http://tuofikea.ru/novelty

Выставка ЛИМА-2011: как мы других вооружаем

В Малайзии, на острове Лангкави, прошла авиационно-космическая и военно-морская выставка ЛИМА-2011

Выставка завершила мировой цикл военно-технических экспозиций уходящего года. И подтвердила: российское оружие на мировом рынке остается востребованным. Однако российские разработки новых видов вооружения впечатляют всех, кроме родного министерства обороны.

Свое несколько необычное название, созвучное столице Перу, выставка получила по имени острова, где подобные салоны проходят раз в два года уже двадцать лет.

Еще десять лет назад Россия реально доминировала на них. Наша страна демонстрировала различные самолеты и вертолеты, в порт заходила подводная лодка типа «Варшавянка», выставлялся широкий набор стрелкового оружия. Постепенно российское участие свелось только к стендовым показам. На салоне ЛИМА-2011 отечественная экспозиция, представленная «Рособоронэкспортом» и Объединенной авиастроительной корпорацией, была скромной. Тем не менее, интерес к российским стендам оказался велик.

Конечно, в центре внимания были наши истребители Су-30МКМ и МиГ-29, учебно-боевой Як-130 и комплексы ПВО, показанные главным их разработчиком – корпорацией «Алмаз-Антей».

МиГ-29Н стоят на вооружении Королевских ВВС Малайзии с 1995-го, и давно полюбились боевым летчикам этой страны, а также местному населению. У этого истребителя есть характерная особенность двигателя – он дымит. Дело в том, что мотор спроектирован так, что его устойчивость к помпажу – одна из самых высоких в мире, а это очень важно в маневренном бою. Но такая устойчивость приводит к тому, что на отдельных режимах полета за истребителем тянется шлейф дыма из-за несгоревшего топлива. Дымящие истребители в Малайзии прозвали «курящими», а потом добавили: «Курящие бандиты». Что перекинулось на название пилотажной группы МиГ-29. Местные летчики говорят, что оно очень точно характеризует боевую машину как отчаянного драчуна и забияку. Задирать же тех, кто летает на этих истребителях, не стоит. Летчики ВВС Малайзии – настоящие асы высшего пилотажа, наблюдать за их полетом – просто удовольствие. Они творят в воздухе то, что в России по силам лишь некоторым испытателям, но никак не строевым пилотам ВВС.

На салоне ЛИМА-2011 полеты пятерки «Курящих бандитов» МиГ-29Н проходили ежедневно, неизменно сопровождаясь восторженными комментариями и овациями зрителей.

Интересная деталь. Когда малазийские пилоты стали осваивать МиГ-29Н, с ними произошла своеобразная метаморфоза. Летчики всегда относились к военной аристократии, и чопорность являлась, чуть ли не обязательной чертой характера тех, кому покоряется небо. Однако, то ли российские самолеты оказались грубоваты в управлении и обслуживании, то ли на то были другие причины, но летчики эскадрильи МиГов стали отличаться от тех, кто летал, предположим, на американских Ф-18: они становились более свободными и доступными в общении, у них появилась какая-то почти чкаловская лихость — про таких говорят: черт им не брат. Почти безошибочно отличишь, даже не видя опознавательных знаков, тех, кто летает на МиГах от тех, кто управляет самолетами американского или британского производства.

Показательно, что в учебных воздушных боях пилоты МиГ-29Н почти всегда одерживали верх над своими боевыми товарищами, пилотировавшими американские Ф/А-18Д. Сейчас ВВС Малайзии осваивают тяжелый Су-30МКМ. И он тоже полюбился местным пилотам. Обсуждается вопрос об увеличении парка «Сушек» в боевом составе ВВС этой страны.

Авиационная составляющая салона ЛИМА-2011, конечно, самая яркая. Но и помимо истребителей и вертолетов здесь было на что посмотреть.

Россия еще может удивлять своими разработками и креативными идеями: значительно обновился показ различных систем и комплексов ПВО, предлагаемых на экспорт.

