http://tuofikea.ru/novelty

На Московской дороге сократят пригородное сообщение

Восемь регионов, которые обслуживает ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», вынуждены уменьшить число маршрутов электропоездов, их составность, а также повысить тарифы за проезд, чтобы компенсировать выпадающие расходы перевозчику.

Ограничения коснутся Тульской, Орловской, Курской, Рязанской, Калужской, Смоленской, Брянской и Владимирской областей.

«С 1 января по заявке регионов размер движения пригородных поездов сократится. Мы предупреждаем об этом население», – рассказал «Гудку» заместитель начальника МЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Олег Прохоров. Например, в Калужской области останется 102 поезда из 130, в Смоленской – 60 из 79, в Тульской – 67 из 98.

– Необходимо принять рекомендованные Правительством России меры по безубыточной деятельности перевозчика. Мы заинтересованы в сохранении пригородных перевозок, но ни один бюджет не выдержит такую нагрузку, поэтому вынуждены сократить перевозки, – говорит главный специалист минэкономразвития Калужской области Елена Мартыненко.

Движение в этой области полностью сохранится только на малодеятельных участках, там, где железная дорога – единственный транспорт.

Также регионы попросили перевозчика сократить составность электропоездов. Теперь в Калужской, Тульской, Смоленской областях они сократятся на треть, а в Курской – почти наполовину. Вместо 10- или 12-вагонной электрички там начнёт курсировать 4- или 6-вагонная.

Кроме того, в следующем году вырастет и стоимость проезда.

«Сейчас в Калужской области экономически обоснованный тариф за одну зону – 18,6 руб., но в следующем году он увеличится на 11%», – рассказала Елена Мартыненко. Увеличится тариф и в Рязанской области.

Другого варианта снижения расходной части регионы не видят. Однако, сокращая маршрутную сеть и составность электропоездов, представители областных администраций не могут назвать точную сумму сэкономленных средств. «Нас интересует, насколько сократятся расходы перевозчика, если уменьшим объёмы перевозок. Мы сделали запрос в ЦППК, но пока ответа не получили», – говорит Елена Мартыненко.

По словам Олега Прохорова, если отменят поезд, то расход действительно сократится, ведь тогда не нужно платить за электроэнергию, за работу машиниста, за ремонт подвижного состава, техобслуживание, но это не такая уж большая сумма. «Инфраструктура остаётся прежней, и за неё всё равно нужно платить, даже если загруженность движением составляет не 90%, а 30%. Поэтому регионам выгоднее повысить дотации на железнодорожный транспорт», – отметил он.

В следующем году расплатиться с перевозчиком поможет правительство, обязуясь выделить 25 млрд руб. из федерального бюджета в виде компенсации выпадающих доходов. Из них 1,7 млрд руб. планируется направить Тульской, Орловской, Курской, Рязанской, Калужской, Смоленской, Брянской и Владимирской областям. Ещё 1,55 млрд эти регионы компенсируют перевозчику из своих бюджетов.

Они уже заложили значительное увеличение компенсаций. Больше всех в 2012-м обещает возместить Рязанская область – 140 млн руб., то есть на 107 млн руб. больше, чем в нынешнем. Тульская предусматривает выделить 100 млн руб. вместо прежних 20, Калужская – 130 млн руб., Орловская увеличит с 5 до 20 млн руб., небольшие увеличения сумм ожидаются в Смоленской и Брянской областях. «Переговоры с Курской областью пока затормозились», – отметил Олег Прохоров.

Зато Рязанская область не только увеличит компенсацию, но и сохранит в полном объёме пригородное движение. «Мы сохраняем и популярные у населения перевозки, и электропоезда с небольшим пассажиропотоком, которые не можем заменить автобусами. Сеть автодорог у нас не настолько развита, чтобы сократить железнодорожное движение», – рассказал «Гудку» министр транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Шаукат Ахметов.

Олег Прохоров призывает другие регионы, входящие в зону действия МЖД, брать пример с Рязанской области. «Может быть, некоторым из них и расходы на автотранспортное сообщение стоит чуть снизить, если другого пути нет. Надо понимать, что себестоимость железнодорожной перевозки в несколько раз выше, чем автомобильной. Если у автотранспортников затраты только на транспорт и дороги, то у нас – на энергетику, автоматику, телемеханику, связь и подвижной состав», – отмечает он.

Между тем в регионах считают, что перевозчик должен с пониманием относиться к их проблемам. «Если они взялись за перевозки, то должны были давать себе отчёт, что их вид деятельности убыточен и каким-то образом они сами должны участвовать в организации перевозок. Когда они подписывали с областью контракт, то знали и установленные цены, и предстоящий объём работ», – считает Елена Мартыненко.

На МЖД понимают, что региону сложно поднять сумму с 20 до 150 млн руб. Поэтому дорога не пойдёт на разрыв с регионами, ведь им нужны не только пригородные перевозки, но и проекты развития производства, строительство новых предприятий, подъездных путей, организация новых рабочих мест.

«Если по пути увеличения компенсации двигаться ещё несколько лет, то в конце концов ситуация разрешится, и всё встанет на свои места», – говорит Олег Прохоров. Он также убеждён, что нужно искать пути увеличения дохода, а не только сокращать непроизводственные доходы. «В этом году достаточно большой пассажиропоток, поскольку тариф не индексировался, а ЦППК ввела массу новых услуг. Население стало чаще ездить на электричках, сократился безбилетный проезд. Это увеличило доходность, снизило убыточность», – отметил замначальника МЖД.