http://tuofikea.ru/novelty

Откуда пошла дедовщина?

В настоящее время проходит осенний призыв. Сейчас происходит переход к одногодичному сроку службы. В связи с сокращением сроков службы для сохранения необходимой численности армии отменены многие отсрочки от призыва. И резко сокращены основания для освобождения от службы в армии. В связи с этим количество призываемых будет значительно увеличено. И многие из тех, кто последние 20 лет не призывались, будут призваны.

Поэтому, я думаю, эта серия моих статей покажется актуальной для многих читателей. Как для призывников, так и для их родителей.

Сразу поясню вопрос: а стоит ли косить от призыва? Я лично не косил. И своего сына не отмазывал. Все выжили (как это не покажется странным начитавшимся опусов об армии в либеральной российской прессе) и никто из нас не одебилился. И я, и сын после демобилизации поступили в «трудные» московские ВУЗы безо всяких подготовительных курсов. Причём оба бесплатно и без взяток. Если человек не дебил по жизни, так он и в армии не одебилится.

Запомните: армия, хотя и не прибавляет ума, она сильно убавляет дури.

Оооочень актуально для некоторых недорослей!

А вот по какой причине точно не стоит откашивать, так это по здоровью. Потому что один раз можно доказать, что ты больной. Только потом ВСЮ ЖИЗНЬ придётся доказывать, что ты здоровый. Ибо на всякой медкомиссии первым делом спрашивают военный билет. А там освобождение по статье! Ну а дальше или вас завернут, или будут тянуть деньги. И так каждый год всю жизнь. А если освободили «по головке» (а как ещё можно освободить от армии здоровенного детину, кровь с молоком, грозу улиц и подворотен?) то и деньги могут не помочь. Многие профессии будут для человека закрыты.

Но о пользе или вреде службы в армии как ни будь позже. А пока про дедовщину. Про неё особенно много ходит мифов. Перечислять эти мифы не буду. Их регулярно перечисляют все СМИ. Вы их и сами знаете.

А для начала немного теории о дедовщине.

Дедовщина — историческое наследие.

Как было с этим в царской армии когда служили по 25 лет? В армии были и сорокалетние ветераны, уже повоевавшие, имеющие ранения и не слишком здоровые. Были и новобранцы — деревенские парни от мамки. Естественно, они не могли иметь равного статуса. К каждому ветерану прикрепляли новобранца, которого он обучал в меру своего понимания этого процесса. В основном кулаком. А новобранец должен быть выполнять роль прислуги при ветеране. Носить за него в походе тяжёлые вещи, обстирывать, обшивать. Правда, ветеран назывался не дедом, а дядей. И этот статус его был совершенно официальным и поддерживался офицерами. Которые видели в нём основу порядка в армии. Все помнят хрестоматийное стихотворение: «Скажи-ка дядя, ведь не даром, Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» Современники М.Ю. Лермонтова понимали, что это не племянник спрашивает у дяди, а молодой солдат у старого. Учит его старый солдат.

Постепенно сроки службы всё сокращались и сокращались, но привилегии старослужащих так и сохранялись вначале официально, а потом в виде неуставных отношений.

Кстати, самая свирепая дедовщина была не сейчас, а после войны. Когда в войсках ещё дослуживали ветераны Великой Отечественной и к ним в часть приходили маменькины сынки.

Муштра.

Без муштры не обходится ни одна армия, ни в какую историческую эпоху. В послепетровскую эпоху в Российской царской армии действовал принцип: девять рекрутов забей насмерть — одного выучи!Цель муштры:

· Превратить толпу в организованную силу.

·Сделать из маменькиного сынка убийцу.

·Замордовать рекрута до такого состояния, чтобы он видел во фронте избавление от ненавистной муштры. Сам рвался в бой.

·Приучить солдата не бояться боли и насилия. Драки и мордобой в частях прививают солдату здоровую агрессивность и стойкость к боли. На войне не только убивают, но и калечат. Выбивают глаза, выпускают кишки, отрывают конечности. Как же вы врага не испугаетесь, когда дедушку советской армии боитесь? Как же солдат не будет бояться ран, если он боится синяков? И как же солдат не будет бояться штыкового боя, если боится кулачного? Вот и приучают. Делают щадящую прививку против естественного страха боли и борьбы. Потом эта прививка будет долго помогать в жизни. Некоторые, конечно, ломаются. Но таких относительно немного. Количество убийств и самоубийств в армии значительно меньше, чем СРЕДИ РАВНОГО ПО ЧИСЛЕННОСТИ И ПО СОЦИАЛЬНОМУ И ВОЗРАСТНОМУ СОСТАВУ контингента на гражданке. То же самое относится и к смертности от несчастных случаев. Несмотря на всю опасность военной техники по своей сущности.

Возьмём дивизию с 10000 человек личного состава в возрасте от 18 до 25 лет. Это молодые мужчины в крайне агрессивном возрасте. Склонные к насилию по биологическим причинам. Такое же количество этого контингента находится в городе с населением в тысяч двести человек. Это население такого города как Люберцы или Балашиха. Ну-ка сколько убийств и самоубийств среди этого контингента в год в этих городах? Никак не менее десятка, я думаю. А сколько в дивизии? В редкий год — один случай.

