http://tuofikea.ru/novelty

Расизм в Киевском зоопарке

Многие из нас привыкли смотреть американские фильмы про чернокожих уличных наркоторговцев и бандитов. Во многих из нас вселилось мнение, будто почти все чернокожие — бандиты и наркоторговцы.

Этот стереотип является совершенно неправильным, а наша нелепая ненависть — всего-навсего следствие нашего страха, и именно она двигает нами, когда мы, словно для выплеска будничной злобы и обид от бытовых проблем, пытаемся обвинить в наших неудачах кого-то непохожего на нас. Эта ненависть будет двигать нами до тех пор, пока мы не попытаемся понять, почему именно так, пока мы не начнем смотреть именно в социальный, а не расовый корень любой проблемы…

Чернокожий мужчина Фред Окоро приехал в Украину из небольшого нигерийского города и уже через год получил украинское гражданство. Фред за свою жизнь побывал и в Италии, и в Германии, однако своим домом считает Украину, потому что здесь его семья… Жена Фреда вышла за него не потому, что Фред миллионер или африканский принц — нет, он простой трудолюбивый нигериец из бедной семьи, который никогда не работал на высокооплачиваемых «престижных» работах… Разнорабочий, мусорщик, уборщик, строитель…

Фред всегда работал честно и старательно, но везде натыкался на непонимание с начальством — ведь он мигрант, а значит слабее, поэтому всем хотелось нажиться на его труде. Работодатели и начальники пытались эксплуатировать Фреда, однако он никогда не был рабом — всегда, при любых обстоятельствах и в любой ситуации пытался стоять за себя и защищать свое человеческое достоинство.

Когда Фред вернулся из Нигерии в Украину, потеряв прежнюю работу за время поездки на родину, он сразу пошел в центр занятости. Сначала Фред должен был идти на вакансию разнорабочего в бригаду озеленения в аэропорту «Борисполь», однако там что-то не сложилось, и ему через три месяца биржи предложили работать в Киевском зоопарке. Фред очень обрадовался — ведь у него есть своя семья, которую ему нужно кормить.
Все шло неплохо: чернокожий гражданин Украины Фред Окоро работал рабочим по озеленению и получал свою низкую, но стабильную заработную плату. Через пару месяцев Фреду предложили перейти на другой зоопарковский объект уборщиком. Фред согласился, ведь его попросили, а он искренне желал быть умелым работником.

Официально должность называлась что-то типа «уборщик помещения», но фактически в обязанности входила и работа дворника. Нам удалось узнать, что на том объекте всегда работало по два человека. Однако Фред старательно работал и справлялся сам, тщательно убирая и девятиэтажное здание, и всю прилегающую территорию. Фред узнал, что он один выполняет работу за двоих только на шестой месяц работы — ему рассказала одна бывшая работница… И однажды Фред подошел с этим вопросом к своему руководству, но ему было лишь сказано, что он будет работать там сам и получать ту же заработную плату.

По словам Фреда Окоро, заместитель директора зоопарка по хозчасти Евгений Долженко всегда говорил, что в зоопарке главный именно он, что он и директор, и заместитель директора, и все будет так, как захочет он. Фред решил приходить на работу в пять утра и уходить, соответственно (после 8 часов работы), после двух часов дня. Следует отметить, что Фред вполне справлялся с поставленной задачей и отрабатывал положенный восьмичасовой рабочий день.

Почти сразу Фред стал замечать, что в табеле «прихода-ухода» на работу, который находится у охранника, вычеркнуто время его прихода и написано другое. Таким образом по табелю получалось, что Фред работал не с 5-и до 14-и, а с 9-и до 14-и часов. Фред спросил охранника, зачем тот делает это и фальсифицирует официальный документ, но охранник, сказал что это делает сам… заместитель директора зоопарка по хозчасти Долженко.

За несколько дней Фреду один из его начальников сообщил, что Долженко очень хочет его уволить. Тогда Фред начал спрашивать жителей того дома, где он убирал (дом стоит на балансе зоопарка), довольны ли они его работой. В результате никто не сказала ничего плохого о профессиональных качествах и трудолюбии Фреда как уборщика, и Фред насобирал около 60-и подписей в свою поддержку, которыми жители подтвердили, что удовлетворены качеством уборки. Позже Фред добавлял эти подписи к своим обращениям к и поныне равнодушной власти…

С тех пор началась волна морального давления на Фреда Окоро. Начальство приставило к нему охранника, который следил за ним, делая по несколько раз в день обход. Фред начал также замечать, что в подвальном подсобном помещении, где он держал уборочный инвентарь и рабочую одежду, кто-то бывает в его отсутствие и даже что-то ищет в его одежде. Ключи от помещения были только у него и… охранника. Также Фреду неоднократно об этом рассказывали жители того дома.
Ситуация обострилась, когда на него стали давить другими методами — говорить, будто видели его в метро в рабочее время, хотя он был в то время на работе, и тому были свидетели (при том что и начальник, который говорил это, также был на работе в это время). В результате из Фреда совершенно безосновательно вычислили деньги за четыре рабочих дня.