В частности, классические комплексы войсковой ПВО традиционно ставились на гусеничную базу. Сейчас в экспортном исполнении все они на колесных шасси, разработанных в Белоруссии. Вновь стал экспонироваться самый мощный в мире зенитно-ракетный комплекс С-300ВМ «Антей-2500». В нем уже реализованы многие передовые технологии, которые еще только пытаются внедрить в С-400. Готовы к экспортным поставкам новейшая система корабельной ПЗРК «Гибка» с оптико-электронной системой управления огнем и модернизированный зенитный ракетный комплекс «Клинок». Для защиты от воздушного нападения боевых кораблей предлагается облегченный универсальный 100-мм артиллерийский комплекс с длинным названием А-190Э-5П-10Э. Как утверждают его разработчики, почти по всем характеристикам эта орудийно-зенитная система – лучшая в мире.

Туляки показали свой небезызвестный ракетно-пушечный «Панцирь-С1», но сенсацию произвели новой версией противотанковой управляемой ракетной системы «Корнет» — стрельбу можно вести своеобразным дуплетом, когда одна ракета летит точно вслед другой, что позволяет взламывать броню любой толщины со всеми типами активной и динамической защиты. Ничего подобного в мире нет.

Каждый день различные военно-морские делегации подходили к экспозиции Зеленодольского судостроительного завода. Совсем недавно на нем построили и сдали ВМС Вьетнама два фрегата типа «Гепард-3.9». Это очень современные корабли, в которых использованы элементы технологии «Стелс». По сумме мореходных и боевых характеристик эти фрегаты, пожалуй, самые лучшие в регионе. Немаловажная особенность их в том, что они оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом нового поколения «Пальма». Изюминка установки — в оригинальной оптико-электронной системе управления и новой сверхзвуковой двухступенчатой ракете «Сосна-Р». По массогабаритным характеристикам это одна из самых мощных в своем классе ракет в мире.

Наша система наведения «Пальмы» и ракетно-пушечное вооружение позволяют поражать все типы воздушных целей с вероятностью, близкой к ста процентам.

Ракета и система управления разработаны специалистами старейшего отечественного оружейного КБ, носящего имя своего основателя – Александра Нудельмана. Создателям комплекса удалось добиться высочайшей степени автоматизации. Поиск цели, выработка данных на стрельбу, управление огнем ведутся в автоматическом режиме, человеку остается нажать кнопку — и цель будет поражена. Интерес к «Пальме» на салоне стабильно высок.

Предприятие «Моринформсистема-Агат» показало не имеющую аналогов в мире ракетную контейнерную установку «Клаб-К». Как концепт-проект ее уже представляли в Малайзии на предыдущем салоне в 2009-м, и тогда она впечатлила многих. За два года идея воплотилась в металл, сейчас «Клаб-К» проходит заводские и полигонные испытания. В натуральном виде ее впервые показали на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге прошедшим летом. Несмотря на то, что в Малайзии были представлены лишь фотографии и фильм, у стенда с ракетами, спрятанными в грузовых контейнерах, было всегда многолюдно.

Кино, кстати, впечатляет. На экране видно, как среди пальм по шоссе вдоль океанского побережья идет тяжелый грузовик-контейнеровоз. Вот он останавливается. И буквально за минуту из контейнера поднимаются четыре ракетные установки. Пуск! Шансов уцелеть у какого-нибудь вражеского фрегата и даже крейсера нет – такова точность наведения и мощь ракет «Клаб». В НАТО уже выражали обеспокоенность тем, что такие ракетные контейнеры, ничем внешне не отличимые от стандартных грузовых, могут попасть в руки пиратов. Это, конечно, исключено. Зато небольшие и не очень богатые страны могут обрести не только надежную и скрытную систему ракетной береговой обороны, но и дешевый ракетоносный флот.

Появление «Клаб-К» — это настоящая революция в боевом кораблестроении. В принципе, отпадает необходимость строить дорогущие корабли-ракетоносцы. Их возможностями могут обладать гораздо более дешевые гражданские суда. Появление такой системы в России – просто подарок судьбы для ВМФ.

