http://tuofikea.ru/novelty

Жизнь наизнанку: Россия глазами русского англичанина

Глядя на неубывающий поток русских, стремящихся осесть на Западе, европейцы недоумевают: что гонит их? Почему они покидают страну, где выросли, где их исторические корни, родители, друзья? Разве они не любят свою культуру, родной язык?

Поразмышлять над этими непростыми вопросами мы попросили известного экономиста Михаила Жернова. В течение многих лет он представлял интересы России в международных финансовых организациях за рубежом и в силу этого может оценить российскую жизнь как бы со стороны.

Людей подталкивает к эмиграции прежде всего ощущение дискомфорта — материального, психологического, а также неверие в то, что причины этого дискомфорта исчезнут в обозримом будущем.

Не покидает ощущение, что тебя повсемест­но обдуривают. Очень трудно понять, почему, например, столь незамысловатая услуга, как стирка рубашки, в Москве в среднем в два раза дороже аналогичной услуги в такой дорогой стране, как Англия? Почему стоимость «официального» такси просто не имеет аналогов в Европе и США? Где ещё в мире только за вызов такси надо заплатить 20-30 долл.? Почему за услуги банков (например, оплату счетов) вы должны платить гигантскую (до 10%) комиссию? Перечень таких «почему» кажется бесконечным.

Так почему?

Главная причина завышенных цен и тарифов — отсут­ствие конкурентной среды и давление государства. Бизнесу приходится договариваться с властью. И если крупный имеет хоть какую-то возможность это сделать (в обмен на послушание), то средний и мелкий, с которыми чаще всего и сталкивается обычный человек, регулируются не экономикой, а корыстной прихотью местных князьков.

На федеральном уровне узость конкурентного поля, как правило, объясняется н­еобходимостью «защиты нацио­нальных интересов». Такая постановка вопроса, конечно, имеет право на сущест­вование, особенно в отношении областей, связанных с развитием военно-промышленного комплекса. Не вызывает сомнений и необходимость таможенных пошлин как меры защиты ослабленных секторов экономики (например, сельского хозяйства). Но какое отношение тезис о защите национального производителя имеет к мощнейшему отечественному топливно-энергетическому комплексу, который сделал страну заложницей своих интересов? Хорошо известна вопиющая ситуация с поставками бензина и других неф­тепродуктов — высочайший уровень монополизации рынка заставляет россиян платить за эту продукцию значительно больше, чем в США и Канаде, и почти столько же, как в не имеющих своей нефти странах Европы. С какой стати российский потребитель должен из года в год обогащать монополистов?

Надувательство потребителей стало неотъемлемой стороной жизни россиян. В магазинах беззастенчиво продают просроченные продукты, в аптеках — поддельные лекарства. По­всеместной стала практика завышения стоимости услуг ЖКХ по подложным счетам. По ТВ время от времени показывают разоблачительные репортажи, но реальной ответственности за подлог никто не несёт.

Сложилась парадоксальная ситуация: роль государства в экономике чрезвычайно высока. Власть бравирует амбициозными проектами. А каждодневные потребности рядовых граждан отодвинуты на третий план. Каких-либо обязательств по защите их интересов госорганы либо не несут, ссылаясь на рыночные основы экономики, либо просто не выполняют в силу отсутствия контроля со стороны общества. В полной мере эта ситуация распространяется на вопросы охраны общественного порядка и юридической защиты граждан.

Недоверие

На этом фоне заявления о социальной направленности политики, о верховенстве закона вызывают всё меньше доверия: уж больно сильно расходятся они с реальной жизнью. Всё время возникает вопрос: как получается, что столь очевидные безобразия, как коррупция, неправый суд, бюрократия, годами творятся под самым носом высокого руководства и остаются безнаказанными? Почему на Западе факты злоупотреблений, если они вскрываются, приводят к отставке политиков и членов правительства, а в России — как с гуся вода? Неудивительно, что любой, даже очень социально направленный проект правительства вызывает не восторг населения, а вопросы: кто протолкнул, кто заинтересован? И в каких масштабах будут «распилены» выделенные под проект бюджетные деньги?

Второй год Россию сотрясают скандалы, связанные с ЕГЭ. Но почему по всей Европе ЕГЭ успешно работает, а в России буксует? Ответ прост: в хороших европейских школах списывать стыдно! Вопрос о даче взятки препо­давателю за завышенную оценку просто не вписывается в рамки нормального пове­дения.

Но в России и в экономике, и в политике, и в отношениях власти и народа возникли какие-то свои особые нормы, оправдывающие ложь. Они пагубно влияют на нравственность россиян. К коррупции, к обману, к пропагандистской фальши люди относятся как к чему-то неизбежному. Дальше будет хуже: ведь эта «изнанка жизни» проходит на глазах у подрастающего поколения. Чуть ли не с детсадовского возраста везде надо «дать», «поклониться», от чего-то «откосить». Дети всё видят и растут с пониманием, что так надо. Вот и увозят их подальше от этого «надо».

* * *
Всякий раз, когда приезжаю из Лондона в Москву, поражаюсь тому, насколько выпуски новостей главных каналов похожи друг на друга. И почему людям каждый день показывают Путина и Медведева? Часто, по нескольку раз в сутки. Если бы в Англии без устали показывали, как британский премьер открывает прокатный стан, участок дороги и поздравляет офицеров флота с вселением в новые квартиры, это едва ли прибавило бы ему популярности. Британцам достаточно, что премьер еженедельно отчитывается в парламенте. У нас иначе. Российская власть настолько затискала народ в своих «информационных объятиях», что от них хочется уберечь и