http://tuofikea.ru/novelty

Андрей Фурсенко: мы учителей не обманываем

Министр образования — о том, чему и как учить наших детей

Российское образование трясёт от постоянных ново-введений. За ЕГЭ последовали новые стандарты, сокращение сельских школ, новая система финансирования… В чём смысл реформ? Сколько платить учителям? Своё мнение на встрече с редакцией «АиФ» высказал министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Кто важнее?

«АиФ»: — Андрей Александрович, большинство учителей не увидели обещанного властями повышения зарплат. В чём причина?

А.Ф: — Объясню, что обещано и что сделано. Цель была такая: довести среднюю зарплату учителей до средней по региону, а там, где это невозможно, повысить минимум на 30%. Речь шла именно о средней зарплате. Мы не обещали повысить зарплату каждого учителя на треть. К 1 августа этого года федеральный центр перечислил регионам 20 млрд рублей. В 2012-2013 гг. будет направлено ещё 100 млрд. Федеральные деньги идут на закупку оборудования, учебной литературы, автобусов, повышение квалификации учителей и т. д. В ответ на это регионы обязались высвободившиеся в региональных бюджетах деньги направить на повышение зарплат учителям. Однако в некоторых регионах учителям не разъяснили, на что они могут рассчитывать. В результате люди решили, что власти их опять обманули.

«АиФ»: — При этом военным и полиции обещают повысить зарплаты в 3 раза. Получается, офицер или полицейский государству важнее?

А.Ф: — Действительно, если, например, лейтенант, бывший в школе далеко не самым лучшим учеником, только за то, что закончил военный вуз, получает в 4 раза больше своего учителя, это не очень здорово. Но здесь есть и другая сторона. За свои деньги офицер должен быть готов в любую минуту отправиться в горячую точку воевать. И отказаться он не может.

«АиФ»: — Сколько нужно денег, чтобы учителя чувствовали себя нужными, а школы были оборудованы?

А.Ф: — В этом году на образование из бюджета было выделено 2 трлн 40 млн рублей. Считаю, что необходимо, по крайней мере, на 30-40% больше. Хотя, по данным исследований во многих странах, качество образования напрямую не зависит от объёма финансирования. Так что вопрос денег не самый главный.

«АиФ»: — А что же главное?

А.Ф: — Многое зависит от качества работы учителя, его погружённости в предмет. В любой профессии есть люди, хорошо работающие независимо от оплаты. И есть люди, поведением которых можно управлять с помощью финансовых стимулов. Ещё одна проблема нашего образования — нехватка квалифицированных руководителей. Человек должен подходить к управлению не формально, а как хозяин.

Министров погубил ЕГЭ?

«АиФ»: — Кстати, о руководителях. У нас армией руководит не кадровый военный, медициной — не врач, а образованием — не учитель. Управленцу не важно, чем руководить?

А.Ф: — Что касается армии, то кто-то из великих сказал: война — слишком серьёзное дело, чтобы доверять её военным. На самом деле, может, и не нужно министру образования глубоко знать методики преподавания предметов в школе? Иначе получится вкусовщина. Когда экспертное мнение умножается на аппаратный вес, может быть принято некорректное решение. Моя задача, скажем, при разработке новых проектов — организовать экспертное обсуждение и принятие решения.

«АиФ»: — А что ждёт науку?

А.Ф: — Сохранять среду, где генерируются новые знания, должна Академия наук, а не министерст-во. Поэтому в соответствии с новым законом, который был нами инициирован, она получила гораздо большую самостоятельность. Деньги на исследования РАН получает теперь напрямую из бюджета. При этом мы разработали механизм оценки эффективности научных институтов. Раньше было так. Появлялось новое направление исследований, под него создавался новый институт. Дальше, когда нужда в подобных исследованиях отпадала, вместо того чтобы закрыть институт и дать возможность наиболее сильным учёным перейти в другой или создать новый, начинали думать, чем бы всех сотрудников занять. Надо ставить Академию наук под контроль не государства, а общества. Потому что исследователи — это люди, которые тратят налоги, деньги, заработанные нашими согражданами. И они должны уметь обосновывать, почему надо потратить бо`льшие деньги на исследования и какая от этого будет для всех польза.

«АиФ»: — Что ни год — реформа образования. Дважды два четыре раньше преподавали неправильно?

А.Ф: — Не в этом дело. Жизнь стала другая. Ещё недавно главным носителем знаний был учитель. Сегодня любой пятиклассник порой знает больше педагога, потому что у него есть Интернет, телевизор с огромным количеством каналов. Поразить его знанием невозможно. Учитель должен стать наставником, проводником в мире информации. Он должен строить урок примерно так: ребята, вы можете знать в десять раз больше меня, но я вам объясню, чего стоит это знание и как им правильно пользоваться.

