http://tuofikea.ru/novelty

«Скажу вам как симулякр симулякрам…»

Есть такое слово — симулякр. Вот как его объясняет философская энциклопедия: «Симулякр (от латинского «simulo», “делать вид», «притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности. «Симулякрами» также называют гораздо более широкий класс явлений и объектов, не придерживаясь точного определения, приведенного выше. В самом широком смысле «симулякр» — это подделка под действительность, упрощенная копия оригинала, которая при определенных обстоятельствах стремится занять место оригинала, вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности».

Таково, стало быть, толкование мудреного понятия. Однако если вдуматься, ничего мудреного в этом понятии как раз и нет. В самом деле, что тут удивительного? Подделка под действительность. Упрощенная копия оригинала, которая стремится к приобретению статуса единственной и самодостаточной реальности. Здесь надобно не удивляться, а страшиться. Чего именно страшиться, спросите вы? Отвечу так: того, что эти самые «определенные обстоятельства» уже наступили, упрощенная копия бытия приобрела уже «статус единственной и самодостаточной реальности», и все мы живем в предельно симулякризованном мире. В упрощенной до полного примитивизма копии Божьего мира, проще говоря. В мире-подделке. В мире-обманке. В мире, который, по сути, есть «дурилка картонная». Помните еще такое выражение — «дурилка картонная»? Оно существовало тогда, когда мир не был еще симулякром, а был миром, во многом еще напоминающим Божеский замысел о нем…

***

Не надо быть семи пядей во лбу и обладать острым аналитическим разумом, чтобы убедиться в том, что мы обитаем в мире-симулякре. Поговорим об этом подробней, ибо наше обвинение миру (в том, что он давно уже не истинный, а дурная, примитивная подделка) — слишком серьезно. Здесь необходимы доказательства. Верней, примеры, играющие роль доказательств.

Что ж, вот вам доказательства. Причем далеко ходить за ними надобности нет. Достаточно выглянуть в окно. Выйти на улицу. Оглянуться по сторонам. Проехать в трамвае. Включить телевизор. Полистать книгу или развернуть газету. Поговорить с первым встречным…

Мы живем в симулякр-государстве. Чем истинное государство отличается от государства-подделки? Во-первых, нерушимостью своих границ. Как говорится, чтобы даже муха незамеченной не пересекла границу. Когда-то у нас было именно такое государство. По себе знаю: служил пограничником. В те времена безнаказанно нарушить святые рубежи было делом немыслимым. Ныне — никем не сосчитанные миллионы так называемых гастарбайтеров кочуют по стране. Всякий гастарбайтер — это, прежде всего, нарушитель границы. И — что? И — ничего. Миллионы нарушителей границы! А всяческие террористы! А контрабандисты! Далее. Всякое истинное государство характеризуется тем, что его провинции безоговорочно подчинены центру, а центр, в свою очередь, заботится о провинциях. А что же у нас? А у нас в ходу выражение «колониальная политика Москвы». Колониальная — по отношению к своим провинциям! То есть — изначально и предумышленно грабительская. И, как следствие, всяческое, явное и подспудное, противление провинций столице: неуплата налогов в казну, нежелание следовать законам, денный и нощный обман верхов низами… У нас понятия «Москва» и «Россия» — это социальные и политические синонимы. Истинная держава — это, прежде всего, неразрывно спаянные ее части. Симулякр-держава — это лоскутное гнилое одеяло, которое, того и гляди, рассыплется на множество ни на что не годных клочьев.

В симулякр-государстве, как следствие, проживают симулякр-граждане. Многие ли из нас в случае надобности возьмут в руки оружие, дабы защитить свое государство? Сколько россиян мечтает навсегда покинуть страну? Не трудиться в поте лица на ее благо, а именно покинуть? Ознакомьтесь с социальными исследованиями и опросами: их нетрудно найти. Это и есть симулякр-гражданство.

