http://tuofikea.ru/novelty

5 декабря — память св.Михаила воина

22 ноября/5 декабря — память св.Михаила воина, болгарина …

В житии святого праведного Михаила Воина (из числа первых христиан Болгарии), память которого празднуется сегодня, 5 декабря по новому стилю, упоминается такой подвиг святого. «Михаил остановился в одном месте для отдыха. Там находилось большое озеро, из которого выходил чудовищный змей и поедал людей и скот… Тогда Михаил, помолившись Господу Богу и осенив лицо свое крестным знамением, сел на коня и поехал к озеру, взяв только одного старейшего слугу. Прибывши на место, он стал расспрашивать девицу (которую местные жители хотели принести в жертву змею)… Девица уговаривала сначала Михаила Воина удалиться, чтобы не быть съеденным чудовищным змеем, но, по настоянию святого, рассказала об установившемся в городе обычае по очереди отдавать детей на съедению змию. Изумленный рассказом девицы, Михаил приказал своему слуге отойти с конем и ожидать вдали, а сам пал на землю и стал молиться Господу Богу. Когда святой окончил молитву и встал, среди озера появился змий и, поднявши высоко голову и ударяя хвостом по воде, стал приближаться к берегу, раскрывши три свои пасти. Святой взял щит и меч и отсек лукавому три головы, с которыми он показался. Змий же, свернувши хвост, ударил святого в правую щеку и левую руку и причинил ему рану. Михаил упал без сознания, но скоро очнулся и встал… Итак Богу угодно было прославить Михаила Воина таким же чудом, какое совершено было древле святым Георгием Победоносцем».

Православный христианин, читающий Жития святых, может заметить, что в них довольно часто упоминаются громадные змеи, змии и драконы. Да, собственно, и само житие св.Михаила Воина замечает это, сравнивая его подвиг с таким же подвигом, совершенным ранее святым великомучеником Георгием Победоносцем. Точно так же и Библия говорит, например, о том, как пророк Даниил умертвил дракона, которому, как богу, поклонялись вавилоняне (Дан.14,23-27). Св.Писание и Св.Предание, частью которого являются Жития святых, — это неложный источник истины. Поэтому и тем упоминаниям об этих чудовищах, которые там приводятся, нам следует верить. Впрочем, и современная наука признает, что в древних мифах, легендах и сказаниях есть зерно истины, а, между тем, история про то, как благородный рыцарь побеждает дракона, встречается во многих легендах европейских народов. Все это говорит о том, что такие чудовища действительно существовали в древности.

Что же собой они представляли? Очевидно, речь идет о различных динозаврах, которые, как видим, вопреки утверждениям палеонтологов, не вымерли миллионы лет назад, а некоторое время сосуществовали вместе с людьми. Так описание того змия, которого поразил св.Михаил Воин, в точности соответствует описанию ихтиозавра. Эти твари жили в воде (в данном случае, — в большом озере); имели голову на длинной змеевидной шее, высоко возвышающейся над водой, а свой хвост использовали в качестве движителя и руля, как и описывает писатель жития св.Михаила вид сраженного им змия, который плыл по озеру «поднявши высоко голову и ударяя хвостом по воде».

Итак, динозавры жили вместе с людьми, поэтому достаточно логичной выглядит гипотеза некоторых ученых, что они вымерли вследствие воздействия человека — люди их попросту истребили. Ведь эти чудища, несмотря на свой устрашающий вид и громадные размеры, — достаточно уязвимы. Например, известно, что нервный импульс проходит с определенной, не очень большой скоростью по телу животного. Поэтому если оно небольшое, то сразу же почувствует боль от удара или укола и среагирует на нее; а вот динозавру именно в силу его громадных размеров можно, образно выражаясь, отрубить хвост, прежде чем до него это дойдет. Вот почему относительно небольшой, но обладающий разумом и способный сие заметить, человек получает определенные преимущества в борьбе с этими чудовищами. По-видимому, таким образом люди их в основном и уничтожили, а до времен св.Михаила Воина (IX век по Р.Х.) дожили лишь отдельные их особи, чем, возможно, объясняется трехголовость сего змея. Дело в том, что вследствие малочисленности этих тварей высока вероятность их инбридинга, т.е. скрещивания близкородственных форм в пределах одной популяции животных, из-за чего могут последовать мутации, в частности, в виде многоголовости. К примеру, нечто подобное, а именно, двухголовую змею видели современные наблюдатели вблизи одного из советских хранилищ химических отходов. Здесь мутация последовала из-за воздействия химии, но она возможна и вследствие инбридинга.