Ситуация с боевым составом нашего флота – критическая, и это не секрет. К тому же в Главном штабе ВМФ никак не могут определиться, какие корабли нужны в первую очередь. Пока там будут думать и копить деньги, страна вообще может остаться без боевых кораблей, в том числе – ракетоносцев. А ведь решение напрашивается само собой. Флоту надо начинать массовую закупку контейнерных установок «Клаб-К» и заказывать гражданские суда, приспособленные к транспортировке ракетных контейнеров. В этом случае можно не только сохранить, но и усилить мощь флота, и не дать исчезнуть мастерству тех военно-морских специалистов, которые должны управлять ракетным оружием на боевых кораблях. Контейнеровозы двойного назначения в принципе могут большей частью использоваться по своему мирному назначению. И лишь в случае военной угрозы для страны привлекаться на службу и становиться в строй ВМФ.

На салоне ЛИМА-2011 в качестве варианта демонстрировался макет скоростного судна «Шельф» проекта СВК 44. Спроектированное в Нижнем Новгороде, оно предназначено для грузовых перевозок в шельфовых зонах мирового океана и просто идеально подходит для размещения на нем контейнера с четырьмя ракетами.

Вот смешно будет, если наш «Клаб-К» станет на защиту какого-нибудь небольшого островного государства, а великая Россия будет лишь надувать щеки от своего нефтедолларового могущества.

И вкладывать миллиарды в строительство «Мистралей», больших атомных подлодок с их очень проблемным ракетным вооружением, но терять при этом реальную боевую мощь, которая нужна каждый день, а не в случае глобальной ракетно-ядерной войны.

Помимо нашей страны из бывшего СССР на ЛИМА-2011 выставлялись два белорусских предприятия – КБ «Радар» и 558-й авиационный ремонтный завод. Первое, как следует из его названия, занимается разработкой радиолокационных станций, и преуспело в этом деле весьма значительно. Еще при СССР во многие страны мира были поставлены сотни РЛС слежения за воздушной обстановкой типа П-18. Они хоть и старые, но надежные и могут свободно видеть даже самолеты-невидимки типа «Стелс». Но у них есть существенный недостаток – они громоздкие и работают на лампах. Специалисты «Радара» предлагают новую станцию кругового обзора «Восток-Е». Она построена на цифровых технологиях и очень мобильна – доставить ее можно в любое место и развернуть за пару минут. Помимо контроля за воздушной обстановкой, эта РЛС может работать в режиме управления ракетными стрельбами. Можно в это верить, можно не верить, но РЛС, обладающих характеристиками «Востока», в мире нет. Есть и другие, без преувеличения, лучшие в мире разработки, которые «Радар» предлагает на мировом рынке.

А вот белорусское предприятие с тривиальным номерным названием авиаремонтного завода показало то, что до сих пор не сделали в России ни в одном самом солидном НИИ или КБ. Это автоматическая аппаратура радиотехнической защиты «Сателлит».

Самолет, оснащенный такой аппаратурой, практически неуязвим для ракет, наводимых по радиолокационному лучу. «Сателлит» работает самостоятельно в автоматическом режиме в течение всего полета, без управления летчиком. При этом не создается помех для бортового радиоэлектронного оборудования самолета, и нет демаскирующего излучения. Все станции активных помех, используемые на боевых самолетах для защиты от ракетного нападения, сами являются активными излучателями и фактически притягивают ракеты. Белорусский «Сателлит» создает виртуальную цель, на которую и наводится вражеская ракета. За счет чего удалось достичь такого эффекта, в двух словах не объяснишь. Но факт: полигонные испытания показали, что прорваться через виртуальную защиту «Сателлита» невозможно. По логике, в первую очередь ВВС России должны заказать большую партию таких систем и оснастить ими все оставшиеся в строю истребители. Однако очень сомнительно, что это будет сделано даже в отдаленной перспективе.

Салон ЛИМА-2011 показал, что не только в России, но и в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия еще осталось немало светлых голов. И технологии у нас вполне современные имеются.

Используя все это грамотно и оперативно можно даже в полностью «зареформированных» наших Вооруженных силах быстро восстановить нормальную техническую боеспособность. Вот только Малайзия далеко, представителей родного военного ведомства там не было.

Впрочем, было их много на аналогичном и гораздо более масштабном салоне МАКС-2011. Что они там узрели и какие выводы сделали – кто его знает? Так что экспорт прекрасного российского вооружения продолжит расти, а генералы наши будут все больше и больше заглядываться на западные образцы.