http://tuofikea.ru/novelty

Генпрокуратура РФ: Южная Осетия — страна миллионеров

Генпрокуратура забирает из Южной Осетии коррупционные дела. Уголовные дела о хищении гуманитарной помощи в Цхинвале будут расследовать российские силовики

На фоне политического кризиса в Южной Осетии разгорается громкий коррупционный скандал. За последние три года в республику, где проживает не более 36 тыс. человек (по официальным данным — от 50 до 70 тысяч человек), Россия направила свыше 43 млрд рублей. Получается — страна миллионеров. Российские правоохранительные органы решили узнать, куда пошли эти деньги.

30 ноября, в день, когда сотрудники госохраны югоосетинского Дома правительства стреляли поверх голов собравшейся на площади толпы, а в Цхинвал на переговоры летел высокопоставленный представитель администрации президента России Сергей Винокуров, в республиканскую прокуратуру пришло письмо от российских коллег. Генпрокуратура России затребовала все материалы расследования уголовных дел, связанных с хищением и нецелевым использованием бюджетных средств.

Как рассказал «Известиям» заместитель прокурора Южной Осетии Эльдар Кокоев, за последние три года в республике было возбуждено 21 уголовное дело, их фигурантами являются граждане России:

— Эти люди работают с «Южной дирекцией» (госзаказчик работ — ФГУ «Южная дирекция реализации программ и проектов»), которую в свою очередь курирует Министерство регионального развития России.

«Южная дирекция» базировалась в Москве, возглавил ее предприниматель из Челябинска Сергей Агеев. Предприятие отвечало за строительство девяти стратегических объектов: водовод, внутренние городские сети, вертодромы, водозабор и городские очистные сооружения.

Полученные из России 43 млрд рублей пришли из разных источников: более 30 млрд поступили из российского бюджета, 10 млрд вложил «Газпром», 2 млрд выделило правительство Москвы и еще 1 млрд рублей собрал благотворительный спецсчет.

На эти деньги в республике должны были построить и восстановить жилье, дороги, больницы и объекты инфраструктуры. С 2008 года в республике не утихают коррупционные скандалы, связанные с расхищением гуманитарной помощи. Фигурантами уголовных дел становятся чиновники, строители и предприниматели.

Югоосетинские прокуроры признают, что они регулярно проводят на стройках и объектах проверки, выявляют многочисленные нарушения, но не могут заставить подрядчиков их устранить. Российские деньги исчезают через недобросовестных подрядчиков, которые в свою очередь получают заказы на строительство через чиновников Южной Осетии.

— Строители работают на Россию, поэтому никакого механизма контроля у нас нет, — объясняет «Известиям» Эльдар Кокоев. — Фигуранты уголовных дел скрываются от правосудия в России.

По мнению экспертов, политический конфликт, который после прошедших президентских выборов развернулся в Южной Осетии, связан не только с борьбой за власть, но и с попытками заполучить контроль над распределением финансовых потоков.

— В начале года Россия заявила, что программа восстановления республики завершена, но гуманитарная помощь идет до сих пор, — объясняет председатель общественного движения «Осетия за демократию», помощник кандидата в президенты Южной Осетии Аллы Джиоевой Родион Сиукаев. — Люди, которые стоят за Эдуардом Кокойты и управляют Анатолием Бибиловым, хотят сохранить контроль над деньгами из России.

— Это выдумки сторонников Аллы Джиоевой. Думают ли наши оппоненты о борьбе за дотации — нам сказать сложно, — заверил «Известия» помощник Анатолия Бибилова Георгий Бибилов (однофамилец кандидата в президенты).

В Госкомитете по реализации проектов восстановления Южной Осетии утверждают, что никаких оснований для борьбы за деньги нет, поскольку Генпрокуратура и Счетная палата жестко контролируют поступление дотаций.

— Реально из бюджета пропали только 180 млн рублей, — заявил председатель комитета Зураб Кабисов.

Впрочем, еще в начале года цифры были иными. Комитет экономической безопасности вскрыл нарушений на 500 млн рублей, а «Стройтехконтроль» урезал аппетиты строителей почти на 1 млрд рублей: строительные сметы завышались в 10, а иногда и в 20 раз.

В итоге строительство выходило золотым: стоимость 1 кв. м построенного жилого дома в Цхинвале составляла $830, на 30% выше, чем в расположенном неподалеку столице Северной Осетии — Владикавказе — дом площадью 125 кв. м обходился для бюджета в 2,8 млн рублей.

Как восстанавливали Южную Осетию.

По самым скромным подсчетам, сумма приписок, хищений, неуплаты налогов и задержек зарплат исходя из приведенной ниже информации составила более 1,007 млрд рублей.