Пусть меня поправят те, кто знает точную статистику.

То есть, в армии у юноши меньше шансов погибнуть, чем на гражданке.

А что вбивалось в головы обывателя?

«Не пускайте сыновей в армию, спасите жизнь своему ребёнку»?

Кстати, по окончанию чеченских войн антиармейская компания как то притихла.

Зато началась компания против МВД.

Не потому ли, что в настоящее время борьбой с терроризмом на Кавказе занимается в основном МВД и ФСБ?

Амеры, армию которых ставят нам в пример либерасты и толерасты и прочие общечеловеки, ещё повоюют лет 10 и сами поедут к нам в войска перенимать опыт нашей дедовщины. Для поднятия боевого духа. Плохо у них с этим. Общечеловеки — гуманисты их испортили. Да и не воевали они толком в своей истории. А во всех воевавших армиях дедовщина была, есть и будет. Она является одним из элементов боевой и психологической подготовки.

Дедовщина имеет этологические (то есть, биологические) корни:

Об этом хорошо сказано у Гоблина.

Даю ссылку на сайт Гоблина по этой теме. Грамотно пишет мужик. Видно, что сам служил. Свои комментарии к Гоблину я выкрасил коричневым цветом.

http://oper.ru/torture/print.php?t=934299563 и там ещё ссылки есть.

Зайду издалека. Учился я в интернате. И сызмальства знаю, что дети — они самые жестокие, несмотря на внешнюю невинность. Взрослым до них далеко. В общем, звериные нравы соотечественников мне знакомы с самого раннего детства.

Повторюсь: самые жестокие — дети. Именно поэтому самые свирепые нравы и порядки царят на малолетках — зонах, где сидят дети до 18 лет. Происходит это отчасти еще и потому, что среди детей нет в достаточном количестве взрослых мужиков, которые могли бы ими рулить. Оставлять детей без присмотра нельзя категорически, брошенные на произвол они устроят такое, что ужаснется любой. Там же — все наоборот. Это не только «при Советской власти» бывает. Особо любознательным рекомендую почитать «Повелитель мух» Голдинга — очень познавательно. И не рекомендую по этому поводу разводить вонь. Всегда просто осуждать со стороны, типа «а на что там воспитатели и куда они смотрят?» Желающие могут сходить и поработать «там» лично. Тогда подобные идиотские вопросы отпадут сами собой.

В армии — все то же самое, что в интернатах и колониях. Дети без присмотра. С той только разницей, что физические кондиции уже позволяют этим детям ушибить любого взрослого. Мозгов это, увы, не добавляет. Редкий офицер имеет желание и способности ими заниматься. Для этого надо жить в казарме, а у него — семья и своя жизнь. Недовольные таким положением — идите в военные училища и поправляйте положение сами, не надо никого ни в чем обвинять. У меня дед — генерал, а батя и старший брательник — полканы. Так что я это дело знаю очень хорошо и со всех сторон. Оставленные сами по себе детишки заняты только тем, что грызут друг друга как пауки в банке.

Корни дедовщины — биологические. Молодые самцы животных постоянно дерутся в припадках самоутверждения. Естественно, молодые люди дерутся тоже. Для подростка это вообще цель жизни: выделиться в стаде. Способов для этого немного. Выделиться умом невозможно — у подростков мозг задействуется крайне редко, им неинтересно про ум. В армии поначалу сильно умничать негде, слишком многому научиться надо. Можно выделиться одеждой, напялив на себя идиотские шмотки и рассказав окружающим, что вот этот попугайский хлам — крайне стильно и только для понимающих. На стремлениях таких дураков умные люди зарабатывают миллионы, продавая детям тряпьё. Но в армии шмотки у всех одинаковые. Можно проткнуть свою тупую рожу всякими железками, плюс нарезать пару шрамов. Но в армии даже элегантные серьги носить нельзя. И потому имеет место быть квинтэссенция подростковых отношений: физическое насилие.

Главная в этом деле — сила. Сильных в мужских коллективах очень уважают. Это — закон природы. Практически любая девчонка мечтает о статном, высоком и плечистом красавце — так подсказывает ей инстинкт. Только такой самец может дать здоровое потомство и прокормить семью. А эти самые самцы непрерывно выясняют — кто же из них самый сильный и достойный. Вроде давно уже мы выбрались из пещер, но в этом деле так ничего и не изменилось. Да и навряд ли измениться. А потому физическая сила — крайне необходима. Необходима всегда и везде, а в армии — особенно. В частности для того, чтобы не бояться драться.