Когда Фред Окоро получил свой законный ежегодный отпуск, ему в виде отпускных дали какую-то смешную, мизерную сумму — менее 200 гривен. Когда Фред попытался разобраться в этой ситуации, его только посылали от одного начальника к другому, перекладывая ответственность за грубые и противозаконные действия друг на друга. Каждый день Фреду намекали на то, что ему надо увольняться… Однако они не могли уволить Фреда просто так, ведь у него на руках были подписи жильцов и свою работу он выполнял отлично.

Однажды охранник подошел к Фреду и сказал: «Долженко хочет тебя видеть». Фред зашел в кабинет, и заместитель директора Киевского зоопарка по хозчасти сразу начал допрашивать о различных подробностях Фредовой жизни, а потом дал ему анкету, вопросы которой были о кредитах в банках, о детях, о том, не был ли Фред судим в Нигерии, о семье и о связях за границей и т. п. Фред отказался заполнять непонятную анкету.

Давление на чернокожего гражданина Украины Фреда Окоро чувствовалось во всем. Заместитель по хозчасти Долженко прикладывал все усилия, чтобы изолировать Фреда от коллектива зоопарка, чтобы унизить его… Проявлялось это давление даже в мелочах: все сотрудники зоопарка получали заработную плату на банковскую карточку, которую делали каждому сотруднику в первый месяц работы; а Фред ее не имел и после полгода работы, когда же пошел в бухгалтерию поинтересоваться, почему ему не делают карточку, ему сказали, что это приказ заместителя директора зоопарка по хозчасти — господина Долженко. Кроме того, за Фредом постоянно следили. Сотрудники боялись общаться с ним, иначе они автоматически попадали в «черный список». Уже после того, как Фред уволился из зоопарка, его увидели говорящего с одной из работниц зоопарка — и ее после того уволили.

В конце концов Фреду было заявлено уже максимально откровенно, что начальство не хочет видеть «черножопых» работников в зоопарке, и что ему лучше уйти самому. Тогда Фред Окоро обратился к официальному зоопарковскому профсоюзу, где ему даже обещала помочь одна женщина. Однако со временем заместитель директора Долженко жестко надавил на нее, и дело было «замято». После этого Фред узнал о создании независимого профсоюза «Захист Праці» в Киевском зоопарке, и сразу вступил в его ряды. Узнав об этом, начальство жестко «пресануло» Фреда, используя откровенные угрозы и запугивания. В этих условиях, помня о всей опасности для своей семьи, Фред вынужден был написать заявление об увольнении «по собственному желанию». Однако мужественный чернокожий парень Фред Окоро не сдался…

Фред начал писать свои письма в органы власти. К сожалению, единственная реакция — лишь обещания разобраться. Хотя было и две комиссии по трудовым спорам… Впервые к нему пришел домой почтальон и вручил письмо от зоопарка, за которое Фред расписался. Открыв конверт, он увидел только белый чистый лист бумаги… Фреду повезло, что ему случайно позвонили в день заседания комиссии с участием представителей КГГА и охраны труда, в то время, когда оно уже начиналось, иначе бы он туда не попал. Фред говорит, что во время работы комиссии ему сказали ждать, а члены комиссии закрылись в кабинете с директором и заместителем минут на 10, и о чем-то разговаривали. Вторично Фреду сообщили рядовые сотрудники зоопарка. Если бы не они, то он бы там даже не присутствовал.

Фред Окоро также отмечает, что заместитель директора по хозяйственной части Киевского зоопарка Долженко Е.В., который и стоит в авангарде расистской атаки в Киевском зоопарке, живет бесплатно, т.е. за счет зоопарка, прямо в админкорпусе в гостиничном номере, даже не оплачивая коммунальные услуги. Так отмечает Фред Окоро, и свои небезосновательные предположения не боясь выражает в своих письмах к власти.

Фред уже ничего не хочет от администрации зоопарка, только хочет, чтобы люди знали о тех несправедливостях, лишь хочет доказать, что право человека на труд не должно попираться, и все граждане Украины имеют право на работу и достойное к себе отношение. Даже когда человек родился в другой стране, и даже если он имеет другой цвет кожи.

Неужели положения Конвенции Международной Организации Труда № 111 о запрещении дискриминации в праве на труд из-за расовой и национальной принадлежности не действуют в ведущем зоопарке Украины? Долго ли мы и дальше будем мириться с откровенными и грубыми проявлениями расизма в самом сердце нашей страны?