http://tuofikea.ru/novelty

Участковый — универсальный солдат

В честь праздника начальство вручило участковым фотоаппарат. Для работы. Сергей Вишняков изучает презент

На прошлой неделе, 17 ноября, у всех участковых был профессиональный праздник. Корреспонденты «Собеседника» отправились в подмосковный Железнодорожный, чтобы провести один день с участковым.

Работа бумажная

В праздничный день, к счастью, обошлось без пожаров, мордобоя и поножовщины. Полицейские – Андрей Салиев и двое его коллег Сергей Вишняков и Сергей Колотов – занимались совершенно мирным делом – работали с обращениями граждан.

– Тридцать заявлений поступило за два дня, – констатирует Салиев. – Нужно разобрать и вынести решения – по какому отказать, по какому возбудить уголовное дело. Вообще, на рассмотрение каждого нам отводится 10 дней. Но сами понимаете, при таком потоке приходится работать оперативнее.
Пристраиваюсь рядом с участковыми – тоже разбирать обращения.

В опорный пункт народ идет с самыми разными проблемами. Где-то случилась банальная семейная разборка, пенсионер потерял паспорт и просит помочь с временным удостоверением личности, один сосед в запале пригрозил убить другого… Часто сюда приходят пенсионеры проконсультироваться по юридическим вопросам. На юристов денег у них нет, а тут им помогают бесплатно.

В общем, голова от всего этого идет кругом. Благо граждане иногда дают повод посмеяться.

Соседские тараканы

– У меня тут соседи провели трубопровод из Грузии, – с ходу заявил посетитель, приличный с виду мужичок. – Качают сюда их вино!

«Диверсию» оформили, как положено, мужика успокоили, пообещав разобраться, а саму идею с грузинским винным трубопроводом после ухода заявителя признали гениальной. Думается, читатели придут к такому же выводу. Если среди них, конечно, нет г-на Онищенко.

– Вообще, нездоровых людей много приходит, – поделился Сергей Колотов. В участке он – самый опытный, работает уже более 10 лет. – Однажды к нам бабулька обратилась, поведала, что ее соседка к ней спускается по балкону и крадет документы. Мол, пока она мылась, та сползла по веревке и украла паспорт. В другой раз приходил мужик, жаловался, что у него дома «ультрафиолетовое излучение» – опять же злые соседи его облучают и у него от этого голова болит. Но оказалось, что это полбеды, поскольку соседи периодически превращаются в тараканов, проникают к нему в квартиру и шпионят. Весной и осенью просто беда с такими заявителями.

На самом деле участковым чаще бывает не до смеха. Тем более что в результате реформы МВД работы только прибавилось.

– Везде очень сильно сократили людей, – говорит Андрей Салиев. – Раньше нас здесь было пятеро, теперь работаем втроем. По закону у нас на участке должно быть не более 3,5 тысяч человек на каждого, но фактически у нас на троих примерно 30 тысяч. Бывает, что приходишь на работу в 9 утра, а уходишь в час ночи.

Работа «в поле»

Андрея Салиева, кстати, знает весь город. Слава к нему пришла, как говорится, откуда не ждали. В феврале этого года, когда старлей ехал на службу, по рации поступило сообщение: на улице Юбилейной, 18 прогремел взрыв – рванул бытовой газ.

Через несколько минут участковый уже был на месте. Дом был окутан черным дымом, из окон на 4-м этаже вырывалось пламя, слышались крики о помощи. Не дожидаясь пожарных, Андрей бросился внутрь – спасать людей. Сколько именно беспомощных стариков и женщин он вызволил из огня, Андрей сказать не берется. Среди спасенных им были и 7-месячный младенец, и даже собачонка неизвестной породы, с перепугу забившаяся в самый дальний закуток квартиры.

Через месяц с небольшим участкового Салиева наградили медалью «За спасение погибавших». А жители улицы Юбилейной до сих пор пишут благодарные отзывы о своем спасителе на городских форумах.

Всё, кроме измены

Полицейским проще рассказать, что они делать не должны, чем перечислить все свои служебные обязанности.

