http://tuofikea.ru/novelty

О практической пользе интеллигентности

Посчитал нужным отметить данное, «пойманное» недавно, понятие – крайне необходимое в рамках ЛДФИ. Это наличие такого момента – как Личностное Ядро Пространства Психики (ЛЯПП) человека. Аббревиатура ЛЯПП мне понравилась как своей несерьёзной ироничностью, так и запоминаемостью: никто же не требует чтобы такое сложное понятие звучало сурово и пугающе, «по научному». По своей сути – это место, территория, на котором человек может полностью отключаться от проблем внешнего социума. Его суть состоит в том, что человек полностью сбрасывает социальные маски – и становится самим собой, какой он есть для самого себя. По идее – это состояние психики, которое возникает за счет личных условий жизни. И не является надуманным – а зависит от объективных причин.

Обычно человек находясь в социуме, отрабатывает ряд защитных, позиционных задач – держит свое социальное лицо. Это происходит при контакте с людьми на работе, в транспорте, с соседями… В итоге, у него формируется достаточно устойчивая и сильная социальная субличность. Когда он возвращается домой, при наличии ЛЯПП, он сбрасывает все защитно-атакующие функции – и переходит в другую субличность. Таким образом, у человека можно отметить две крайних точки состояния его психики: когда он полностью социален – и когда он полностью является собой, за счет отсутствия «раздражителей».

Дальше. Будущее человек строит в первую очередь для себя в состояние ЛЯППа – ему необходим внешний ресурс, чтобы расширять границы собственной территории влияния или комфорта. Также происходит совершенствование ЛЯППа – то есть еще большее осознание себя и необходимых для такого существования условий. Но это в теории.

Важным я считаю то, что мало у кого из людей существует ЛЯПП. В первую очередь, уже хотя бы потому что человек «всегда один» – то есть он не знает о двух противоположных состояниях своей жизни. Но это ладно. Второй момент состоит в том, что для получения ЛЯППа требуется не материальный ресурс – а развитый интеллект, достаточно развитые технологии общения с окружающими (хотя бы должный уровень воспитания), четко сформулированная мировоззренческая картина и внятные личные жизненные цели, достаточно разумности чтобы было возможно обходиться без привычной суеты и тревожности… То есть, в основе ЛЯППа лежит именно культурно-интеллектуальное развитие человека. Тогда у него уже есть шансы получить «точку личного психического комфорта» – ЛЯПП.

Так как мало у кого есть хоть что-то из вышеперечисленного, а зачастую просто не хватает элементарного воспитания – то любое появление рядом даже близкого человека, возвращает в состояние социальной субличности. Если же человек живет один, то не может «минуту посидеть спокойно», и хватается за телефон – он не знает, как жить иначе, чем «в социальной субличности».

Между тем, никакие социальные победы или поражения не способны создать человеку ЛЯПП. Я видел и шикарные дома, в которых «холодно» находиться – по большей части сделанные для приема гостей, я видел и «вонючие берлоги» – в которых возникает удушливо-депрессивное эмоциональное состояние. То есть, никакие внешние атрибуты не способны дать ЛЯПП. А между тем, в общем как обычно, люди стремятся за счет социальных достижений достигнуть счастья – то есть, зарабатывая деньги или отказываясь от них, они стремятся обрести свой ЛЯПП, называя его любовью, счастьем… ЛЯПП – это фундамент любви, счастья, самоосознания… Но в социальной личности достичь этого невозможно. И получается, напрягаясь в социуме, люди ищут «то не знаю что». И так всю жизнь, напрасно…

Что же касается той же эффективности, что нам важно для ЛДФИ. Человеку, у которого нет ЛЯППа, просто не для чего использовать заработанные деньги, достигнутое социальное положение. Что ему остается? Конечно, сливать деньги на вещи, на эмоции… То есть «потребительская болезнь» возникает по причине того, что у человека кроме социальной субличности ничего нет.

Человек сидит на работе – там он «социальная личность». Возвращается он домой – но и там он «социальная личность», пусть и в домашних тапках. Для его бессознательного это просто смена «рабочего контекста». Надо ли удивляться тогда тому, что ситуация так играет – что исторически сегодня человек все более будет находиться на работе. Если он везде напряжен – то ему просто некуда возвращаться, и по сути ему безразлично где он живет. Исторически это даст то, что небогатые слои общества начнут жить там, где работают (как это было не раз в истории), те кто побогаче – превратят свои дома в демонстрационный зал рабочих достижений. Но ни у первых, ни у последних не будет свой личной территории.

Таким образом, отсутствие ЛЯППа любую социальную деятельность и результаты на уровне бессознательного делает бессмысленным. И рождается «индивидуальная субличность» не из фактических социальных достижений или «корочек» – а из «интеллектуально-культурального» состояния человека. Думаю, именно это различие на новом историческом рубеже – ЛЯПП – станет силой, которая разнесет людей по различным социальным слоям – а вовсе не профессиональные качества и не связи. То есть, ЛЯПП станет центром, вокруг которого человек будет выстраивать «материю своей жизни»: успехи, друзей, семью. Без него расход сил будет не просто колоссален (сложно дома постоянно ругаться и при этом что-то делать в социуме) – но и в итоге просто сольется в пустоту.

