http://tuofikea.ru/novelty

Дети белорусской элиты живут за границей

Кандидат экономических наук, директор ОО “Аналитический центр “Стратегия” Леонид Заико не так давно обзвонил своих знакомых ученых — профессоров, членов-корреспондентов Академии наук, тех, кому А.Лукашенко периодически вручает ордена и медали, — и выяснил: у многих из них дети и внуки уже давно живут за рубежом.

Об этом известный экономист рассказал во время презентации книги “Молодежь и гражданское общество в Беларуси: новое поколение” под редакцией профессора Олега Манаева.
К слову, дочь Манаева уже несколько лет живет в Америке — Наталья учится в университете штата Теннесси. Выступавшие на презентации книги экс-министр труда Беларуси Александр Соснов и председатель Белорусской конфедерации профсоюзов Александр Ярошук признались: их сыновья тоже уехали из страны…

В книге, которую издал зарегистрированный в Вильнюсе Независимый институт социально-экономических и политических исследований, сказано: около 65 процентов белорусской молодежи хотели бы покинуть страну.

Голливудский стандарт Леонида Заико

Стоит заметить, что начиналась презентация чрезвычайно серьезно. Известного правозащитника Валерия Щукина умные речи даже слегка убаюкали. Оживил публику профессор Леонид Заико.

“Читать прессу сегодня опасно, смотреть интернет — вредно, а Белорусское телевидение — смешно, — сказал Заико. — Есть две более-менее объективные вещи, которым я доверяю: это статистика и социология. Их всегда можно перепроверить. Правда, сейчас белорусская статистика стала кривой. И вообще, 2011 год мерить статистически — это то же самое, что резинкой из трусов измерять голливудские стандарты красоты — любую женщину можно подогнать под 90—60—90…

По молодежи у нас действительно сложная ситуация. Слишком много иллюзий. И выводы, представленные в книге, не порадуют многих политиков. Политические и ценностные ориентиры молодых людей не изменились в сторону демократических ценностей либо либеральных, западных. Но молодежь, она умнее, чем сидящие здесь. В книге написано, что 65 процентов молодежи хотела бы покинуть страну. И получается, что у нас два альянса — БРСМ и “Молодой Фронт” (не зарегистрированный. — Авт.). Они останутся и будут работать здесь, в Беларуси. Кто-то будет занимать кресла и должности, а кто-то будет мотаться по тюрьмам…

Хорошо это или плохо, что 65 процентов хотят сделать ноги? Я считаю, что это результат развития белорусского социума и проводимой политики, в результате которой половина населения живет на социальное пособие. В конце концов, а как быть, если 65 процентов молодого населения окажутся в ситуации, когда им только гарантирован заработок 220—260 долларов и трехпроцентный прирост доходов в 2012 году — на 8 долларов на год? Поэтому молодежь избавляется от нас, с радостью покупая билеты на Запад…

Я недавно обзвонил своих знакомых, друзей — членов-корреспондентов Академии наук, профессоров и прочих, кому Лукашенко вручает медали, ордена и так далее. И выяснил, что дети этой элиты давно живут за рубежом. У 70 процентов моих знакомых дети живут за границей! И папы выезжают в Польшу, Германию, США, чтобы навестить своих детей и внуков. В конце концов здесь останутся 933 тысячи пенсионеров в возрасте 70 лет и старше, в основном бабушки. Потому что до 65 лет в Беларуси доживает только 49 процентов мужчин…”

Как влияет возраст на Станислава Богданкевича?

Презентовали книгу про молодежь политолог Сергей Николюк, экс-министр Александр Соснов и профессор Олег Манаев.

“Нам на троих уже 180 лет”, — улыбнулся Манаев.

Среди выступающих была и очаровательная 21-летняя зампредседателя зарегистрированного в Чехии “Молодого фронта” Анастасия Полаженко. Она заметила, что выхода этой книги очень ждал политик Дмитрий Дашкевич, который сейчас находится в колонии. По словам Насти, лидер “Молодого Фронта” подготовил свой материал для сборника еще до президентских выборов, и, уже находясь в колонии, пытался его переделать на злобу дня, однако это не удалось. Анастасия отправила Дашкевичу книгу в колонию.

