http://tuofikea.ru/novelty

Техосмотр увязали со страховкой

Президент России Дмитрий Медведев подписал столь активно обсуждавшийся закон «Об обязательном техническом осмотре автомобилей».

С 1 января 2012 года (а до этого времени действует мораторий на проведение техосмотра) контроль этой функции переходит от МВД к Российскому союзу автостраховщиков. При этом талон будет теперь нужен исключительно для получения полиса ОСАГО – инспекторы ГИБДД требовать его больше не будут.

Понятно, что в то время, когда автостраховщики пожинают плоды успешной лоббистской деятельности, сотрудники ДПС и некоторых других подразделений МВД предаются отчаянию. Но дело не в этом. Что дал новый закон миллионам автовладельцев? Ведь в то время, когда он достаточно нервно обсуждался, все заинтересованные стороны клялись и божились, что именно автовладельцы должны быть счастливы от того или иного варианта данного законодательного акта.

Ряд экспертов уверен: передача ТО в руки страховщиков должна стать положительным фактором: осмотр фактически выходит на рынок, где существует вполне ощутимая конкуренция. Предельная планка стоимости будет задана правительством, и в этих пределах страховые компании и заключившие с ними соглашения о сотрудничестве аккредитованные автотехцентры и автодилеры будут бороться за клиентов. Что же до сотрудников МВД, то хорошо известно, что чем для них было ТО.

Увы, у этой точки зрения есть своя ахиллесова пята: где уверенность, что конкуренция между автостраховщиками будет именно честной и идущей на пользу автовладельцам? Скажем прямо: то, как целый ряд страховых компаний выполняет свои обязанности по договорам автострахования, не дает особых поводов для оптимизма.

Сразу же скажу, что очереди на постах, проводивших ТО, составляли люди, не желавшие платить 3000 рублей за услугу, стоившую куда меньше. Теперь они будут платить 2000, будучи автоматически уравнены с автомобилистами и раньше выкладывавшими такие, или даже большие деньги, чтобы не стоять в очереди. Для многих людей, прежде всего, пенсионеров со старыми «Жигулями», это станет явным минусом закона.

А вот другая новация явно заслуживает похвальных слов: речь идет об ответственности операторов в случае аварии, происшедшей из-за неисправности, которую не нашел техник во время осмотра. В этом случае страховая компания сможет взыскать ущерб с оператора.

Генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Евгений Литвак считает, что этот фактор должен сыграть свою положительную роль: «Все решает финансовая ответственность. Тебе выдают талон техосмотра – документ, подтверждающий, что твоя машина полностью в нормальном рабочем состоянии. И, если вы даете талон на два года, то она должна эти два года функционировать: тормозные колодки у тебя новые, свечи нормальные.

С этими документами ты идешь в страховую компанию за страховым полисом. Если страховщики доверяют компании, проводившей ТО, они выдают полис. Если возникает страховой случай, причем выясняется, что стерлись тормозные колодки, а этого случиться не должно было, все понимают, кто виноват. Виноват тот, кто, не сделав свою работу, выдал талон техосмотра. Это – риски данной организации, за которые она несет финансовую ответственность».

Действительно, в такой ситуации техосмотр должен превратиться из сомнительной формальной процедуры, позволявший работникам вполне определенных структур получать свои дивиденды, в то, чем он должен быть – обеспечение безопасности дорожного движения.

«Если новая система сможет хотя бы защитить нас от «бомбил», которые работают на старых разваливающихся машинах, запретив им выезжать на дорогу, я уже за эту систему, – говорит Литвак. – Они ведь ездят на тех же дорогах, что и я, на дребезжащих, чуть ли не разваливающихся машинах. Эти люди покупают подержанные «Жигули» и зарабатывают на них деньги, не слишком заботясь о состоянии автомобиля. И до сих пор они успешно проходили тот же техосмотр».

А почему бы не пройти, если те, кто выдавал вожделенный талон, не несли абсолютно никакой ответственности за свои действия. Три тысячи рублей, и ваша колымага, место которой на свалке, выходит на дорогу вместе с исправными автомобилями. Да и озаботиться проблемами техосмотра властям пришлось в результате начавшейся борьбы с коррупцией при прохождении ТО. В 2008 году у нас в стране было продано рекордное количество новых автомобилей. Многие владельцы получили талоны прямо в автосалонах (есть такая услуга, например в Москве, она стоила от 3 до 15 тысяч рублей в зависимости от цены автомобиля). И вот через три года все эти люди пошли проходить техосмотр, заранее зная, как это делается и чего стоит. Тут-то и «случилось страшное». Новый начальник столичной ГИБДД Александр Ильин решил отличиться на фронте борьбы с коррупцией. В результате этого решения в ряде техцентров были установлены видеокамеры. Риски возросли, стоимость взятки взлетела до 8-10 тысяч рублей. Озверевшие автовладельцы ринулись штурмовать 73 московские станции, не приспособленные для обслуживания такого количества людей. На все властные инстанции обрушилась лавина жалоб.

И вот итог – новый закон.

Пока нет уверенности в том, что все будет реализовано без ущерба для потребителя

Да, есть еще много сомнений, развеять которые может только практика. Прежде всего, пока нет уверенности в том, что все будет реализовано без ущерба для потребителя. Ведь не секрет, что закон принимался в спешке и не осуществлялась оценка его последствий и воздействия на систему. Где гарантия, что на работу по тем тарифам, которые установят в Службе по тарифам, выстроится очередь из сервисных центров, желающих получить аккредитацию на проведение ТО? Где гарантия, что страховые компании не будут направлять автовладельцев в «свои» ТО, ограничивая тем самым конкуренцию? Где гарантия, что разница между официальной платой за прохождение ТО и существующим рыночным коррупционным размером платы за талон действительно исчезнет, а не превратится в «чаевые» сервисному центру или страховой компании? И, наверное, главный вопрос: есть ли уверенность в том, что на дороге станет меньше машин, не пригодных к эксплуатации? При текущей статистике причин аварий может оказаться, что сервисные центры будут выдавать талоны всем подряд, ровно также, как это сейчас делает ГИБДД. Пока от последней возможности нас хоть как-то оберегает ответственность сервисных центров перед страховщиками. А если они сговорятся?

Когда закон спешно готовился к окончательному принятию, глава думского Комитета по транспорту Сергей Шишкарев, оказавшийся главным ньюсмейкером по всем связанным с ним вопросам, обронил знаменательную фразу. Говоря о субъективных причинах, тормозивших рассмотрение документа, он отметил: полицейское лобби всячески пытается оттянуть принятие закона, поскольку речь идет о нелегальном рынке объемом как минимум 2,8 миллиарда долларов, или 84 миллиарда рублей. Все российские страховые компании вместе взятые в прошлом году заработали на ОСАГО 94 миллиарда рублей. Что они будут делать с пролившимся на них золотым дождем?

За полгода, которые пройдут от момента подписания закона президентом до вступления документа в силу, должен быть разработан и принят целый ряд нормативных актов правительства, в частности, методика расчета стоимости техосмотра, требования к операторам, правила их аккредитации.

После этого наступит «момент истины» – закон начнет применяться. Именно практика применения и рассеет существующие сейчас сомнения, либо, увы, подтвердит их правоту. Сейчас же можно констатировать лишь то, что закон о техосмотре принят, и в нем есть целый ряд моментов, которые можно трактовать по-разному.