2. 20 ноября 2011. Пишу вторую часть на тему ЛЯПП, так как совершенно неожиданно, статья вызвала столь бурную реакцию. Говоря честно, я думал, что тема пройдет тихо, на «тормозах», вызовет отклики вроде «что за бред!» или «здорово», – и останется просто для истории. Но произошло несколько иначе. Поэтому, придется дописать некоторые детали – постараюсь максимально упростить тему.

Итак, наличие ЛЯППа в первую очередь зависит от интеллигентности человека. Интеллигентность – в лучшем смысле этого слова, а вовсе не так как ее понимали «красные директора». То, что описано в части 1 относительно развития личности, можно отнести к составным необходимым частям интеллигентного человека. Соответственно, всем слоям «не интеллигентным» доступ к ЛЯППу закрыт. Помимо прочих, в эти слои попадают низы общества, слои ассоциальные, в т.ч. тунеядцы и гопники.

Суть состоит в том, что наличие ЛЯППа у человека создает вокруг него представленную физически и эмоционально «зону комфорта», в которой действуют его правила или удобные для него правила. Он может жить один, может иметь семью – в любом случае, степень непонимания и агрессии минимальны. Тут речь идет именно о фактическом их отсутствии, а не о так сегодня распространенном семейном взаимопонимании на уровне лозунгов (с полной его фактической противоположностью). Таким образом, человеку нет особой необходимости выходить в социум – он предпочитает расширять свою зону комфорта, втягивая в нее все новые интересующие его аспекты. Подобно тому, как едущий на поезде ребенок начинает играть, создавая свою реальность, вписывая в нее все происходящее вокруг. В момент, когда поезд прибывает в место назначение – ребенок просто прекращает свою игру, и переносит («разворачивает») ее в следующую среду. То есть, ЛЯПП хотя и требует материальной составляющей – но не зависит от нее. Это, кстати, момент тоже интересный – достаточно сложно добиться ЛЯППа, испытывая постоянно финансовые проблемы.

Но что же остается тем, кому по уровню развития не суждено никогда получить ЛЯПП? Во все века для них существовала модель семьи, шла ли она от религии, как патриархат, или государства – значения не имеет. По сути, это четко сформулированный понятный уклад жизни с распределенными ролями супругов и детей, своей моралью, правилами и нормами. Можно сказать, такая универсальная «домашне-рабочая» модель. Соответственно, в ней не имело значения, что именно ощущают люди – «стерпится-слюбится», – но она могла позволить перенести процесс «соцсоревнования» и на площадку семьи. То есть, она заменяла личные ощущения человека ощущениями социальными. Согласно программам соответствия, на основе однозначных моделей и распределенных ролей – можно было увлечь себя «продвижением» своей семьи на фоне семей соседей. Делать ее более соответствующей канонам – и гордиться этим, переводить ее на другой уровень благосостояния… По сути, такая универсальная мини модель организации в среде идентичных организаций. Кстати, если рядом появлялась модель иная, отличная от канонов – то она «ломала» всю игру. Может именно поэтому ретрограды так маниакально пытаются снова универсифицировать сегодняшнюю семейную модель, снова осуждая «все отличное». Не знаю… Таким образом, право иметь свою модель было всегда у немногих. Не важно, давало ли им это право происхождение, власть, деньги… – но это право никогда не было «общенародным».

Таким образом, то о чем идет речь – это поставить центр «системы координат» именно на данную модель ЛЯПП. Даже попытки сместить «систему координат» автоматически запускают процесс изменения приоритетов – не быстро, но верно. Скрывать, конечно, бесполезно – но эти «крамольные» мысли изнутри взрывают любую сковывающую не-собственную модель жизни. Причем, «пойманный ЛЯПП», при наличии достаточной степени интеллигентности и капитала, становится динамичен – его можно «переносить» с места на место – не привязан к текущим условиям. Забирая самой ценное из понятого на прежнем месте, оставлять «на разграбление» и «порывание на цитаты» (в зависимости от того, чем вы занимались – какая деятельность связывала вас с социумом), можно выстраивать еще более совершенную модель ЛЯППа, уже в других условиях и другом месте. Ведь нередко, то, что вчера казалось идеальным – уже сегодня кажется ужасным и тяготящим. И нередко, то, что вчера давало силы – их отнимает. Это касается и бизнеса, и творчества, и любой другой социальной деятельности, которой вы увлечены.

Никогда не думал, что мне придется говорить о том, что интеллигентность – это хорошо. Времена были последние лет 20 другие, да и смысл в ней был непонятен: лично для меня она более ассоциировалась с нежизнеспособностью по той причине, что была не понятна ее практическая польза. Тактически, увидеть ее пользу действительно сложно. Но вот оказалось – что интеллигентность это мощнейший стратегический ресурс, который имеет вполне определенный практический, ощутимый результат. И этот продукт «интеллигентности» оказывается бесценен: интеллигентность на курсах этики за три копейки не купишь – это состояние ума, воспитываемое годами. Именно оно позволяет владеть собой, своими эмоциями, своим поведением.