http://tuofikea.ru/novelty

Российский транспорт: не взлетим, так утонем

Дальние поездки по России превращаются в опасные приключения. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) попросил россиян оценить риски при путешествии тем или иным видом общественного транспорта. Оказалось, что чуть ли не половина пассажиров считает все междугородные маршруты небезопасными.

«Россияне говорят, что ситуация с безопасностью на междугородном транспорте ухудшается», — констатируют социологи ФОМ. Летать боятся 49% опрошенных, треть респондентов опасается аварий на дорогах. Морские и речные перевозки вызывают недоверие лишь у 2% россиян. Однако если учесть, что водным транспортом пользуются не более 4% пассажиров, то и здесь риск попасть в аварию путешественники оценивают достаточно высоко. Страхи, судя по всему, основываются на том, что крупные наземные и воздушные катастрофы традиционно являются частью современного информационного поля. 70% россиян ссылаются на то, что регулярно сталкиваются с сообщениями об авиа- и автокатастрофах, чуть реже они слышат о крушениях на водном (41%) и железнодорожном транспорте (25%).

Почти половина россиян считает, что надежнее всего преодолевать дальние расстояния поездом. Железной дорогой последние три года пользовались 40% россиян. Однако наиболее востребованным, несмотря на свою небезопасность, является автотранспорт — более 60% россиян в дальние поездки отправляются именно на автобусах. И только 10% соотечественников пользуется авиасообщением.
Основной причиной высокой аварийности во время пассажирских перевозок без малого 50% респондентов называет «человеческий фактор». Более трети опрошенных считают, что виной аварий являются «технические неполадки». Поэтому пассажиры воздушных судов, например, настаивают на «обновлении авиатехники, усилении контроля за техническим состоянием самолетов и повышении квалификации пилотов». Те, кто пользуется автотранспортом, требуют «отремонтировать дороги, освещение на трассе и не только около Москвы».

Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Сергей Романчев рассказал «МН», что количество аварий на транспорте действительно серьезно возросло. «Это касается в основном гражданской авиации. На водных видах транспорта, даже несмотря, например, на трагедию с теплоходом «Булгария», если брать сухую статистику, аварийность осталась прежней», — заявил он.

По данным Ространснадзора, в этом году с пассажирскими воздушными судами произошло восемь катастроф, в которых погибло 117 человек, и восемь аварий. В 2010 году в двух авиакатастрофах погибло 14 человек. В крупных автоавариях с участием общественного транспорта в 2011 году погибло 34 пассажира и ранено 97 человек.

Причинами небезопасности пассажирских перевозок в Ространснадзоре считают «либерализацию выхода на рынок транспортных перевозчиков и низкие штрафные санкции». «Мы имеем право заходить с проверкой на транспортное предприятие один раз в три года. В период между плановыми проверками предприятие успевает накопить нарушения, которые влияют на безопасность», — утверждает Романчев. С 1 января 2012 года ревизии Ространснадзора будут проводиться один раз в два года. «В отдельных случаях мы будем проверять предприятие ежегодно», — заявил представитель ведомства. Кроме того, чиновники настаивают на увеличении штрафов. «Размер санкций должен быть соизмерим с получаемыми от ведения бизнеса доходами», — считают в Ространснадзоре.

Председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев связывает высокую аварийность общественного автотранспорта с большим количеством компаний-нелегалов. «Половина перевозчиков на междугородных направлениях работает без лицензии и без утвержденного маршрута. 90% аварий приходится именно на долю недобросовестных транспортных компаний», — заявил он «МН». По данным ассоциации, пассажирскими перевозками сегодня занимается порядка 150 тыс. компаний. Сам Киселев, хоть и представляет интересы автоперевозчиков, предпочитает железнодорожный транспорт.

Президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников, как и большинство опрошенных, считает уровень безопасности гражданской авиации низким. «Но хочу заверить, что самолеты тут ни при чем. Над чем надо работать, так это над профессиональным уровнем летного состава», — заявил он «МН».

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков отмечает, что серьезные претензии у пассажиров есть и к РЖД, хотя железнодорожники выгодно выделяются на общем фоне. Но эти претензии не связаны с безопасностью. «Соотношение уровня комфорта и сервиса к уровню цен на билеты на железной дороге вызывает больше всего нареканий. Пассажиры при выборе транспортного средства о безопасности думают далеко не в первую очередь, поэтому высокой популярностью пользуются автобусные перевозки», — заявил он «МН».