http://tuofikea.ru/novelty

Япония борется с наркотрафиком в Таджикистане

Правительство Японии выделило 5 млн долларов на программу по сокращению бедности в Таджикистане и Афганистане, цель которой – предотвратить приграничные конфликты и снизить вовлеченность местных жителей в наркобизнес.

Совместный проект японского правительства и Программы развития ООН (ПРООН) призван изменить условия жизни в беднейших приграничных районах двух стран.

Статьи

Страны Центральной Азии и Россия неоднократно высказывали обеспокоенность предстоящим выводом войск НАТО из Афганистана. Наблюдатели опасаются увеличения наркотрафика и эскалации вооруженного конфликта между враждующими афганскими группировками, что может значительно осложнить безопасность в регионе.

В шести приграничных районах Таджикистана, охваченных программой ПРООН и правительства Японии, проживают более полумиллиона человек. Большинство из них заняты в сельском хозяйстве. Многие жители покинули родные места и уехали на заработки – в основном, в Россию.

Эти районы граничат с северными провинциями Афганистана, которые — по данным ООН – свободны от наркопосевов, но активно используются наркокурьерами в качестве транзитных коридоров для доставки наркотиков с юга Афганистана. Это — так называемый «северный маршрут»: Таджикистан, страны Центральной Азии, а оттуда — Россия и Европа.

Наркотрафик от безысходности

Приграничные таджикские и афганские районы являются беднейшими регионами, с высоким уровнем безработицы и слабой инфраструктурой. Нередко жители этих населенных пунктов от безысходности соглашаются провозить наркотики.

Общая протяженность таджикско-афганской границы составляет 1500 км. Часть этой территории проходит по труднодоступной горной местности. Именно по таким участкам проходят маршруты, используемые наркокурьерами.

Задержания нарушителей границы в последние годы больше похожи на настоящие бои с использованием автоматов Калашникова и новейших средств связи, которыми снабжены наркобанды.

«Наркокурьеры – это непосредственные исполнители самой грязной работы, чернорабочие. Эти люди относятся к беднейшим слоям населения. Они соглашаются за мизерные суммы провозить наркотики. Нередко за 200-300 долларов. Но для наркокурьеров это — огромные деньги, и они нужны им для того, чтобы элементарно прокормить себя и свои семьи», — рассказал Би-би-си Хушнуд Рахматуллаев, начальник пресс-центра Главного пограничного управления Таджикистана.

По официальным данным, за девять месяцев этого года правоохранительными органами Таджикистана было конфисковано около 4 тонн наркотических средств. Это на 30,6% процента выше прошлогодних показателей.

Компьютеры на границе

Кишлак Карадум Кумсангирского района расположен в непосредственной близости от таджикско-афганской границы. Здесь привыкли к людям в военной форме, постоянным проверкам пограничников, частым происшествиям на границе и задержаниям нарушителей.

Однако беспокоит людей даже не столько близкое соседство неспокойного Афганистана и непрекращающийся поток наркотрафика через границу, сколько рост безработицы и отсутствие элементарных условий жизни.

Те, кто не работает в госструктурах, трудятся на полях и приусадебных участках, выращивают хлопок, овощи, фрукты и пшеницу. Несмотря на хороший урожай, у многих фермеров возникают проблемы с доставкой его на городские рынки. Цены на топливо в этом году сильно выросли, и многим не по карману аренда техники для переработки и доставки выращенной продукции в город.

Саодат Шукурова преподает в карадумской средней школе. Здание совсем недавно было отремонтировано на средства правительства Японии, а до этого школьники учились в полуразрушенном помещении практически без парт и досок. Теперь в учебном заведении у самой границы есть не только новые столы и стулья, но и невиданные по местным меркам компьютеры и средства обогрева.

«Трудно нам приходится. Мы с мужем — учителя. Стараемся выжить на зарплату, которую получаем в школе. У нас три девочки, и поэтому на заработки никто не уехал. Но в селе есть трудовые мигранты. Многие живут за счет денежных переводов своих родственников, работающих в России» — рассказывает Саодат.

В поиске более законных занятий

Труднее всего в кишлаке Карадум найти работу. Большинство жителей заняты в сельском хозяйстве, но часто этого оказывается недостаточно для того, чтобы прокормить семью, и поэтому многие мужчины выезжают на заработки в Россию.

Гулру повезло — она работает в медицинском пункте, который скоро откроется в кишлаке. До этого больным приходилось выезжать в районный центр, но теперь Гулру и еще несколько женщин смогут самостоятельно принимать роды и оказывать первую медицинскую помощь. Медпункт этот также создается в рамках программы ПРООН по сокращению бедности.

«Небольшой медпункт работал еще с советских времен, но теперь нам обещают завести медицинское оборудование и создать все условия для работы. Завезут мебель и какую-то технику. Я работаю медсестрой уже 25 лет. Работу найти в кишлаке очень трудно. Может, поэтому, и берутся люди за любое дело, иногда за не совсем законные занятия», — говорит Гулру.

«Мы хотим помочь таджикским и афганским фермерам и бизнесменам наладить торговое сотрудничество. Многие хотят работать вместе, но не знают, как это делать, не имеют контактов, выхода на потребительский рынок. Мы пытаемся свести людей, познакомить им и помочь завязать деловые отношения, связи», поясняет Джамшед Кадыркулов, координатор инициативы ПРООН по снижению бедности в Таджикистане

Кроме того, доноры готовы предоставить средства для открытия в приграничных районах Таджикистана и Афганистана малых и средних предприятий, чтобы снизить рост массовой безработицы.

Как отмечают эксперты, подавляющее большинство членов радикальных религиозных организаций и преступных группировок в этом регионе — это мужчины в возрасте до 40 лет, которые из-за нехватки средств не смогли получить образования или найти достойную работу.