http://tuofikea.ru/novelty

Екатеринбург: протестная волна растёт

В субботу в Екатеринбурге прошло самое значительное по количеству участников протестное мероприятие с 1998 года — пикет против нечестных выборов, в котором приняло участие 3-5 тысяч человек. При этом пикет не был санкционированным и власти пытались всеми силами отговорить екатеринбуржцев от его посещения.

17 декабря, в следующую субботу, состоится еще одно схожее мероприятие — на этот раз полностью санкционированный властями и более организованный митинг. Сколько людей придет на него? Не случится ли так, что протестная активность будет сокращаться, а политическая информповестка замещаться «новогодней»? Или же ощутимость возможных перемен заставит выйти на площади еще больше екатеринбуржцев? «URA.Ru» поговорило с экспертами, чтобы узнать — будет ли увеличиваться количество протестующих в городе и услышит ли их власть.

Правоохранительные органы, организаторы и участники екатеринбургского пикета, прошедшего 10 декабря, по-разному оценили его численность. Первые говорили о 1,5 тысячи участников, участники склонялись к цифре в 3-4 тысячи, некоторые даже называли цифру в 7 тысяч человек. В Сети встречаются разные способы оценки численности собравшихся, один из самых распространенных: умножить чистую площадь поверхности, занятой митингующими, на 2-3 (количество людей на квадратный метр). По данным «Яндекс.Карт», пятачок у памятника Татищева и де Геннина — это около 1.500 квадратных метров. Он был забит почти полностью, что может нам дать от 3 до 4,5 тысячи участников. Такая цифра кажется вполне реалистичной.

Во всяком случае, визуально участников было ощутимо больше, чем на предыдущих многолюдных собраниях, — митингах за сохранение фонтана на площади Труда и против отмены прямых выборов главы города. И это при том, что пикет 10 декабря был куда хуже организован, специально практически не рекламировался, а некоторые не пошли на него из осторожности, так как боялись задержания или разгона толпы ОМОНом.

Следующее протестное мероприятие пройдет 17 декабря в 15.00 на том же самом месте. Это будет уже не пикет, а митинг, что позволит использовать звукоусиливающую аппаратуру и организовать нормальные выступления ораторов. Отказов в регламентации мероприятия из мэрии Екатеринбурга не поступало, а так как официальные сроки для такого отказа вышли, митинг уже можно называть санкционированным. Для политизированных горожан свою роль может сыграть и то, что его организацией занимается депутат городской думы Леонид Волков, имеющий успешный опыт проведения подобных мероприятий.

Как рассказал «URA.Ru» Волков, заявка подана на 2 тысячи человек, однако организаторы полагают, что придет больше людей. Впрочем, вряд ли мероприятие значительно побьет субботний рекорд: «Будет большой удачей, если придет такое же количество — около 5 тысяч», — считает Волков. По его словам, в отличие от «эмоционального» пикета 10 декабря, митинг 17-го будет мероприятием более «думающим». Помимо привычных требований отправить в отставку руководителей регионального и федерального избиркомов, участники митинга собираются также призвать к реальному расследованию всех допущенных в день выборов и в период предвыборной кампании нарушений.

«Это конкретные предложения, абсолютно в рамках существующего правового поля, — говорит Волков. — Мы бы хотели сформировать гражданский комитет, нечто вроде общественной комиссии, которая бы следила за расследованием нарушений, подобно тому, как общественники следят за расследованием ДТП с «Мерседесом» Мишарина», — пояснил депутат. В частности, по его словам, одним из «реалистичных» требований будет отмена результатов голосования на участках в торговых центрах, где наблюдатели фиксировали массовый подвоз избирателей.

По словам Волкова, митингующие постараются обойтись без долгих речей, при этом на мероприятии выступит множество ораторов — представителей как системной, так и внесистемной оппозиции. Митингующим также предложат собрать на одном большом листе ватмана свои приветы и пожелания находящемуся в московском ИВС Алексею Навальному и проголосовать за избрание «гражданского комитета», который в дальнейшем будет представлять недовольных в диалоге с властью.

Мы спросили у экспертов — будет ли возрастать протестная активность в дальнейшем, какие формы она обретет в Екатеринбурге, стоит ли привыкать к уличным протестам как к части новой повседневной реальности?

Александр Пирогов, политолог: «Люди слишком устали от монолога власти»

«То, что сейчас происходит в Москве, Екатеринбурге и других городах России — принуждение власти к диалогу. Люди, выходящие на площади, не хотят потрясений — они просто устали быть заложниками монолога, который ведет власть. Все сообразно пирамиде Маслоу: удовлетворив базовые потребности, люди задумываются о более возвышенных и глубоких вещах. 10 декабря общество сделало свой ход, а дальше, как в хорошей шахматной партии, власть должна отвечать. Что она выберет? Проигнорирует, создаст видимость диалога или вступит в реальный диалог с обществом? От этого будет зависеть, как поведут себя люди.

Я считаю, что, скорее всего, градус протеста будет повышаться. Люди слишком устали от монолога власти, и это как усталость металла: можно сколько угодно пытаться скрыть ее техническими средствами, но рано или поздно металл сломается. Ошибочно думать, что 10 декабря люди выпустили пар и все кончилось. Напротив, 10 декабря на зеркальную поверхность пруда бросили камень, от которого в разные стороны расходятся круги, меняющие реальность. Последствия будут очень значительными. Люди поняли, что заявлять о своем мнении не только можно, но и нужно. За это ничего не будет, за это не посадят в тюрьму, а власть — услышит и как-то отреагирует…

Региональные власти хоть и ведут себя как флюгеры, ожидая, куда подует федеральный ветер, могут и сами делать шаги навстречу обществу: начать демонстрировать открытость, отказ от кулуарности, делать шаги, декларирующие поворот в сторону интересов граждан».

Константин Киселев, политолог, один из заявителей: «Лозунг «Путин — ситх» не вызовет вопросов у полиции»

«Хорошо, что пикет 10 декабря закончился хорошо. Мы увидели, что в городе есть огромное количество людей, которые не хотят революции, — но хотят, чтобы все происходило по закону. В каком-то смысле это спустило пар. Но жаль, что нам не удалось принять конкретной резолюции, в которой бы конкретно отражались требования недовольных. 17 декабря мы постараемся принять такую резолюцию. Митинг — это более рабочая форма уличного мероприятия, я надеюсь, что на нем будет больше конструктива.

Сколько придет людей? Надеюсь, что не меньше, чем 10 декабря. Многое будет зависеть от погоды и от действий организаторов. Постараемся приложить все усилия. Только что был на совещании в администрации Екатеринбурга, где обсуждались важные детали. Договорились, что не будет ОМОНа, будет минимальное количество полиции. Будут рамки металлоискателей и ограждение. Будем следить, чтобы люди не забирались на поребрики, откуда легко упасть. Сейчас стараемся организовать горячий чай для всех желающих, чтобы можно было согреться. Приглашаю на митинг всех. Отдельно приглашаю Чубаку. Думаю, в этот раз лозунг «Путин — ситх» не вызовет вопросов у полиции».

Вадим Дубичев, политолог, советник губернатора Свердловской области: «То, что старшее поколение считает «чистым», для молодого поколения неприемлемо»

«И власть, и оппозиционные партии должны сделать очень серьезные выводы из того, что происходит. Россия вступила в сложный и противоречивый процесс, который отнюдь не ограничивается обсуждением итогов выборов. Итоги выборов — это только формальный повод для разговора. Причина происходящего в том, что на политическую сцену выходит новое поколение людей — родившихся после 1991 года. В этом году уже голосовали те, кто родился в 1993-м — в новой демократической России. Они не несут в себе тени и штампы советской эпохи. Это поколение по-другому воспринимает действительность.

Противоречие между поколениями будет играть все более важную роль, и все большей поддержкой будут пользоваться те лидеры, которые выражают интересы нового поколения — назовем его «Дети свободной России». Из этого конфликта можно как извлечь энергию для движения России вперед, так и получить жуткие кризисы. Многое зависит от того, как поведут себя Путин и Медведев, хотя всю ответственность на них возлагать я бы не стал. Многое зависит и от политических партий.

Какие интересы выражает это новое поколение? У него другие понятия о честности, о чистоте. Многие эксперты называли эти выборы одними из самых чистых за последнее время. Но то, что старшее поколение считает «чистым», для молодого поколения неприемлемо. У молодежи нет опыта советского тоталитарного прошлого. Люди старшего поколения, имеющие такой опыт, удивлены даже нынешним уровнем свободы, а молодежи его недостаточно. Для них возможность иметь и выражать свое мнение — это не завоевание, а данность, и их запросы в сфере гражданских прав более требовательны. Будет ли нарастать этот протест? Это факт.

Госдумские выборы — только начало большого электорального периода, который закончится с президентскими выборами в марте. И естественно, что оппозиция будет стремиться подпитывать протестную активность. А характер и степень радикальности этого протеста будут зависеть от адекватности власти. Именно в сложные периоды власть и демонстрирует свою дееспособность».