Но меня, как священника, интересует другой вопрос. Св.Писание и Св.Предание говорят о том, что достаточно часто такие змеи и драконы (т.е. динозавры) служили предметом обожествления и почитания у древних язычников, вплоть до того, что им приносились человеческие жертвы. А поражали этих чудовищ, как правило, святые; обычные люди справиться с ними не могли. Но и сами святые перед битвой с драконом молитвенно просили помощи Божией, как это видно из жития св.Михаила Воина, а лишь затем вступали в борьбу и побеждали. Исходя из этого, логично предположить, что мощь этих чудовищ имела не только физический, но и мистический характер. По всей видимости, в них вселялись бесы: те же Жития святых говорят, что вселение бесов возможно не только в людей (всем известное беснование) но и в животных. И действительно, если диавол любит принимать поклонение от язычников под видом различных идолов, приседя им и вселяясь в них, то тем более ему приятно принимать такое поклонение безумных людей в его собственном виде змия или дракона, как и говорит об этом св.ап.Иоанн Богослов, что он есть «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр.12,9). Вот откуда происходят странные культы поклонения таким драконам (динозаврам-людоедам), под видом которых язычники, как всегда, поклоняются диаволу и его бесам. Причем, по-видимому, естественная мощь таких бесноватых динозавров многократно усиливалась за счет силы бесовской, которая, вселяясь в них, заодно прикрывала и их уязвимые места, нивелируя, таким образом, преимущество человека над этими животными. Вот почему обычные люди не могли победить таких, бесноватых тварей, но, находясь во тьме язычества, начинали поклоняться им и бесам, в них вселившимся, как богам. А побеждали таковых лишь святые и лишь после молитвы к Богу, Который прогонял бесов и давал силы для этой победы. Подобную победу, правда, не над животным, а над бесноватым и в силу этого чудовищно сильным человеком (Лием), одержал святой мученик Нестор (память 9 ноября по н.ст.). Одержал в силу молитвенно испрошенной помощи Божией, испрошенной как своей молитвой, так и молитвой святого великомученика Димитрия Солунского (память 8 ноября по н.ст.).

Если вернуться в наше время, то можно заметить отголоски того же мистического страха язычников перед древним змием-драконом и в современном атеистическом искусстве, особенно западном кино, довольно часто обращающемся к теме динозавров и драконов, которые в этом кино почти всегда выглядят непобедимо мощными и неуязвимо свирепыми. Что еще можно представить себе в далеком и технически несовершенном IX веке по Р.Х., но что является очевидным нонсенсом в веке XX или XXI. Обычно сценарист и режиссер стимулируют такой нонсенс тем, что, как правило, заставляют бороться с сими чудищами полуголых пловцов и пловчих; ну, в лучшем случае, членов общества рыболовов и охотников с их допотопными берданками, но не тех, кто, собственно, и должен по долгу службы во всеоружии современной военной техники профессионально заниматься этим делом. Есть даже такой фильм, как динозавры-драконы захватили почти всю добрую старую Англию, а «бедные люди» живут в резервации… Вопрос, чем при этом занималась британская армия с ее самолетами, ракетами, танками и прочей артиллерией, так и остается за кадром (но зато на совести сценариста и режиссера) сего киноопуса. Думаю, однако, что подобная смысловая белиберда, имеет разумное объяснение в мистическом страхе современного человека, погрязшего в атеизме, перед этими тварями, олицетворяющими диавола и его бесов. Бога эти атеисты не боятся, а боятся они вот кого! Воистину «рече безумен в сердце своем: несть Бог… (посему) убояшеся страха, идеже не бе страх» (Пс.13,1.5)!