http://tuofikea.ru/novelty

Зачем нобелевские лауреаты стране развлечений?

10 декабря исполняется 110 лет с того дня, когда были вручены первые Нобелевские премии. За 20 лет независимости Украина не дала ни одного лауреата, поэтому псевдопатриоты пытаются нас заставить гордиться хотя бы теми обладателями премии, которые родились на Украине, но стали гражданами других государств.

На поверку же оказывается, что пятеро «украинских» лауреатов – четверо евреев (Зельман Ваксман, Шмуэль Йосеф Агнон, Роальд Гофман, Жорж Шарпак) и один полуеврей (Илья Мечников) – родились в Речи Посполитой, Российской и Австро-Венгерской империях, а образование получили в тех же империях, США и Франции. Есть ли у нас шанс заполучить «чистого украинского» нобелевского лауреата? Об этом мы беседуем с доктором философских наук, профессором, завкафедрой философии, деканом факультета социологии и права знаменитого Киевского «политеха» Борисом НОВИКОВЫМ.

– Борис Владимирович, при тех 0,9% госбюджета, выделяемых НАНУ, вряд ли можно надеяться на прорывы, достойные Нобелевской премии. Но высшее образование, возможно, не всегда требует дорогостоящей научно-технической базы. Можем ли мы хотя бы взрастить потенциального лауреата?

– Для этого, может быть, не всегда требуется, новейшая база, но в современных условиях просто необходима соответствующая столь амбициозным задачам система образования. В Советском Союзе такая была. Давайте вспомним, как и, главное, почему она уничтожалась

Итак, «вначале было слово». Даже два. И назывались они «Болонская система». Затем пошли, как и положено, дела: пошел вал переименований: техникумов в институты, институтов в академии, академий в университеты. В 90% случаев сменой вывесок все и ограничилось.

Затем тифозной сыпью страну покрыла густая сеть коммерческих учебных заведений (ВУЗов и не только). Конечно, с одной стороны, контрактные деньги позволяли брошенному на произвол судьбы образованию сводить концы с концами. С другой – из всех педагогических приоритетов на первое место выползло… «бабло». Со всеми вытекающими последствиями. Очень пагубными для образования.

Тут же появилось несметное количество тендерирующих, лицензирующих, аккредитирующих инстанций. Ясно, что «абсолютно бескорыстных» – «исключительно по велению долга» вершащих свой «подвиг».

Потом стащили в общую кучу высшее образование, среднее, профессионально-техническое и… науку. Но и этого МОНстру, подмявшему все под себя, показалось мало – в 2010-м он «поглотил» спорт, молодежь, ВАК.

– Вообще, конечно дико звучит – руководить молодежью и спортом. Впрочем, столь же дико, как и наукой.

– В результате, на месте науки – куча пепла. Ну, почти куча. Причем, как академической и вузовской, так и отраслевой. А как же иначе – где еще вчера могучие «Арсенал», ВЕДА, «Буревестник», «ПО им. Королева», «Большевик», «Электронмаш», «Точэлектроприбор» и прочие? Убиты! Зарастают чертополохом, либо же превращены в склады под китайское барахло и в центры развлечений. Развлекаемся…

Долго и упорно, – кто-то искренне, кто-то лукаво, а большинство тупо – внедряли многоступенчатую систему высшего образования. Кальку с западной системы. Зачем? Какого рожна? Ибо велено… Это очень напоминало усилия по привитию черенка персика к бетонному столбу. Уже давно и след простыл педагогических мичуринцев, а мы, разинув рты, до сих пор стоим перед столбами. Ждем, когда последние плодоносить начнут.

– Насколько я понимаю, такое же у вас отношение и к 12-бальной системе оценивания.

– Можно подумать, что 5-балльная у нас была исключительно потому, что мы до шести не умеем считать… Умеем. Зато и они умеют кое-что просчитывать. В частности, установку на то, что уж если ломать что-то – строй, страну, людей – то с хрустом и через колено. Чтобы ничего, даже в ментальности, даже в памяти не осталось. Для того же провозгласили и переход на 12-летнее образование. Тут ведь главное – из реформационных имитаций не вылазить.

Пошли лозунги: «Дайош!»: «Каждой школе по автобусу!»; «Каждой школе по компьютеру!»; «Каждой школе по футбольному мячу!». Не знаю, выполнили ли «данайцы» все свои обещания. Но сомнения имею большие. Ведь 7 (семь!) министров за полтора десятка лет – это немало. Обещает один, а отчитываться о выполнении должен другой. Где вы такое видели!??

Надежно похоронили систему довузовской подготовки, безотрывную (вечернюю и заочную) – форму образования – одно из величайших социально-культурных завоеваний нашего народа. Разумеется, под болтовню о ее «неэффективности» и о несомненном превосходстве «дистанционной» системы.

