http://tuofikea.ru/novelty

Священник: благословение получила вся Россия

Пояс Пресвятой Богородицы привлёк к себе миллионы православных россиян. Сделал зримым идущее несмотря ни на что подспудное изменение народной души, масштабы возвращения к Вере. Придал особую силу её исцеляющему воздействию.

О значении и истории святыни, явленных Поясом чудесах с корреспондентом «Файл-РФ» беседует сотрудник Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, клирик московского храма Николая Чудотворца в Отрадном, протоиерей Сергий ПОПОВ.

— К концу посещения святыней России сложилось понимание о том, что произошло что-то грандиозное, небывалое, обозначился сдвиг в духовной жизни народа…

— Великая святыня христианства — Пояс Пресвятой Богородицы — совершила поистине великое путешествие по России и возвратилась на Святую гору Афон.

Святыня побывала во Владивостоке, Норильске, Красноярске, Тюмени, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Дивеево, Саранске, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде.

Храм Христа Спасителя, где с 19 по 28 ноября был выставлен ковчег с Поясом Богородицы, посетили около миллиона человек, а всего ей поклонились три миллиона россиян.

В столице очередь к святыне растягивалась на пять-восемь километров. Иногда люди проводили в ожидании на улице более суток — и это в промозглую погоду, несмотря на предостережения главного санитарного врача России Геннадия Онищенко людям со слабым здоровьем и его рекомендацию «поклониться святыне мысленно». Недаром во время её проводов из Москвы на Афон настоятель Ватопедского монастыря, где хранится Пояс Богородицы, митрополит Ефрем заявил: «Мы стали свидетелем великой силы русского православного народа».

Ходившие к Поясу Богородицы испытали радость и утешение, которые они ощутили в очереди и у самой святыни. Уже есть свидетельства, что некоторые избавились от болезней.

— Кто помог организовать эту возможность приобщиться к чуду?

— Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного давно просил святыню у Ватопедского монастыря. В православной монашеской республике на Святой горе Афон этот вопрос решал Священный собор (Кинот), который осуществляет здесь исполнительную власть. И в конце концов нам разрешили привезти Пояс Пресвятой Богородицы в Россию по благословению Вселенского Патриарха Варфоломея I. Эта святыня вывозилась за пределы Греции впервые. Даже в греческие города её вывозят один, максимум два раза в год.

Как советник президента фонда Андрея Первозванного я участвовал в подготовке события. Мы просили предоставить нам Пояс Богородицы на два месяца, чтобы в поезде-храме проехать от Владивостока до Калининграда — не спеша, с большими остановками. Но, к сожалению, разрешили вывезти святыню только на месяц с небольшим, поэтому перемещали её в основном авиатранспортом. Хотя идея провезти Пояс от Владивостока до Калининграда всё-таки осуществилась.

— Не все знают, что Матерь Божия носила под этим Поясом Божественного младенца, Господа Бога Иисуса Христа… Расскажите, пожалуйста, подробнее об истории святыни.

— Сей Пояс сплела сама Богородица. Она оставила его вдовицам в Иерусалиме, которые передавали Пояс из поколения в поколение. В четвёртом веке его нашли греки и привезли в Константинополь. Он был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. Позже в храме для хранения Пояса была устроена отдельная часовня.

В девятом веке у императрицы Зои было видение: она избавится от неизлечимой болезни (одержимости нечистым духом), если на неё будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. По приказу императора Льва Шестого в часовне Агиа Сорос (Святой Ковчег) нашли золотой ковчег с печатью императора Льва Первого. Печать сняли, ковчег открыли и увидели Пояс Матери Божьей, нисколько не повреждённый от времени. И как только Патриарх Евфимий распростёр его над царицей, она тотчас освободилась от демонского мучения и получила совершенное исцеление. Тогда была написана служба на поклонение Пояса Пресвятой Богородицы и с новой силой началось очень серьёзное почитание святыни в Византии.

Около 1150 года Пояс был разделён на несколько частей, которые разошлись по разным храмам, а потом и странам. С самой большой частью византийцы ходили в военные походы. В одном из них ковчег у них отбили болгары. Будучи христианами, они стали почитать Пояс как великую святыню. Со временем она попала к сербскому царю Лазарю Первому, который в четырнадцатом веке передал её в Ватопедский монастырь на Святой горе Афон.