«АиФ»: — Но мы вводим ЕГЭ. Зачем же тогда постижение, новые знания? Зазубри ответы на вопросы, и всё.

А.Ф: — Не всегда в ЕГЭ требуется только выбрать правильный ответ из 4 вариантов, хотя определённый набор фактов тоже знать надо. Чтобы сдать ЕГЭ, нужно уметь решать задачи и писать сочинение. ЕГЭ направлен на то, чтобы проверить, есть ли у ученика общее представление о предмете, вообще читал ли он учебник. В ЕГЭ, как в любой системе проверки знаний, есть свои плюсы и минусы. Несомненный плюс — ЕГЭ оставляет меньше возможностей для поступления в вуз по блату. Чем ещё хорош ЕГЭ? Я могу сразу увидеть, в каком регионе и даже в какой школе экзамен сдавали с нарушениями.

«АиФ»: — И что делаете, если видите?

А.Ф: — Организуем проверку. В ряде регионов, где факты нарушений были доказаны, поменяли руководство органами управления образования. Например, в Воронеже четыре года назад сняли министра образования. Я настоял на том, чтобы подал в отставку министр образования Карачаево-Черкесии — хороший человек, он, к сожалению, не смог справиться с ситуацией. В этом году у меня серьёзные претензии по части проведения ЕГЭ к Липецкой и Брянской областям.

«АиФ»: — Есть и другие поводы для критики нашего «бесплатного» образования. С родителей постоянно собирают деньги.

А.Ф: — Бесплатное образование — дошкольное, школьное, среднее профессиональное — гарантировано каждому гражданину Конституцией. Также в законодательстве чётко закреплено, каким образом можно оказывать школе спонсорскую помощь. И хорошие школы на противоправные действия не идут, любые денежные отношения формализуют и на родителей не давят. Директоров школ, которые постоянно тянут деньги с родителей, навязывают всевозможные унизительные поборы, нужно привлекать к ответственности. Как минимум увольнять.

Сельчан лишают хорошего

«АиФ»: — В начальной школе дети учатся но новым стандартам. Что ждёт старшеклассников? Говорят, математика будет необязательной…

А.Ф: — Математика никуда не денется. Но, прежде чем говорить о старшей школе, давайте оценим, с какими знаниями ребята приходят в неё. Я считаю, что тяжелейшая проблема нашего общего образования — это как раз основная школа (5-9-е классы), а не старшая. Почему-то все — и ученики, и родители, и учителя — думают, что раз начальная школа закончилась, а выпуск ещё далеко, значит, можно расслабиться. А потом в старшей школе начинаем лихорадочно исправлять ошибки, нанимать репетиторов. Что нужно менять? Во-первых, предоставить ребятам больше свободы в выборе того, чему они хотят учиться. Во-вторых, менять логику построения предметов. Раньше у человечества был такой предмет — натурфилософия. В него входили физика, химия, отчасти биология. И Ньютон, и Ломоносов были
натурфилософами. Потом мы начали делить процесс познания на отдельные предметы. А ведь на самом деле провести чёткую границу, скажем, между физикой и химией невозможно. Вот если мы детей с раннего школьного возраста будем учить, исходя из того, что мир — это единое целое, а не нечто нарезанное на кусочки, то придём к принципиально другим стандартам в старшей школе. Пилотный проект будет запущен в 2013 г., полный переход на новый стандарт — с 2020 г.

«АиФ»: — В сёлах школы закрываются, детей возят за тридевять земель.

А.Ф: — Начальная школа должна оставаться рядом с домом. Качественное обучение малышей можно обеспечить силами и одного хорошего педагога. Но создать современные условия обучения в средних и тем более старших классах в малокомплектной школе сложно. Какой бы ни был блестящий учитель, он не может полноценно преподавать одновременно физику, географию и обществознание. К сожалению, с 1998 г. количество школьников в стране уменьшилось с 22 млн до 13 млн. Поэтому сегодня у нас не уменьшается процент малокомплектных школ, в том числе есть 5 тыс. школ, где учатся менее 10 учеников. Нельзя делать ребят заложниками ситуации, лишать их хорошего образования. Для решения проблемы создаются локальные кластеры, состоящие из базовых школ и филиалов. Таким образом, мы убираем излишний управленческий аппарат, что является оптимизацией, но вкладываемся в автобусы, перевозку ребят и учителей. И это является развитием, а не экономией, т. к. у ребят появляется возможность учиться в современных условиях.