http://tuofikea.ru/novelty

Когда начнется новая гонка вооружений?

В Сочи прошло заседание Совета Россия-НАТО. За общими фразами Дмитрия Медведева и Андерса Фог Расмуссена – очевидный тупик, в который зашли отношения России и североатлантического альянса. Стороны дают себе год, чтобы договорится по вопросам ПРО. Когда год пройдет, станет понятно, что договоренностей нет, и Россия встанет перед угрозой начала новой гонки вооружений. Потянем ли?

Год на то, чтобы уладить разногласия по ПРО, – срок, который в интервью накануне заседания в Сочи назвали и Расмуссен, и российская сторона. Этого очень мало. Дальше – противостояние и новая гонка вооружений. Чем может ответить Россия, известно. Эти планы не скрывает спецпредставитель президента при НАТО Дмитрий Рогозин – создание системы военно-космической обороны (ВКО), развертывание на западных границах мощной ракетной группировки и возможный выход из договора СНВ-3.

Возможность выхода из СНВ-3 не новость. Об это впервые заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков на майских слушаниях по проблеме ПРО в Госдуме. Гораздо важнее другой вопрос. Потянем ли мы новую гонку вооружений? Тот же Дмитрий Рогозин любит приводить пример о том, как СССР «купился» на американские сказки о стратегической оборонной инициативе (СОИ), взялся в гонку вооружений и надорвался. Что помешает не надорваться России?

Помните начало спора Кремля и Белого дома о снижении социальных выплат? Медведев тогда потребовал снизить налоги, Путин на заседании правительства публично усомнился в необходимости это делать. Напомню аргументацию премьер-министра: «Госказна может потерять от 400 до 800 млрд рублей – а ведь эти деньги могли бы быть направлены на повышение зарплат сотрудникам правоохранительных органов, а также на увеличение денежного довольствия военнослужащих, финансирование нового гособоронзаказа и модернизацию оборонной промышленности».

То есть, полнота выполнения гособоронзаказа на ближайшие годы поставлена под сомнение небольшим сокращением одного из налогов. Где тогда запас прочности? Почему тогда мы уверены, что потянем создание ВКО и нарастим ракетную группировку?

Когда в мае корреспондент «РР» общался с Рогозиным, речь зашла и об этом.

— Есть то, чего не знаем мы?

— Госпрограмма вооружений состоит из нескольких своеобразных конусов, — ответил он тогда. — Есть первый конус – то, от чего можно сразу отказаться в случае кризиса. Второй конус, третий, четвертый – не буду рассказывать, сколько их всего. И есть ядро у этой программы – самое необходимое, то, чем должны быть обеспечены вооруженные силы. Так вот, я говорю то, о чем имею полное представление: в настоящее время все, что запланировано в этой программе вооружений, имеет под собой четкую финансовую основу. Как эти деньги будут взяты из бюджета, какими периодами будут выделяться – это второй вопрос.

То есть, все, чем мы будем противостоять американской ПРО, входит в то самое ядро. Вопрос, однако, в том, что еще в это ядро входит. Попадают ли туда новые атомные подводные лодки, истребитель пятого поколения? Что в тех «конусах», которые будут отваливаться в случае кризиса или в случае если изменятся приоритеты и «противоракетное» ядро программы перевооружения придется наращивать?

Не исключено, что адекватный ответ на развертывание системы американского ПРО мы найдем, но ценой темпов перевооружения других родов войск.

Хроника борьбы России против системы американской ПРО в Европе

Июнь 2002 года. США в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Он был подписан США и СССР в 1972 году. Президент США Джордж Буша-младший заявил, что документ «не учитывал новых исторических реалий».

Декабрь 2002 года. Вашингтон объявил о начале первой фазы развертывания американской системы ПРО, которая должна будет защитить как собственно американскую территорию, так и союзников Соединенных Штатов от ракет дальнего радиуса действия. Сообщается о намерении построить системы ПРО на Аляске, в Калифорнии и Восточной Европе. В российском Генштабе заявляли, что видят в таком строительстве не попытку ответить на потенциальные угрозы со стороны государств-изгоев, а «стремление взять под контроль российский ракетный потенциал».

Ноябрь 2005 года. Польский премьер-министр Казимеж Марцинкевич объявил, что в Польше в рамках программы ПРО США должна появиться база ракет-перехватчиков.

Январь 2007 года. Чешский премьер Мирек Тополанек заявил о готовности начать переговоры о размещении радиолокационной станции США. В ответ командующий РВСН России генерал-полковник Николай Соловцов заявил, что российские ракеты могут быть нацелены на указанные объекты и в Польше, и в Чехии.

Февраль 2007 года. «Мюнхенская речь» Владимира Путина. Президент России заявляет, что дальнейшее развертывание ПРО у российских границ неминуемо приведет к «гонке вооружений».

Июнь 2007 года. Путин предлагает США вместо радара в Чехии совместно использовать Габалинскую радиолокационную станцию в Азербайджане. Вашингтон предложение игнорирует.

Ноябрь 2008 года. Дмитрий Медведев в первом президентском послании Федеральному собранию заявляет, что Россия при необходимости развернет в Калининградской области ракетные комплексы «Искандер» для нейтрализации американской ПРО.

Сентябрь 2009 года. Барак Обама объявляет об отказе от планов прежней администрации по развертыванию элементов ПРО в Польше и Чехии. Взамен к 2020 году в Европе планируется создать передвижную систему противоракетной обороны наземно-морского базирования.

Ноябрь 2010 года. На саммите Россия-НАТО в Лиссабоне Дмитрий Медведев предложил США создать совместную «секторальную ПРО», в которой Россия будет не только «обменивается информацией, но и отвечать за решение тех или иных проблем». Дальше предложения дело, впрочем, не пошло и на этот раз.

Май 2011 года. Бухарест и Вашингтон договорились о размещении элементов ПРО США на юге Румынии. Президент Румынии Траян Бэсеску высказался за то, чтобы «в нужный момент дать России уверенность в том, что военные элементы, которые разместят на румынской территории, не будут направлены против нее».