http://tuofikea.ru/novelty

В зоне олимпийского спокойствия. Специальный репортаж

В 2014 году в России пройдет важное мероприятие — зимняя Олимпиада. Готовятся строители — возводят объекты. Готовятся спортсмены — тренируются, чтобы побеждать. Готовятся силовики.

Кавказ — очень непростой регион. На просторах, в горах учится действовать спецназ, предназначенный исключительно для работы в закрытых помещениях, в тесных коридорах, в замкнутом пространстве.

Для этих парней тюрьма — дом родной. Конечно же, это шутка. Работа у них такая — гасить бунты в местах лишения свободы. Но то, чем они занимаются в горах, к тюрьме отношения не имеет.

Центр, в котором учат воевать в горах. Это война диверсий, война засад, война исподтишка. Группа готовится к выходу. Рядом — государственная граница. Это и учеба, и работа.

«Выдвигаемся на границу, в зону оперативной ответственности центра, — рассказывает сотрудник МУЦСН «Красная Поляна». — Будем осуществлять пограничные функции, то есть проверим людей, которые там находятся, посмотрим район. И у ребят будет возможность на практике применить те навыки, которые они в течение трех недель получили на базе».

Несколько слов о привычной работе спецназа ФСИН. Есть захваты заложников террористами, с политическими требованиями — вперед идет спецназ ФСБ. А бывают криминальные захваты. Их гораздо больше. Если такой захват происходит в местах лишения свободы, освобождением заложников занимается спецназ системы исполнения наказаний.

Такие подразделения есть в каждом регионе России. Москвичи. Отряд «Сатурн». Есть такая шутка: «Первое правило спецназа — выглядеть круто!» Но эти ребята на камеру не работают. Объектив их, скорее, раздражает. Люди, привыкшие быть незаметными, не любят лишнего внимания.

Первые шаги. В горах — своя техника передвижения. Это не аллея в парке — надо беречь силы, следить за окружающей обстановкой. У каждого — оружие и огромный рюкзак.

«Допустимый вес — это одна треть от веса сотрудника, то есть порядка 15-20 килограмм. Ребята перегружены в полтора два раза», — поясняет сотрудник МУЦСН «Красная Поляна».

В каждом подобном выходе участвуют, как минимум, два опытных инструктора.

Первый привал отряда «Сатурн». Устройство лагеря — один из элементов горной практики. Надо найти место для каждой палатки. Вода — это жизнь. Желательно, чтобы рядом с лагерем был ручей.

Проходит время — камера бойцов уже не так раздражает. Они шутят, реагируют на объектив уже положительно. Лагерь разбит. Идет поиск для импровизированного стрельбища. Это не туристы — их дело воевать.

Сказочно красивые места. Очень тихие, очень спокойные. Но спокойствие надо беречь. Вспомните, был веселый курорт в Кабардино-Балкарии, в Баксанском ущелье. На Эльбрусе. Все отели, все шале были забиты. Лыжники, альпинисты, просто туристы. Один миг — и все. Пустота. Появилось свое бандподполье. И ловят теперь там боевиков такие же ребята, как из отряда «Сатурн».

«Надо иметь голову, руки и ноги. Ничего нельзя исключать. Одна голова без рук и ног — это тоже никуда не годится. Ты просто не сможешь выполнить задачу. А если у тебя будут только руки и ноги, то это просто будет тупое. Мало того, что тебя завалят, так еще и другие пострадают», — сказал один из сотрудников ОСН «Сатурн».

Большинство бойцов «Сатурна» имеют по два высших образования. Многие ведут активную жизнь вне службы, например, тренируют спортсменов в гражданских клубах. Но прежде всего они, конечно, спецназовцы.

Работа на первой учебной точке закончена. Теперь предстоит собраться и перейти на новое место. Чем дальше, тем сложнее. «Местность будет различная, — пояснил сотрудник МУЦСН «Красная Поляна». — Предгорье. Оно сочетает в себе негативные особенности и леса, и гор».

Естественно, за месяц всем премудростям горной войны не научиться. Но начнется Олимпиада, и у каждого будет свой участок ответственности.

Американский спецназ в том же Афганистане ходьбой не всегда себя утруждает. А тут одновременно идет тренировка и воспитание психологической выносливости.

«Способность работать, когда тебе плохо. Выносливость можно тренировать. Физику можно тоже развить. Медленно, но это можно сделать. Но если человек не в состоянии перешагнуть через себя, то есть сделать на шаг больше, чем он может, ему здесь делать нечего», — уверен сотрудник МУЦСН «Красная Поляна».

Большой привал. Можно перекусить и основательно отдохнуть. Спецназовцев больше не раздражает камера. Они ведут себя естественно — шутят, подтрунивают над товарищами, вспоминают друг о друге смешные случаи.

Ночь. Костер. Романтика. Теперь уже можно самих ребят поспрашивать, кто как пришел на эту службу. Все равно близко к себе репортеров не пускают.

Все они прошли серьезный отбор. «Ребята мотивированные. Им работа интересна, интересен сам процесс и службы, и обучения. Это те люди, которые и должны служить в подобных подразделениях, которые хотят двигаться, хотят чему-то научится, которые этому готовятся. Других быть не должно», — подчеркнул сотрудник МУЦСН «Красная Поляна».

Сколько у нас спецназов в России? В Минобороны — ГРУ. В МВД — отряды полиции особого назначения. У внутренних войск есть Центр спецназначения. У ФСБ — «Вымпел», «Альфа». У каждого — своя задача. Но бывают ситуации, когда все они выполняют примерно одну и ту же работу. Например, борьба с террористами на Кавказе. Или вот теперь — подготовка к обеспечению безопасности Олимпиады в Сочи.