Нами правят симулякр-политики. Истинным политиком, в отличие от своего симулякр-собрата, движет денная и нощная забота о государстве. И ничего иного. Симулякр-политиком владеют меркантильные и шкурные интересы. Для него политика — прежде всего, возможность набить собственный карман. Симулякр-политик — это гламурный политик, дешевая его подделка. Симулякр-политик никогда не станет всерьез бороться за власть. Для него главное — создать видимость борьбы. Быть на виду. Произносить правильные, но, по сути, предельно лживые речи. Потому лживые, что он никогда не будет претворять свои правильные слова в правильные дела. Пребывать не на троне (ибо трон — это какая-никакая, а ответственность), а где-нибудь в выгодной близости от трона. Быть вечно не на первых, а на вторых и третьих ролях. Красоваться на газетных страницах и в телешоу. Делать загадочный вид. Небрежно повязывать галстук и не брить физиономию. Но и те, кто правят нами с трона, — также симулякр-политики. Когда в стране трое из четырех ее граждан голодают, а страна устраивает нескончаемые олимпиады и чемпионаты, кормит (так и хочется сказать — прикармливает) силовиков и в упор не замечает стариков, сирот, учителей, врачей, носителей истинной культуры, бездомных — это как раз и есть действия сидящих на троне симулякр-политиков. Ибо, повторимся, истинный политик станет прежде заботиться не о футболе, а своем голодном и бездомном гражданине.

Мы питаемся симулякр-хлебом, испеченным черт знает из чего, симулякр-фруктами, напичканными нитратами, симулякр-колбасой, сотворенной из преступно-загадочных субстанций, симулякр-рыбой, отравленной промышленными сбросами и прочими симулякр-продуктами. Мы пьем симулякр-водку, симулякр-соки и даже симулякр-воду. Поразительное дело! Самыми популярными телепередачами в настоящее время являются такие, где рассказывается, как, предположим, симулякр-батон и симулякр-огурец отличить от истинного огурца и батона. Да и как им не быть популярными! Мы забыли, каков должен быть вкус настоящего русского ржаного хлеба и настоящего, без химикатов, антоновского яблока. Не говоря уже о таком на веки вечные позабытом продукте, как, допустим, истинная водка-медовуха.

Мы травим свою душу и свои чувства образцами симулякр-культуры. Массовой культуры, проще говоря. Спору нет: во всяком обществе должны быть образцы массовой культуры, ибо не всякому дано постичь дивные красоты «Лунной сонаты». Скверно тогда, когда массовая культура покидает свое гетто и становится основополагающей. Симулякр-культура — это культура-паразит. Культура-сорняк. Сама по себе она жить не в состоянии, а только лишь питаясь соками культуры истинной. Уничтожая истинную культуру, заглушая ее побеги, паразитируя на ней. А самое главное — симулякр-культура овладевает человеческими чувствами и всем человеческим мироощущением. Отравленный симулякр-культурой человек теряет способность к восприятию культуры истинной, он эмоционально, нравственно и духовно тупеет. Что и происходит ныне повсеместно. В музыке давно уже нет новых Бахов и Рахманиновых — и так же нет слушателей классической музыки. В литературе никому не надобен Гоголь, Чехов и Проспер Мериме — потому что почти никто не в состоянии воспарить на ту духовную, эстетическую и интеллектуальную вершину, к которой эти писатели призывали. Великие художественные фильмы заменены примитивнейшими сериалами — да и кто бы смотрел те великие фильмы, если бы они даже и поныне снимались? Нет уже ни истинного зрителя, ни истинного режиссера, почти повымерли истинные актеры… Да о чем тут говорить! Мы, большей частью, позабыли уже, когда смотрели искренний, а не договорной футбольный матч! Мы не знаем, что творится в мире. Мы в нем блуждаем, как малые дети в лесной чаще. Никто не говорит нам правды. Нас пичкают симулякр-правдой, то есть специально подобранными, выстроенными и интепретированными псевдоновостями. Черное нам выдают за белое, а красное за зеленое…