Монахи этого монастыря освящают на нём небольшие пояски, которые раздают тем, кто приходит поклониться святыне. Больше всего Пояс помогает женщинам, особенно — неплодным и тем, которые беременны. Впрочем, все с верой приходящие к святыне получают от неё исцеление и другую помощь. То же можно сказать и по отношению к освящённым пояскам, которые паломники обычно везут с Афона своим супругам.

На Святую гору вход женщинам запрещён, поэтому они не могут поехать туда для поклонения святыне. А тут святыня сама прибыла в Россию. Поэтому женская часть населения проявила к ней такой интерес.

— Для православных получение чуда не является главной целью, но оно всё-таки нужно им — хотя бы для укрепления своей веры, чтобы свидетельствовать о её истинности перед неверующими…

— Вы знаете, есть очень простые чудеса. Например, когда, наконец, достигли договорённости о том, что Пояс будет в России с такого-то числа по такое-то (а греки очень строго относятся к таким вещам), именно в это время, в октябре, эта страна оказалась охвачена волнениями. Как доставить пояс в Россию, если в Греции объявлена общая забастовка и самолёты там не летают? Мы уже рассматривали аварийный вариант — долететь до Болгарии, а оттуда автобусом доехать до Греции. И тогда произошло маленькое чудо: ради Пояса Богородицы греческие авиадиспетчеры прервали забастовку на час. Наш самолёт приземлился — и они опять закрыли небо. А когда мы забрали Пояс — снова сделали перерыв, чтобы наш самолёт смог улететь. В результате мы уложились во все сроки, которые нам были предоставлены.

— Сознание общества изменилось: люди стали ближе к Вере. Ведь это тоже чудо: Поясу Богородицы поклонились за сорок дней три миллиона человек! Ничего подобного не было, когда в прошлые годы привозили в Россию даже величайшие святыни христианства и об этом тоже шумели СМИ.

— Да и большинство среди пришедших к святыне составили женщины. Именно «белые платочки» сохранили веру православную во время страшных гонений на Церковь — они тайно крестили своих детей, учили их молиться, зашивали им крестики в одежду. И сейчас подвижников благочестия у нас гораздо больше среди женщин, чем среди мужчин. В этом можно убедиться, побывав на Богослужении в любом храме. Потому и в очереди к Поясу Богородицы женщин было огромное большинство. И дай Бог нам всем такую крепкую веру, которая вдохновляет скромных россиянок на труды и подвиги, удивившие даже афонских монахов…

— Я знаю батюшку, которому прихожанки жаловались, что не смогли сходить к Поясу Богородицы, и теперь никогда не сделают этого, потому что их не пустят на Афон. А он приводил им в ответ слова преподобного Серафима Саровского: «Пройди по Канавке, по которой ступала Божия Матерь, почитай молитву «Богородице Дево, радуйся» — вот тебе и Афон». Но ведь для этого нужна Канавка, возражали прихожанки. «А вы молитесь так, как молились святые, чтобы Канавка появилась рядом с вами», — отвечал батюшка.

— Ожидание чуда как некой манны небесной, которое даётся тебе ни за что, даже греховно. Потому что вера наша требует подвига, подвига преодоления внутри себя ветхого человека и построения нового человека, построения того самого Царства Божьего, которое внутри нас. Вот ради этого надо стараться, трудиться. А если человек приходит к святыне пустой, то пользы от этого мало.

Кстати, с Крещением иногда происходят подобные вещи. Спрашиваешь человека: ты верующий? Да, отвечает, конечно, я крещёный. А исполняешь ли ты хоть что-то из Божьих заповедей? Ну да, ведь я же крещёный… Он даже не понимает, что нужно ещё что-то делать. Крещением для него христианская жизнь закончилась.

И с венчанием получается то же самое, когда к нему относятся формально. Сказано в Евангелии: «Носите тяготы друг друга и тако исполните закон Христов». Да какие там тяготы?! Получили удовольствие, а начались труды и болезни — так они не хотят их носить. И расходятся без зазрения совести.

А когда к святыне приближаются серьёзно верующие, то им не важно, как они к ней прикоснутся. Для них главное: помолиться, вспомнить историю святыни, подумать о жизни, смерти и бессмертии. И всё это можно сделать, не спеша, в спокойной обстановке — ведь, как я уже говорил, святынь в наших храмах хватает. И я рад, что прибытие Пояса Богородицы пробудило интерес к тем святыням, которые хранятся в наших храмах. Но главная святыня — это святое Причастие наше.

