http://tuofikea.ru/novelty

Выборы: тоска по честности

Вместо того, чтобы признать фальсификацию выборов, власть сваливает вину на оппозицию

Почти неделя миновала после доклада председателя Центризбиркома Владимира Чурова первому номеру списка «Единой России» Дмитрию Медведеву о результатах выборов. Последний тогда, наконец, вспомнил, что он, прежде всего, президент и лишь потом – приглашенная звезда в средней руки оркестре под названием «ЕР». Медведев пообещал, что обязательно встретится с лидерами всех партий для обсуждения итогов голосования. Однако пока о такого рода мероприятии ничего не слышно.

И это вполне объяснимо. Потому что уже тогда по стране пошла волна общественных протестов. Слишком уж бесцеремонно были «нарисованы» пресловутые без малого 50 % «ЕР». А именно, с использованием технологий, откровенно противоречащих красивым словам о свободе выбора каждого гражданина.

Кстати, в ходе той беседы Медведева с Чуровым уровень бесцеремонности только вырос. Потому что первый заявил: информация о нарушениях, распространяемая в его любимом интернете, – это какая-то ерунда. Более того, это, скорее всего, некая провокация. А второй подхватил заданную свыше тему, объявив, что оппозиция сама вбрасывала бюллетени.

Естественно, что после таких разговоров дискутировать с лидерами оппозиции и протестующими гражданами Медведеву смысла уже нет. После массового митинга в субботу практическая польза от предполагаемой встречи президента с партийцами вообще свелась к минимуму. Ведь одним из условий прекращения митингов протестующие назвали полноценное расследование всех нарушений. Причем, в течениевсего-то двух недель. Так что, когда президент в воскресенье в одной из социальных сетей отреагировал на резолюцию митинга, стало ясно, что на полноценный диалог он идти не готов. Причем, именно с тем самостоятельным гражданским обществом, которого по его же прежним заявлениям, так не хватает нашей стране.

«По Конституции граждане России имеют свободу слова и свободу собраний. Люди имеют право высказывать свою позицию, что они вчера и сделали. Хорошо, что все прошло в рамках закона. Я не согласен ни с лозунгами, ни с заявлениями, прозвучавшими на митингах. Тем не менее, мною было дано поручение проверить все сообщения с избирательных участков, касающиеся соблюдения законодательства о выборах». Вот и все, что смог сказать Медведев. Один из комментаторов президентского мнения удивился: неужели он против требования о честных выборах, что и было главным лозунгом акции?

Что же касается поручения Медведева проверить сведения о нарушениях 4 декабря, то оно – ну, конечно же, совершенно случайно – несколько запоздало. Потому что 9 декабря – как раз накануне митинга на Болотной – ЦИК все итоги выборов утвердил. И пока Медведев в сети упражнялся в беспристрастности, Центризбирком подтвердил, что теперь все споры переносятся в суды.

А для последних у нас зачастую самым главным доводом остается указание свыше. Каким оно может быть, стало вполне понятно из беседы Чурова с Медведевым. В массовых нарушениях обвиняется сама оппозиция, которая, оказывается, вбрасывала бюллетени для того, чтобы иметь возможность придраться к победе «ЕР». Или, как уже заявлял Чуров, снимала на квартирах фальшивые ролики о якобы происходивших на участках безобразиях.

Московская область, судя по всему, будет полигоном для обкатки такого поворота событий. Тут планируется отменить результаты выборов в Мособлдуму по трем округам. Случайно именно в них победила не «ЕР», а КПРФ. У партии же власти оказалось 29 мандатов из 50, причем, добрая их половина – за счет одномандатников. То есть у «ЕР» в Подмосковье ненадежное большинство. Такое положение, конечно, надо срочно исправлять.

Что же касается конкретных проявлений административного произвола, то, по мнению оппозиционных партий, их список вполне традиционен. Вот только размах нарушений поражает воображение. В частности, в эту кампанию имело место массовое изгнание наблюдателей с участков как раз перед самым подсчетом голосов. Наплевав на все законы, копии протоколов выдавались только после их «заверения» в вышестоящей комиссии. А если этого по каким-топричинам не происходило – не выдавались вовсе. Именно в эти выборы воскресенье массово объявлялось рабочим днем, чтобы контролировать голосование сотрудников. Причем, для этого возникли и спокойно работали на глазах у власти по сути дела нелегальные временные избиркомы, в которых не было ни партийного, ни общественного контроля. Дело дошло даже до такой технической подробности, как расширение щели в ящиках для голосования, чтобы туда могли пролезать сложенные в пачки бюллетени за «ЕР».

Трудно себе представить, что все это стало следствием каких-топровокаций со стороны оппозиционных партий. Еще труднее уверять, что без этих технологий «ЕР» получила бы свой нынешний результат.

Доктор Леонид Рошаль – активист ОНФ и теперь член избирательного штаба Владимира Путина – в своем интервью «Вестям в субботу» не стал комментировать технологию достижения «ЕР» ее победы, но вот о самих процентах высказался откровенно: «Для меня победа «Единой России» была неожиданной. Я думал, что они потеряют очень много голосов. Думал, они наберут в целом по стране 35-37 %». Напомним, что примерно такие же цифры фигурировали в так называемых «закрытых» соцопросах, которые делались для партии власти накануне выборов.