http://tuofikea.ru/novelty

Правоохранительная система не выдержит тысяч задержаний

Почему мировые судьи стали поголовно уходить на больничный, а полицейские — советовать гражданам не являться в суд.

Работники правоохранительной и судебной системы сегодня являются главным тормозом развития страны. Правоприменительная практика стимулирует преступность, ибо хватают и осуждают того, кто слабее, а не того, кто нарушил закон. И базируется эта практика на трех основных принципах: произвольность, непрозрачность, безответственность. Само правоприменение имеет извращенную мотивацию: деньги и желание угодить начальству. Система больна, но сам больной себя таковой не признает — такое часто случается с алкоголиками.

Это я конспективно воспроизвела содержание итоговой сессии симпозиума в Высшей школе экономики — «Уголовная политика и бизнес». Старались говорить о бизнесе — но болезнь охватила весь общественный организм, все сферы жизни. Говорили о том, что сегодня творится в московских судах и ОВД, забитых под завязку хорошими российскими гражданами, многие из которых впервые в жизни возмутились тем мнением, которое имеет о них власть.

Московские мировые судьи, на которых взвалили ответственность за сотни задержанных, начали массово уходить на больничный: похоже на эпидемию — воспаление совести или, скорее, того места, которое периодически нашептывает «как бы чего не вышло». То есть теперь ко всеобщей фальсификации оказались причастны и доктора, выписывающие больничные листы. Куда им деваться? — надо входить в положение, мало ли что. Евгений Ясин, научный руководитель ВШЭ, обещал на симпозиуме написать открытое благодарственное письмо судье, который просто выполнит свой долг и откажется штрафовать и приговаривать к каким-то там суткам задержанных на улицах мирных граждан.

Ольга Егорова, глава Мосгорсуда, привычно не видит в происходящем ничего особенного и обещает схваченным «ускоренный порядок судопроизводства». Спасибочки — давайте ускоренный, можно еще осуждать целыми трудовыми коллективами и заочно, и мотивировок, конечно, никаких не надо, никто не удивится. Можно подумать, что в другое время в судах поступают иначе.

Кстати, удивляет наивность многих политиков, политологов и экспертов-кислых-щей, призывающих не ходить на митинги по поводу фальсификации выборов и наплевательства на граждан, а ходить с этим в суд. Хочется переспросить — куда-куда вы граждан послали? А сами-то давно там были? Нет в России для граждан никакого суда, не существует такого у нас института. А существуют охамевшие тетки и зарвавшиеся дядьки, обладающие статусом федеральных судей, который позволяет им делать с нами все что угодно — и совершенно безнаказанно. Уметь читать, писать, слушать, говорить, обучаться, уважать права они при этом не обязаны. И если раньше об этом знали граждане, по неосторожности или глупости попавшие под этот каток, и их немногие близкие, то теперь об этом знают все.

Правоохранители и правоприменители кое-что явно почувствовали. И свидетельство тому не только больничные. Вот свидетельство Эллы Панеях, исследователя из Института проблем правоприменения. «Манифестации 4–6 декабря перегрузили напрочь не только полицию и ОМОН, но и мировые суды. Судьба людей, арестованных у Гостиного [двора], …выглядела следующим образом. Наутро, после ночи, проведенной в тесноте, их партиями повезли к тому мировому судье, к чьему участку относится данное ОВД. Там была очередь на рассмотрение административных дел аж в 200 человек; из них получили приговор (штраф — держать столько «суточников» в Питере тоже негде) примерно 60; остальные поехали обратно в «обезьянники», благо задержанного можно держать до суда 48 часов. Утром 8 декабря толпу уже человек в 300 (задержания у Гостиного продолжились и 7-го) полиционеры свезли к зданию суда, оставили там стоять без всякой охраны и, не заводя в суд, начали выносить им паспорта и предписания явиться через неделю в суды уже по месту жительства и отпускать по домам».

То же самое рассказывают и о московской практике. Задержанные, а потом таким образом отпущенные на волю граждане рассказывают, что полицейские советуют такие предписания порвать и выбросить. Я бы не советовала так делать: если вы расписались в получении предписания, лучше его сохранить, но не являться, обзаведясь справкой о занятости на работе или в учебном процессе, — что-то мне подсказывает, с этим проблем не будет. Это же не больничный, то есть не фальсификация, не жульничество: люди должны наверстать упущенное в обезьяннике. То есть прилежно учиться накануне сессии и (или) ударно работать, ибо труд есть доблесть.

А уж если вы не расписывались в получении предписания — конечно, порвите и забудьте. Сегодня, как и завтра, вам, если что, поможет бесплатно любой порядочный адвокат. А будут проблемы с поиском такового — стучитесь ко мне в Фейсбук.

Еще совет: сохраните все бумаги об оплате присужденного административного штрафа, а уж тем более о задержании на 15-10-3 суток. Храните их хотя бы год — возможно, ситуация изменится и актуальными станут иски уже с вашей стороны по поводу незаконного задержания и заведомо неправосудного судебного решения. А если такие иски будут массовыми (чего искренне хочется пожелать), то ситуацию можно будет переломить самостоятельно, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой или пока она не переломится сама.

…Сегодня ночью ко мне в личку в Фейсбук постучался знакомый банкир, глава крупного банка, негосударственного. Написал, что они идут на Болотную всем банком, просил инструкций и всяких советов. Подробно ему отвечала, а сама потихоньку взлетала над табуреткой: страна, я горжусь тобой. Страна, я тоже буду стараться. Хочется оправдать доверие, не подвести и быть достойной. Искренне.