Хорошо это или плохо? Это и не хорошо и не плохо. Это просто вот так — и всё. Про это надо знать, это надо учитывать в местах скопления подростков мужского пола. Да, мальчики-подростки постоянно дерутся. Существуют известные способы утилизации агрессии — например, спорт. Не надо забывать о том, что любой спорт — это всё та же борьба за первое место, наглядная демонстрация «я сильнее тебя». Для занятий спортом нужны стадионы, снаряды, тренироваться надо. Но сильный слабому может просто, безо всякого спорта, закатать в рыло. И сразу всем понятно — кто первый.
На побоях дело, конечно, не заканчивается — мы ведь не животные. Человек — счастливый обладатель развитого головного мозга. Есть мозг и у подростка. И применив всю мощь человеческого разума, сильный немедленно заставляет слабого работать вместо себя. У тупых животных нет рабства, а человек прекрасно может организовать труд других вместо себя.

Ну и, конечно, когда человеку становится скучно, он старается заняться чем-нибудь приятным. А что может быть приятнее самоутверждения? Ничего. Потому как только становится скучно, сильный человек начинает бить и унижать слабого.
Многие считают, что это бывает только в армии. Разочарую. Это везде и всегда. Так молодому водителю дают самую плохую машину, новому программисту — неважный компьютер. И самую низкую зарплату, конечно. При этом вокруг них — ветераны, у которых всё значительно лучше, и денег они получают значительно больше. Но если в обычной жизни это выглядит нормально и привычно, в армии это дело доводится до крайности.

Короче, корни явления — в человеческой природе. Устранить невозможно. А взять под контроль — очень даже можно, и при этом необходимо.
Вот в чудесной стране, каковой была царская Россия, была такая Николаевская инженерная академия, она же училище. Располагалась в Михайловском замке — бывшей императорской резиденции. Училище было, как это водится, элитное. Принимали туда выходцев из дворянского сословия, в возрасте от 14 до 18 лет. Понятно, все знали арифметику, алгебру, геометрию, географию, историю, французский и немецкий, рисовали, пели и плясали. Обучение шло под личным наблюдением августейших особ и лично государя императора. Ну и, конечно же, представители элиты и цвет нации, без устали друг друга дуплили, а в свободную минуту — издевались.

Например, парочка старших воспитанников лежит в койках и обсуждает проблему: чем больнее бить — шомполом или штыком? Для проверки в оружейную комнату посылают молодого, а когда тот приносит шомпол и штык, дубасят его сперва одним, а потом другим, интересуясь ощущениями. При этом внутри учреждения молодым бойцам разрешалось ходить по одним лестницам и запрещалось ходить по другим, по которым ходили старшие товарищи. Как говорится: только для белых. Руководство об этом, конечно же, знало. Но, как это ни странно, ничего не пресекало. Напоминаю: речь идёт про дворянство. А не про «тупое сельское быдло».

Композитор Кюи, к примеру, спасался от тамошней дедовщины тем, что бренчал дедушкам из дворян на рояле, и тем избегал побоев. Мемуары гражданина Кюи рекомендую к прочтению. Напоминаю, что процесс обучения контролировал лично император, а в его отсутствие — великие князья. А из училища выходил цвет русского офицерства.

Или вот непростая судьба известного финского маршала, Маннергейм его фамилия. Мало кто знают, что на самом деле он был никакой не финн, а самый что ни на есть голландский швед, читай — проклятый оккупант исконно финских земель. И ещё меньше знают о том, что азам воинской службы Маннергейм обучался в городе Санкт-Петербурге, в Николаевском кавалерийском училище. И там его, шведского дворянина, ежедневно дуплили дедушки из числа русских дворян. Неудивительно, что потом Маннергейм помогал нацистам в замыкании блокады вокруг Ленинграда, уморив голодом миллионы русских.

А вот, к примеру, места особо высокой духовности — православные учебные заведения, император не проверял. И потому воспоминания про них покруче, чем про заведения для дворян. Рекомендую к прочтению отличную книгу автора Помяловского Очерки бурсы. Гарантирую массу потрясающих открытий, после чего всю вину за появление дедовщины на Святой Руси можно будет с чистой совестью переложить на истинного виновника — на православную церковь.

Кстати, судя по всему, православная церковь запустила свои щупальца даже в Британию. Потому что в тамошних Итонах и других подобных учебных заведениях дедовщина цветёт буйным цветом на протяжении веков.

Кстати, и в великобританских войсках дедовщина тоже процветает. Как-то по телевидению показали съёмку сотовым телефоном, как старослужащие заставляют великобританских новобранцев голыми преодолевать полосу препятствий с колючей проволокой. И наказывают не выполнивших норматив, ударами ремнём по голым ягодицам.

В прежних статьях по этой тематике я обращался к Гоблину. И обильно цитировал и комментировал. Единственное, о чём я хочу сразу предупредить потенциальных призывников, не следовать некоторым его рекомендациям. Которые не подтверждаются ни моим опытом, ни опытом людей служивших срочную, которых я знаю. И являются специфически гоблинским восприятием реальности. Вызванным, по всей видимости, особенностями его характера, предопределившими особенности его службы и его выбором дальнейшей профессией: оперуполномоченным МВД. (Так он себя, по крайней мере позиционирует). И папой — генералом МВД.