Затем попытались учить наших школьников и студенчество по учебникам гуманитарного цикла, в свое время оперативно написанными грантоедами и грантогрызами на деньги разного рода соросов. Слава Богу, качество этих пособий такое, что их никто, – ни учителя, ни школьники, ни студенты, ни профессура, – в руки не берут. Брезгуют.

Вслед за соросовским «Возрождением», как из хлябей разверзнутых, хлынули «благодетели» по программам «Темпус», «Тасис», фондов Аденауэра и прочая и прочая. Под неописуемый восторг медийной мешпухи из страны вывозились ноу-хау, хайтек-технологии, патенты, открытия и изобретения. Заодно – тайны и секреты. Даже не за стеклянные бусы.

В сущности, ведь весь замысел и последующая реализация проекта «Болонский процесс» это, с одной стороны, выкачивание интеллектуальных сливок из бывших республик СССР, соблазнившихся «культурным» троянским конем, а, с другой – уничтожение лучшего в мире образования. Т.е. «болонка» – это типичная форма интеллектуального, – воинствующего, жестокого и беспощадного, – империализма. Хотя, какая это болонка? Это бультерьер.

– А что с системой последипломного образования

Нашим, рожденным в 1932 году, аспирантуре и докторантуре уже вынесен смертный приговор. Той системе, которая обеспечила темпы и качество индустриализации, культурной революции, помогла победить в Великой Отечественной, восстановить хозяйство после войны, словом, обеспечить развитие «от сохи и до космоса»… Кому ж такое понравится?!

Там – в стане наших заклятых друзей года через год-два они бойко отрапортуют своим хозяевам: «Приговор приведен в исполнение». Если успеют принять новый закон «О высшем образовании».

Не хоронить институт кандидата и доктора надо, а – для начала, – искоренить систему их «изготовления» (а производство «остепененных» сегодня поставлено на поток: возле входа в метро куча объявлений: «сделаем расчетки, контрольные, курсовые, дипломные р-ты, кандидатские, докторские диссертации»). Да при государственной воле эту скверну за два месяца изничтожить можно! Но зачем ее искоренять, если с ней можно «бороться». Ну, как «борются» у нас с коррупцией.

– Вы имеете в виду все это «незалежне оцінювання»?

– Плюс Единый госэкзамен – «щоб не було хабарів». Это значит в ВУЗах и школах «берут взятки», а в едином центре не будут?

Знаете, почему они так осатанело губят наше образование? Кроме всего прочего, – а, может, и прежде всего, – потому, что отлично знают: Великую Отечественную войну выиграл советский учитель. Педагог, который заставлял не только знать, но и думать, а не гадать в черно-белом режиме: «Да» – «Нет». Это тестирование ведь первой от безысходности ввела Франция – когда в страну после развала колониальной системы хлынула волна афро-иммигрантов. И та же Франция уже давно – под давлением граждан – выбросила тестирование на мусорник, как крайне отрицательный образовательный опыт.

У нас же, как производная от ВНО – молниеносная ликвидация заочной формы образования и всего корпуса форм довузовской подготовки. Т.е. вся работа по профессиональной ориентации, поиску «своего» абитуриента приказала долго жить. А тут еще очередной министр порезвился в деле изгнания русского языка из всех сфер образования и всяческого благоприятствования языку английскому – языку потенциальных хозяев мира.

Последний «писк педагогической демократии», о котором с неописуемым восторгом сообщают «общественности» клерки от образования и «независимые» журналисты – т.н. «свободная траектория учебы». Если перевести это с чиновничьего языка на человеческий, то первокурсник будет учить профессора, как и чему тот должен учить студента.

Из той же оперы – последняя напасть – наверное, заключительный аккорд сатанинской мессы. Я имею в виду проект закона «О высшем образовании» (версия МОНМС), поданный от имени Кабмина Украины в ВР Украины 04.11.11 г. и якобы «освященный» именем «100000 студентов вузов, единодушно одобривших его» (где? кто? когда?) и еще каком-то полуконспиративной сходке, названной Всеукраинским съездом работников образования. Словом, сплошное наперсточничество.

Этот закон, если будет принят, поставит крест на остатках нашего, лучшего в мире, образования. Мы просто превращатимся в Папуа-Новую Гвинею. Свыше 500 положений закона окончательно ликвидируют остатки той автономности, того вузовского демократизма и самоуправления, которые уже и так были (есть) полуживыми. Нет даже упоминания о необходимости органической связи науки, обучения, производства и, главное, воспитания.

Все правильно – воспитание нынче – атавизм.