Мы позабыли, что такое истинная любовь. Сейчас в ходу любовь-симулякр. Здесь имеются в виду не только мерзостные телешоу типа «Дом 2» (хотя, разумеется, и они тоже). Что — телешоу? Они — не первопричина, а следствие. Мы позабыли о том, что Создатель даровал нам целомудрие. Всяческое целомудрие — как душевное, так и телесное. Мы заменили целомудрие чувственностью. Чувственность есть признак скотского начала в человеке. Чувственность без целомудрия разрушает человека. Вышеупомянутые телешоу (равно как и телесериалы, и так называемые «любовные» романы, и всяческие эстрадные песенки и хохмочки) — это продукция, сделанная скотами, с участием скотов и на потребу скотам. Не ищите в слове «скот» оскорбления. Здесь нет никакого оскорбления, а присутствует лишь констатация факта. Лишенные малейшего представления о целомудренности, мы массово уподобляемся героям теледейств. Человек, потерявший представление о любви и заменивший истинную любовь симулякром, совершает порою поразительные по своей нелепости действия. Приведу только один символический пример. В одном из сибирских городов на главной площади был недавно установлен памятник Адаму и Еве. Да-да, Адаму и Еве, и притом — как символам истинной, великой, неразлучной, настоящей любви и верности. Во как! Как символам настоящей любви и верности! И напрасен был робкий голос местной православной церкви о том, что признавать Адама и Еву символами любви и верности есть дикость и нелепость, и что они — символы чувств и поступков иных, а именно: ослушания Богу, греховности, гордыни, смерти — то есть всего того, что к любви не имеет никакого отношения. Куда там! Установили, раструбили на всю округу, и теперь новобрачные непременно посещают это фарисейское изваяние, возлагают к нему цветы и клянутся друг дружке в любви и верности. Клястся друг дружке перед изваянием нарушителей Божьих заветов — это и есть полное непонимание того, что такое любовь. А раньше, до Адама и Евы, новобрачные клялись в любви и верности перед могилой тех, кто пал на войне. Чувствуете разницу? Там — могила героев, а тут — изваяние Божьих ослушников. Это и есть симулякр любви.

Мы почти не помним о том, что в нашем языке существует превеликое множество прекрасных, чистых и добрых слов. Эти слова мы заменили словами-симулякрами. Выйдите на улицу и распахните уши. Включите телевизор. Пролистайте новейший художественный роман. И улица, и телевизор, и роман изъясняются исключительно словами-симулякрами: канцелярщиной, матом, вновь изобретенными словесными, с иностранными корнями, констукциями… Поразительнейший пример. Недавно, интереса ради, я назвал одну девицу «милой барышней». В ответ «милая барышня» разразилась в мой адрес тирадой слов-симулякров преимущественно матерщинного свойства. Оказалось, что выражение «милая барышня» она посчитала оскорблением, чем-то вроде проститутки. Вот так-то. И пораженье от победы нам не дано уж отличить…

В наших душах почти повывелась истинная вера в Бога. Ее заменила вера-симулякр: в реинкарнации, в «духов», в «животворящую силу земли», в инопланетян, в разнообразные сектантские бредни… Спасительное Слово Божье нам скучно и пресно, мы избираем верования «по прихотям своим».

И что же мы имеем в остатке? А в остатке мы имеем симулякр-человека. Ухудшенную копию человека истинного. Дурную подделку под человека. Человека без веры, без любви, без элементарных культурных начал. Изъясняясь философским штилем, мы есть та самая «знаковая сфера», которая «приобрела статус единственной и самодостаточной реальности».

Преднамеренно не стану рассуждать о том, отчего все так случилось. Здесь, в общем, нет никакой тайны. Читайте Библию, там обо всем сказано: и об истоках симулякр-мира, и о том, каков из этого мира предполагается исход. Сказано там также и о том, что малая часть человечьего стада, невзирая ни на что, все же соблюдет свой первозданный, Божеский статус. Живя в симулякр-мире, они, тем не менее, останутся людьми. Тем и спасутся.

Чего всем, читающим эти строки, я и желаю…