http://tuofikea.ru/novelty

«Даже директора школ начали сопротивляться»

Избирательные участки — почти всегда в школах, учителя традиционно работают в избирательных комиссиях, они становятся свидетелями и участниками нарушений. Учитель русского языка московской школы «Интеллектуал», член Совета альтернативного профсоюза работников образования «Учитель», правозащитник Всеволод Луховицкий — о настроениях в педагогическом корпусе накануне выборов.

— Общепринятое мнение: педагоги, работающие на избирательных участках, безропотно пойдут на нарушения, если им прикажет начальство. Это так?

— Нет, к счастью, многих педагогов не сломили. Уже на стадии предвыборной агитации мы в изобилии получаем сведения от наших коллег из регионов о нарушениях, на которые идут местные власти. Так, в Перми кандидат от «Единой России» изготовил типографским способом листы с символикой своей партии (6000 экземпляров). Эти листы распределили по школам — чтобы младшеклассники на уроках труда изготовили для «подарка родителям» аппликацию, использовав их в качестве основы. В детских садах детям «дарят» книжки с закладками, а на закладках — «нужная» символика.

Но нас радует тот факт, что уже достаточно большое количество учителей (и даже директоров) не терпит существующее положение дел. Например, несколько директоров липецких школ выложили в Интернете видео с рассказом о том, как на них давят. В своем ролике они обратились к коллегам по всей стране с призывом «честно работать на выборах» и не допустить их фальсификации. Это удивительный момент, если учесть, что директора в гораздо большей степени, чем учителя, зависимы от местной власти. Директор, собственно, рискует уже потому, что на него, как ни странно, не распространяются нормы Трудового кодекса: с директором могут прервать контракт в любой момент, и он не сможет защититься — это реальная проблема.

И то, что директора школ стали сопротивляться, это, конечно, отрадный факт.

— Ну, всем же ясно, учителям в том числе, какая партия «в доме хозяин». Этот «хозяин» потребует от директоров, чтобы ему обеспечили высокий процент при голосовании, а он взамен даст школе какой-нибудь «финансовый пряник» (спортзал, например)? Были такие случаи?

— Есть. Я, например, располагаю достоверными сведениями из Ростовской области, из Ставропольского края. Там директорам дали понять: нужна пристройка к школе — потрудись (какими хочешь средствами) дать нужный процент правящей партии.

— Все-таки как директора школы можно «держать на крючке», если речь идет об участии в выборах? Ведь директор — не политик, и у него нет личной заинтересованности в результатах голосования.

— Здесь вот что происходит. Директору говорят: будешь работать на избирательном участке, дашь процент. Тот думает: если я буду сопротивляться, то могут со мной что-то сделать. Любопытно, что этот страх чаще всего иррационален, ни на чем конкретном не основан. Но боязнь, что потенциально «могут что-то сделать», зачастую настолько сильна, что не дает реализовать гражданскую позицию. И мы в профсоюзе придумали простые вещи: если ты, работая в избирательной комиссии, видишь, что составив «черновик протокола», собираются написать еще и «беловик» с измененными данными (а это весьма распространенная практика), то возьми и культурно сфотографируй оба документа, а потом пошли в избирательный штаб любой партии (кроме, разумеется, заинтересованной в этом трюке). Включи диктофон после того, как председатель избирательной комиссии скажет: «Давайте теперь посчитаем»… Сделай какие-то минимальные вещи, которые не требуют героизма, но в то же время могут оказаться чрезвычайно полезными для того, чтобы совесть потом не мучила.