– Участковый – это универсальный солдат: он и психолог, и следователь, и опер, и эксперт, только специально обученной собаки не хватает, – философствует Сергей Колотов. – Только если измена Родине случается – это к ФСБ, все остальное к нам. Опера, к примеру, не будут расследовать угрозу убийством – этим занимаемся мы. Если же произошло убийство, мы первыми выезжаем на место, делаем первичный осмотр. Я до сих пор помню, как выезжал на свой первый труп. Человек выбросился с 10-го этажа, головой вписался в асфальт. Как же мне было плохо, когда я это увидел! А потом ничего, привыкаешь. Как бы ни выглядел труп, воспринимаешь его просто как предмет для осмотра.

Случается, что участковый сам раскрывает тяжкое преступление.

– Было у нас тут убийство бабули, – вспоминает Колотов. – Племянница не рассчитала со спиртным и забила свою престарелую тетю футляром от очков. Я на этот случай выезжал как на пожар: в квартире что-то горело. И когда нашли тело, первая версия была, что женщина умерла от ожогов. Но на теле было все что угодно – синяки, порезы, ссадины… Только не следы огня. Да и очевидного источника возгорания в квартире не было. Может, поджог?

Тут как раз приехала племянница погибшей. Дама путалась, рассказала не менее трех версий предыдущего вечера. Общим у них было только одно – она ушла и не знает, что именно случилось.

– Но соседи позже рассказали, что слышали в квартире шум и крики как раз в то время, когда племянницы якобы не было дома, – продолжает Колотов. – Я к ней вернулся, поговорил по душам… И она призналась, что избила старушку. Та, когда племянница успокоилась, сама добралась до постели и умерла. Женщина испугалась, решила скрыть следы преступления, подожгла квартиру и сбежала. Потом, правда, ее замучила совесть.
Случалось участковому видеть вещи и, на его взгляд, еще более ужасные.

– Приехала к нам дамочка из Тамбова на 6-м месяце беременности, поселилась у знакомого, по-тихому родила прямо в квартире, – вспоминает полицейский. – Дома в этот момент никого не было. Она перерезала ребенку горло, упаковала его в пакет и… выбросила в окно. Нам об этом сообщила соседка. Каким-то женским чутьем почувствовала, что в пакете младенец.

И опасна, и трудна

– Если вы никогда не видели своего участкового, это не значит, что он плохо работает, – говорит самый молодой тут Сергей Вишняков. – Мы ведь посещаем в основном бывших заключенных, местных хулиганов, приходим на драки, на преступления. Но кстати, если вы попробуете травматическое или охотничье оружие приобрести, тоже будете видеть участкового регулярно.
На вызовы полицейским строго запрещено выезжать поодиночке.

Случиться может всякое. Во-первых, народ активно вооружается и не менее активно пускает свою травматику в ход, особенно спьяну. На эту тему участковые могут говорить бесконечно, и примеров масса.

Во-вторых, неизвестно, что ждет полицейского в «беспокойной квартире». Один из коллег наших собеседников едва не расстался с жизнью, придя среди ночи один утихомиривать десяток пьяных подростков. Кто-то из «детишек», завидев одинокого стража порядка, завопил: «Бей мента». Неизвестно, чем бы закончилось, если б на шум не вышел мужчина из соседней квартиры и не спугнул разбушевавшихся юнцов.

При всем при этом о зарплате участкового даже говорить как-то неудобно. Глава МВД Рашид Нургалиев озвучил недавно шокирующие цифры: должностной оклад старшего лейтенанта-участкового с выслугой от 5 до 10 лет – 3400 рублей.

– С нового года обещали поднять до 15 тысяч. Вы нам 26 января позвоните, мы вам точно скажем, прибавили или нет, – иронизирует Салиев.

Кстати

По данным МВД, участковые раскрывают 25% всех зарегистрированных преступлений. Раскрываемость по таким делам, как причинение гражданам тяжкого вреда здоровью, угроза убийством, хулиганство, у них достигает около 70%.

Ежегодно при исполнении своих обязанностей погибают около 20 участковых и более 100 получают ранения. В этом году жертвами преступников стали 13 участковых.