Вот когда человек подходит к святыне, как к идолу — это страшно. Он и святую воду добывает в раздражении, чуть ли не в драке, с проклятием, для прагматичных целей. И когда несёт её домой, то она, я думаю, теряет свою благодатную силу от того, что получает от него такое мощное негативное воздействие. Ведь благодать во многом идёт от самого человека.

А если ты молишься за всех и за вся, испытываешь чувство единства со всеми, кто стоит рядом, то уже в очереди на тебя нисходит благодать. Я видел много таких людей в Дивеево. В этой очереди можно было помолиться, соприкоснуться друг с другом, почувствовать единство христианских душ. Так что очереди могут быть разные — в одних можно спасаться, а в других — оказаться рядом с источником негативной энергии.

— Стоило ли стоять чуть ли не сутки, чтобы пройти под ковчегом с Поясом Богородицы, даже не прикоснувшись к нему? Ведь можно было просто пройти мимо храма, мысленно поклонившись святыне.

— Каждый человек решает за себя сам. Я никогда никого не агитирую прикладываться. А проход под святыней? Это древняя христианская традиция. В некоторых крестных ходах так обычно и делают — проходят под чудотворной иконой или ковчегом. Люди не ропщут, что не могут приложиться к святыне и даже дотронуться до неё.

Конечно, православные привыкли два раза перекреститься, потом упасть, подняться, приложиться и снова перекреститься. Но нет ничего страшного, если они прикоснулись к святыне не губами, а рукой. Или вообще прошли под ней. Так, в Арзамасе собралось огромное количество верующих; владыка Георгий вышел из поезда-храма, встал на самое высокое место, поднял ковчег над всеми, осенил их крестом и благословил.

Не только прикоснувшиеся к Поясу Богородицы, но вся Россия получила добрый знак в нашем путешествии. Это был Богородичный крест над Россией: с севера на юг и от Калининграда до Владивостока. И я думаю, что благословение получила вся Россия.

— Отец Сергий, это вторая святыня, которую Вам посчастливилось сопровождать. В 2005-м году Вы ездили по России с мощами святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары. Как бы Вы сравнили то путешествие с недавним? Изменилось ли отношение встречавших Вас людей к православным святыням?

— Когда мы везли мощи Елизаветы Фёдоровны, для меня было важным не столько то, чтобы люди прикоснулись к ним. Хотелось, чтобы соотечественники вспомнили о жизни святой, её трудах, подвиге, ангельстве, явленном на земле. После гибели любимого супруга Великого князя Сергея Александровича от рук террориста Елизавета Фёдоровна простила убийцу и стала строить в разных городах особые обители, которые назывались Марфо-Мариинскими, где находили приют бездомные девочки. Она спасала их от морального падения, давала образование и профессию, помогала трудоустроиться. Сама Великая княгиня вела аскетический образ жизни, подобно святым жёнам древности. Во время Первой мировой войны превратила Марфо-Мариинскую обитель в Москве в госпиталь для солдат, где сама омывала и врачевала их раны.

Увенчало эту подвижническую жизнь святое мученичество. Сей венец Господь даровал ей, отказавшейся покинуть захваченную большевиками страну и продолжавшей стойко исповедовать Веру. Большевистские палачи зверски убили святую подвижницу. За преданность Богу и России, за жизнь, полную добра и милосердия.

Запомнилось, как в ходе той поездки, при посещении одной из тюрем заключённые говорили мне, каким для них было счастьем прикоснуться к мощам столь великой праведницы!

Тогда мне хотелось, чтобы человек осознал себя в масштабе святости Великой княгини Елизаветы Федоровны… А что же говорить о соприкосновении с Поясом самой Пресвятой Богородицы!

У каждого из преодолевших расстояние, длинную очередь, непогоду, усталость, нерешительность и многое другое состоялась своя встреча с ватопедской святыней.

И важно при этом, что у человека было в душе, а не то, как он прикладывался к ковчегу и что происходило вокруг. Люди испытывали благоговение и трепет: они прикоснулись к Поясу Той, которая родила Бога, была матерью Господа нашего Иисуса Христа.

Жаль, конечно, если у кого-то это чувство было полностью вытеснено конкретной просьбой: «Матерь Божия, дай мне исцеление, дай квартиру…»

Конечно, об исцелении, о чуде просить не грех. Но хорошо, когда при этом в душе уже есть то содержание, что накоплено трудом и опытом духовной жизни.