“Хоть это и банально звучит, но от того, какая у нас сегодня молодежь, как она развивается и чего хочет, зависит будущее нашей страны, — отметил Манаев. — Мы сделали все для того, чтобы смотреть на объект исследования холодным взором, были максимально объективными и непредвзятыми”.

12 лет назад НИСЭПИ издал книгу, в которой также изучались проблемы молодежи.

“Мне тогда казалось, что с течением времени генезис общества приведет к тому, что поколение сменится, и взгляды молодежи станут совершенно другими, а значит, изменится и общество, — делится своими мыслями Александр Соснов. — Но прошло 12 лет, и ситуация примерно та же. Большинство молодых людей не приемлют управляемую, плановую экономику, они желают больше свободы в экономическом смысле. Но чем старше они становятся, тем более ориентированы их взгляды на государственное вмешательство и управление…”

Истинность исследований НИСЭПИ на своем личном примере подтвердил экс-глава Нацбанка, почетный председатель Объединенной гражданской партии Станислав Богданкевич.

“Лет 15 назад, когда мне было только 60, я действительно был архилиберальным, — отметил Станислав Антонович. — А сейчас стал более консервативным. И даже думаю, что нужно подкорректировать кое-что и в программе ОГП в плане отрицания роли государства, по поводу проведения той же приватизации и так далее”.

Неутешительный прогноз Александра Ярошука

Профсоюзный босс полагает, что в ближайший год Беларусь может покинуть не менее миллиона человек. Правда, сам лидер Ассоциации профсоюзов “Белорусский Конгресс демократических профсоюзов” эмигрировать из Беларуси не намерен. А вот один из трех его сыновей уехал. И возвращаться пока не собирается…

“Представители нашей организации есть на многих белорусских предприятиях, и мы наблюдаем, что усиливается миграция рабочих рук, — констатирует факт Ярошук. — С одной стороны, более образованные и более молодые едут в сторону Европы и США. Специалисты массовых профессий и наиболее квалифицированные кадры в массовом порядке находят любые способы и возможности, срываются с предприятий нефтепереработки, энергетики и уезжают в Россию. Собственно говоря, эта проблема в ближайшее время не имеет решения, потому что уровень заработной платы катастрофически низок. А в той же России он почти в четыре раза выше. И сегодня нет такой силы и административных преград, которые могли бы поставить заслон или воспрепятствовать процессу трудовой миграции.

Хотя если бы мы сейчас приступили к каким-то преобразованиям, то через 2—3 года у нас появилась бы надежда, что разрыв в уровне зарплат сократится. А так, по моему прогнозу, в ближайший год страну покинет не менее миллиона молодых людей. Дай Бог, конечно, чтобы я ошибался…

Мы, люди старшего поколения, никуда не собираемся уезжать. А вот наши дети уезжают. И один из моих троих сыновей тоже живет и работает за границей. Я очень хотел бы, чтобы он вернулся. Но куда и к чему?..”

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Официальные источники часто называют молодежь “стратегическим запасом государства”. В самом деле, в Беларуси живет 2 миллиона 345 тысяч человек в возрасте от 14 до 31 года, то есть каждый четвертый житель — молодой человек.

Белорусская молодежь становится образованнее. По данным переписи населения 2009 года, в Беларуси на 1000 молодых граждан приходилось 169 человек с высшим образованием (по переписи 1999 г. — 101) и 245 человек со средним специальным образованием (в 1999 г. — 204). Высшее образование во всех формах обучения в 2010/2011 учебном году получали почти 443 тысячи студентов. В последнее десятилетие отмечается ежегодный рост их численности. По количеству студентов в расчете на 10.000 человек населения (467 человек) Беларусь опережает такие развитые государства, как Австрия (314), Германия (277), Италия (343), Япония (315).

В то же время в стране уменьшается численность детей младше 16 лет, что связано в первую очередь с сокращением рождаемости в 1990-е годы. В результате, если в 1970 году на тысячу населения в трудоспособном возрасте приходилось 586 детей до 16 лет, в 2000 г. — 356, то на начало 2011 г. — 261 ребенок. А численность населения старше трудоспособного возраста, наоборот, растет. На начало 2011 г. она составила 2,2 миллиона человек и увеличилась за два года на 55 тысяч. Такое изменение демографического баланса неизбежно усиливает “давление” старшего поколения.