http://tuofikea.ru/novelty

Позиция РФ по ПРО даже не в топ-10 главных проблем США

Несколько дней назад я вернулся из Брюсселя, где общался с руководителями НАТО по вопросам размещения ПРО в Европе. У меня сложилась 100%-ная уверенность, что на той стороне решение по ЕвроПРО уже принято, без учета интересов России. Она будет создаваться, поэтому для нас этот поезд уже ушел.

На сколько я понимаю, это решение поддерживается всеми 28 странами, входящими в НАТО. Более того, как мне говорили, это одна из немногих тем, которая пользуется единодушной поддержкой в НАТО. Одна из причин подобного единодушного согласия заключается в том, что американцы практически полностью финансируют эту программу. Поэтому это не требует никаких особых инвестиций или ратификаций от европейских стран. