http://tuofikea.ru/novelty

Западные СМИ о митинге в Москве

Прошедший в Москве митинг против фальсификаций на выборах вызвал широкий отклик за рубежом. Иностранные журналисты пытаются разобраться, почему в нем приняло участие столько людей и к каким последствиям это приведет.

The Wall Street Journal (Нью-Йорк, США)

В субботу десятки тысяч людей вышли на улицы российских городов, чтобы выразить свой протест против фальсификации выборов, и это, по словам наблюдателей, были самые масштабные антиправительственные демонстрации, по меньшей мере, за последнее десятилетие…

Как такое могло произойти, непонятно. Среди участников акции протеста и выступавших были и представители коммунистической партии, и националисты, и защитники прав геев и лесбиянок. Их сплотило негодование по поводу вопиющих фальсификаций на выборах, а в числе их требований – пересчет голосов, отданных на выборах 4 декабря, и отставка премьер-министра Путина.

The New York Times (Нью-Йорк, США)

Тех россиян, которые регулярно смотрят программы государственного телевидения, ожидало невиданное зрелище в субботу вечером, когда они включили выпуск вечерних новостей.

Если говорить коротко, то государственное телевидение освещало протесты ровно так, как они происходили. Для многих это стало неожиданностью.

«Они показали меня по Первому каналу и сказали, что я лидер оппозиции, а это уже прорыв», — сказал Борис Немцов, в 90-е годы занимавший пост заместителя премьер-министра. Его не показывали по государственному телевидению на протяжении лет десяти — разве что только в суде или в наручниках. «Мне уже звонят из Вашингтона и спрашивают, что случилось».

В эти дни многим непонятно, что же это такое происходит в России, а изменение в подходе к освещению событий государственным телевидением – одна из причин этого замешательства.

Более недели в Москве проходят самые масштабные за последние годы акции протеста против Кремля. Однако вплоть до субботы большинство государственных каналов если и сообщали о протестах, то ограничивались изображением протестующих в качестве бунтовщиков и правонарушителей. И в одном из репортажей даже прозвучало предостережение о том, что люди вооружаются самодельными бомбами. Ежевечерние выпуски обычно переполнены многочисленными подробностями о работе правительства: господин Путин встречается с министром транспорта или здравоохранения или образования и обсуждает какой-то насущный вопрос. Критики правительства, если им все же удается попасть в эфир, чаще всего преподносятся как радикалы или шуты.

Однако масштабы нынешних протестов, особенно субботних, похоже, заставили Кремль взглянуть в лицо фактам: явное недовольство растет…

Нет сомнений в том, что главная причина изменений в подходе к освещению событий заключается в широком использовании российским обществом интернета. При том объеме сообщений, которые взрывали Twitter, Facebook и блогосферу, не говоря уже о профессиональных информационных онлайн агентствах, эти протесты было бы просто невозможно игнорировать.

The Washington Post (Вашингтон, США)

Их требования – хорошее правительство, новые и честные выборы, освобождение почти 1000 участников акций протестов, арестованных на прошлой неделе – вряд ли будут выполнены, по крайней мере, сразу. Однако, по словам самих демонстрантов, им кажется, что суббота стала началом неизбежных перемен в политической культуре.

В собравшейся толпе было полно молодых и образованных людей, имеющих хорошую работу, но готовых стоять четыре часа под серым небом и падающим снегом, чтобы их голос был услышан.

С годами в стране нарастало негодование масштабами коррупции и политикой, которую Путин направлял так ловко и умело, что у него не возникало никакой реальной политической оппозиции.

Die Zeit (Гамбург, Германия)

В России из чувства протеста на улицу вышло столько человек, сколько не выходили ни разу за последние 20 лет. Это доказывает, как сильно изменилась страна.

Это был важный день для протестного движения в России, и многие из протестующих чувствовали это. Они фотографировали друг друга, иногда вместе с самодельными плакатами против путинской партии «Единая Россия» в руках («Партия жуликов и воров!»), иногда с белыми ленточками на воротнике и с другом или подругой за руку: мы там были!..

Протестное движение впервые только благодаря количеству сторонников проявило себя в качестве нового, важного участника в российской политике и общественной жизни. Демонстранты показали своими ясными требованиями, развивающимися флагами и хорошим настроением, как изменилась Россия в последние годы. Даже в регионах в городах на улицу вышли сотни или тысячи человек.

Они бросили вызов страху перед полицией, почти всегда готовой применить насилие, пассивности большинства, дождю со снегом и температуре до -15, как это было в Новосибирске — и одержали моральную победу. Демонстрация прошла мирно. Участники были рассудительны и избегали революционных лозунгов.

Die Presse (Вена, Австрия)

Недовольство обманом на парламентских выборах придало российской оппозиции мобильность. Только в Москве на улицу вышли 100 тыс. человек, чтобы выразить свой протест против премьер-министра Путина — это крупнейшая демонстрация за последние два десятилетия.

Те, кто в течение многих лет не имел возможности попрактиковаться, во время первого выступления чувствует себя немного неловно. И ритм скандируемых слоганов дается не сразу. «Путин, уходи!» людская масса скандирует довольно складно. «Перевыборы» тоже получается более или менее единогласно. «Россия хочет быть свободной», напротив, получается не очень хорошо, если ритм не задает громкоговоритель. А тем, кто на этой эпохальной демонстрации хочет заявить «Это наш город», нужен руководитель.

Но эти детские болезни никого не смутили. То, что было высказано вчера, российские улицы не видели с начала 1990-х. Вдруг оказалось, что это не рождественский шопинг в торговых центрах, который стал символом первого и аполитичного благополучного десятилетия в российской истории. Нет, массы