http://tuofikea.ru/novelty

Таджикский вопрос: костер под Россией

Политолог Григорий Трофимчук уверен, что Таджикистан — это первый сигнал на «Балканах-3» в Центральной Азии. «Если под Россией одновременно разложат кавказский и азиатский костёр, ей будет не просто жарко — она сгорит. При этом надо иметь в виду, что в идеологическом плане центрально-азиатский ресурс ещё никто всерьёз не приподнимал.

Мазепа с Бандерой — дети, по сравнению с басмачами из этого региона, которых советская власть не могла додавить до самого начала войны. Центральная Азия — или, по терминологии США, „предкитайское пространство» — отдельными западными экспертами давно рассматривается как площадка для предстоящего столкновения Запада и Востока, конкретно Китая и США. Россию в этом контексте как действующую страну уже не рассматривают — только как энергетическую базу Китая, который без российских шлангов не протянет и года», — заявил корреспонденту ИА REX эксперт, комментируя предложенную читателем агентства к интервью тему Таджикистана.

По мнению Трофимчука, Россия сохраняет теоретические рычаги влияния на Центральную Азию, один из них — гидроресурсы, пресная вода. Однако, он отмечает, что Москва поступает странно: «В конфликте Душанбе и Ташкента по поводу Рогунской ГЭС она резко отошла в сторону, предложив сначала им самим отрегулировать вопрос. Они отрегулируют его так, что под этот проект пойдут западные транши, а воды и электричества не получит не только Узбекистан, но и сам Таджикистан.

Россия необдуманно, на фальстарте, заявила, что в Евразийский Союз войдут Киргизия и Таджикистан — ей сразу сюда и пробили. Казалось бы, надо тут же повернуть голову и посмотреть на Узбекистан, который в евразийские планы пока не входил в принципе, однако не делается и этого. Узбекистан, почему-то, до сих пор отрезанный ломоть, буква „У» от убогого ГУАМа, и поэтому в принципе не рассматривается как долгосрочный и надёжный партнёр».

Пока охлаждены российско-таджикские отношения, можно было бы бросить средства в Киргизию, которая может опять снести свою власть, если та не накормит её уже в ближайшие дни, считает политолог. По его словам, Киргизия — второй водный резервуар региона наравне с Таджикистаном, и это тоже должно приносить деньги. «На этой почве можно было бы попытаться замирить Киргизию и Узбекистан, тем самым обеспечив тыл Казахстану даже в случае дальнейшей эскалации с Таджикистаном, ведь Казахстан, в случае неточной стратегии Евразийского Союза, может остаться на этих песчаных „балканах» совсем один, — продолжает эксперт.

— Не надо считать Эмомали Рахмона тайным противником России. Рахмон вынужден искать для страны деньги, чтобы Таджикистан не взорвался изнутри. Взрыв в Таджикистане автоматически подорвёт всю Центральную Азию, достаточно посмотреть в солнечное, турбулентное сплетение Киргизии, Таджикистана и Узбекистана на политической карте. Поэтому Россию тщательно, ювелирно настраивают против Рахмона и Таджикистана, перебирая соответствующий материал, как звенья в чётках: русские лётчики, Рогунская ГЭС, продажа таджикской территории Китаю и т.п».

«Следует иметь в виду, что долгий период правления Рахмона — для России счастье, так как второго такого Рахмона у Таджикистана уже не будет. Если Таджикистан настроят против Москвы, это будет третья, по счёту, центрально-азиатская страна, с которой у неё не складываются отношения. Остаются Казахстан и Киргизия. Россия могла бы дать деньги Рахмону, к примеру, на укрепление рогунского агрегата, чем сразу сняла бы все претензии со стороны Узбекистана по поводу сейсмической опасности объекта. Это точечное вложение могло бы запустить решение всех остальных проблем. Однако
денег на это нет, как нет и тех простых идей для Центральной Азии, которые в деньгах оценить невозможно», — резюмировал Трофимчук.

На тот факт, что Таджикистан — место особое, обращает внимание и политтехнолог Юрий Юрьев: «Там давно стоит и даже действует 201-ая дивизия России. Там всегда существует угроза боевых действий подобным в Ичкерии ранее. Ситуация там меняется ежедневно. К примеру, в настоящий момент Пакистан поссорился с США и отсёк США от снабжения Афганистана. Соответственно ценность поставок с иных направлений для США резко возрастёт, и может возрасти ценность для США Таджикистана. Таким образом — России нужно учитывать слишком многое, слишком быстро и слишком дорого. А нужно ли это России — никто не спрашивает. А может Россия стремится, чтобы США увязли и разорились в Афганистане, а все постсоветские азиаты поняли, кто им друг, а кто враг, только поняли это за счёт собственных средств и собственных потерь?».

Он проводит параллель с Украиной: «Преимущественно русский народ, на преимущественно русских землях, и всё равно Россия не может гарантировать благолепные результаты. Но если представить, что Россия ведёт себя, как олигарх, то всё чётко становится на свои места. Издержки минимальны, доходы максимальны, конфликтов и потерь нет. И все завидуют России, будучи не в силах ей повредить. Соответственно возникает вопрос, зачем России что-то менять, если обитатели территорий не намерены верно служить России, помогать России, быть Россией?».