http://tuofikea.ru/novelty

РПЦ наводит порядок в Интернете

РПЦ пытается упорядочить свое присутствие в Интернете. Она разработала стандарты для сайтов епархий. Однако к общению с паствой в режиме онлайн церковь пока не готова.

Русская православная церковь разработала стандарты для сайтов епархий в Интернете.

Информация о «Стандарте присутствия епархий Русской Православной Церкви в Интернете» размещена на сайте РПЦ. Это свод рекомендаций по разработке и организации работы сайтов епархий — с вариантом универсального технического задания, рубрикатором, формами интеграции с социальными сетями и блогами.

В настоящее время у РПЦ около 180 епархий, часть из которых за рубежом. «Картина прошлого года такова, что практически все епархии имели свой официальный сайт», — говорит BFM.ru руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский.

«У нас [в РПЦ] чем больше сайтов, тем лучше», — говорит Вигилянский. При этом в РПЦ настаивают, что официальные сайты епархий должны быть самостоятельными и отличаться от сайта кафедрального собора. «Следует избегать практики создания нескольких официальных сайтов епархии или перепоручения функций официального портала интернет-странице кафедрального собора или другого канонического подразделения епархии. Такое перераспределение <…> вносит хаотичность в информационную деятельность епархии, <…> способствует идеологическому разделению информационной стратегии епархии», — говорится в документе.

Это делается для удобства верующих, поясняют в РПЦ.

Оптимальным вариантом организации портала епархии в РПЦ считают принцип корпоративного сайта. Он должен отличаться от простого сайта-визитки cодержанием «исчерпывающих сведений», видео- и фотоматериалов, поисковых сервисов и архивов.

Документ с текстом разработанного «Стандарта» отправлен во все епархии РПЦ. В мае 2012 года предполагается, что епархии отчитаются о ходе его внедрения.

«Неверно» составленные ресурсы не будут закрыты, уверяет BFM.ru Вигилянский: «Никакого жесткого контроля или стандартов нет. Существуют совещания, связанные с работой церковных СМИ, и Интернет-секция, где обсуждаются удачные и менее удачные проекты. Там сами друг друга критикуют. Есть у нас сейчас курсы повышения квалификации сотрудников епархиальных СМИ».

Церковь в Сети

«Стандарты» рекомендуют активнее участвовать в обсуждении общественных вопросов и позиции церкви по тому или иному вопросу. Важно «выходить на контакт с общественностью», поясняет в беседе с BFM.ru председатель Издательского совета Рязанской епархии, настоятель Никольского храма на территории больницы имени Семашко иерей Павел Коньков.

«Церковь должна выходить в Интернет, причем активными шагами. Это норма жизни, и к этому надо привыкать. Если мы вспомним, то и книгопечатания раньше не было. Сейчас у нас появился Интернет, и церковь обязана им пользоваться, но на благо. Кто помоложе, имеют возможность задать вопрос через Facebook, «ВКонтакте». Кроме того, можно сразу увидеть человека, узнать, какие у него интересы».

Представители Рязанской епархии, к примеру, имеют официальные странички одновременно в Facebook, «ВКонтакте», в «Живом журнале» и в Twitter. «Мы вышли в соцсети полгода назад. Это было мое личное решение, — говорит Павел Коньков.

Через сеть проводится обучение тех, кто желает помочь церкви. К примеру, с марта этого года в Москве проводится цикл онлайн-семинаров, организованный Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. В нем уже приняли участие более 1000 человек.

В сентябре этого года отдел открыл форум социального служения, на страничке форума можно получить онлайн-консультации у специалистов Синодального отдела.

В ноябре при поддержке РПЦ открылся новый сайт — «Православие в Камбодже». На сайте представлена информация о единственном православном храме страны в Пномпене, даты визитов священников и расписание богослужений. В будущем планируется запуск английской и кхмерской версий сайта, а также открытие рубрики «Вопрос священнику».

Как общаться онлайн

Правда, пока онлайн-общение через Интернет представителей РПЦ с верующими еще не так широко распространено. В «Стандарте», к примеру, прописано, что при создании порталов епархий нельзя «злоупотреблять популярной технологией Web 2.0, которая позволяет заниматься наполнением ресурса в свободном режиме». «Неправильно уподоблять официальные сайты епархии социальным сетям, и, в частности, блогам, что делает официальный ресурс похожим на онлайн-дневник без определенного авторства».

Сейчас в Facebook есть страница Русской православной церкви. На российскую версию подписаны 210 человек, на англоязычную — 2090.

В сети «ВКонтакте» есть несколько открытых и закрытых групп РПЦ. Самая большая из них состоит из 2,9 тысячи человек, но она не является официальной. «Есть и Facebook, и в Twitter стараются работать, но централизованной, плановой позиции нет, — признает Вигилянский. — Издано несколько книг, посвященных церковных сайтам, есть справочники по этому поводу. В этом смысле РПЦ продвинута».

Павел Коньков сообщил BFM.ru, что обратную связь через сеть в Рязанской епархии планируют установить через несколько месяцев. «Мы пока еще не дошли до того, что это [странички в соцсетях] стало площадками для обсуждения, пока там идет просто трансляция наших новостей с официального сайта Рязанской метрополии», — рассказывает он.

Официальное число пользователей в блогах и соцсетях на страницах Рязанской епархии составляет примерно 500 человек. Сам сайт посещает ежедневно 3 тысячи человек.

Стоимость создания церковного сайта и приведение его в соответствие со стандартами, — вопрос индивидуальный, говорит Вигилянский.

Сайт Рязанской епархии, к примеру, был сделан бесплатно самим Павлом Коньковым. «Лично я его создавал, мне помог один знакомый дизайнер сделать шапочку сверху», — говорит он. Сайт существует с 2003 года. Сейчас представлена уже третья его модификация.

«Если у епархии есть лишние 5-6 тысяч рублей, можно обратиться к частному лицу, которое сделает хороший сайт, и не обращаться к фирме, которая сдерет втридорога и сделает красиво, но не функционально. Дело не в красоте, а в функционале», — говорит он.

В контакте

Добавим, наладить непосредственное общение с церковью пытались люди, к ней не имеющие отношения. В Израиле, к примеру, в 2009 году обратиться к Богу стало возможным через Twitter. На специальной странице можно было написать свое обращение, которое автор идеи — израильтянин Алон Нил — распечатывал и относил к Стене Плача в Иерусалиме. Правда, уже через три недели существования сервиса он признался, что запросов появилось настолько много, что ему стало тяжело справляться с их потоком.

Сама РПЦ с октября организовала в столице некое подобие исповеди по телефону. На номере справочной службы «Милосердие» в Москве дежурят 36 священнослужителей. В РПЦ указывают, что это не полноценная исповедь, но разговор по телефону может быть достаточно откровенным.

Православные Казани еще в 2009 году получили возможность через Skype проконсультироваться с православным психологом.

Жизнь off-line

Пока РПЦ пытается упорядочить свою деятельность в Интернете, верующие в оффлайне не могут смириться с тем, что пояс Пресвятой Богородицы покинул Россию. После этого события 28 ноября страждущие приобщиться к святыне отправились в расположенный по соседству Храм Илии Пророка в Обыденском переулке, а также изъявили желание получить пояски — миниатюрные освященные подобия святыни.

К настоящему моменту всего роздано около 4 млн поясков, сообщил Владимир Якунин, глава РЖД и председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного (организовал пребывание Пояса в России).

Верующие стали обращаться за поясками в Храм Христа Спасителя, но там заявили, что не имеют к ним отношения.

«Это не дефицит советского периода, за которым нужно ломиться в очереди и пытаться до него добраться. Это акция, которая подчеркивает стремление людей прийти, помолиться и унести частичку материализовавшейся веры с собой. Это не самое главное», — цитирует РИА «Новости» главу РЖД.

1 декабря патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал покаяться всех, кто осуждал поклонение святыне и проявление религиозных чувств.