешения на буксировку были получены, платформа была в исправном состоянии, а метеопрогноз на следующие пять дней был благоприятным для буксировки.

«СПБУ «Кольская» завершила в этом году капитальный ремонт. Он осуществлялся под надзором двух классификационных обществ – DNV: норвежского и российского морских регистров судоходства, которые предъявляют самые высокие требования к безопасности мореплавания буровых установок. Ремонт завершен в феврале, получены все соответствующие свидетельства», – сказал он.

Мелехов отметил, что все переходы установки: в Магадан, на точки бурения и обратно – осуществлялись в соответствии с действующими документами, принятыми в мореплавании для эксплуатации данных установок: был разработан проект буксировки, одобренный регистром, инструкции, регламенты, проведены все необходимые учения и тренировки.

Гендиректор подчеркнул, что на платформе находился высококвалифицированный экипаж с большим опытом работы.

«Все проходили все виды подготовки в соответствии со служебными обязанностями. Особое внимание на нашем предприятии уделяется борьбе за живучесть и оказанию помощи терпящим бедствие объектам, есть своя школа профессионально-технического обучения, проводятся регулярные учения по борьбе за живучесть. Прошу не подвергать сомнениям профессиональность действий руководителей и членов экипажа», – сказал Мелехов.

Он добавил, что представитель страховой компании также дал разрешение на буксировку буровой.

«Да, был пятисуточный благоприятный прогноз. В тех погодных условиях, которые были в районе в ночь с 16-го на 17 декабря, руководитель буксировки принял решение дрейфовать в сторону Курильских островов. Ситуация была подконтрольна до момента, когда произошел обрыв одной пряди буксира ледокола «Магадан», – в свою очередь заявил главный инженер Арктикморнефтегазразведки Леонид Бордзиловский.

По его словам, дальше «пошла цепь событий, которая привела к потере устойчивости и опрокидыванию СПБУ «Кольская».

Гендиректор отметил, что нахождение на борту 67 человек было оправданным, вопреки появившимся мнениям о том, что на борту находились «лишние люди».

Напомним, буровая платформа «Кольская» перевернулась и затонула в течение 20 минут около 6.00 мск 18 декабря. ЧП случилось в Охотском море при буксировке буровой по маршруту полуостров Камчатский – остров Сахалин. На платформе находились 67 человек: экипаж и пассажиры. Ранее она выполняла буровые работы на западно-камчатском шельфе в Охотском море по подряду для ООО «Газфлот». По данным Минтранса, «в процессе буксировки произошло разрушение газоотводящих трубок танков, туда начала поступать вода, судовые водоотливные средства работали на пределе». Поврежден буксирный трос ледокола «Магадан». Волной выбило иллюминаторы в столовой команды, вода стала поступать в помещение. Платформа получила крен и в течение 20 минут затонула.

На данный момент из 67 человек, находившихся на борту, спасены 14. По последним данным, обнаружены тела 16 погибших.

Следственный комитет возбудил по факту крушения уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).

«В качестве основных следствие рассматривает следующие версии произошедшего: нарушение правил безопасности при проведении буксировки буровой установки, осуществление буксировки без учета погодных условий, поскольку в районе движения судов был сильный шторм», – сообщили в понедельник в пресс-службе ведомства.

«В ходе следствия будут тщательно проанализированы условия буксировки. В ближайшее время планируется провести допросы спасенных с установки людей, а также лиц, ответственных за организацию буксировки. Будет изъята документация, характеризующая техническое состояние буровой установки перед отправкой из порта Магадана по маршруту следования.

В рамках расследования будет дана жесткая правовая оценка действиям всех должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности работников буровой станции, невзирая на их чины и звания», – отметили в СК РФ.

Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко объявил вторник днем траура в регионе по погибшим в Охотском море членам экипажа буровой «Кольская», сообщает пресс-служба правительства.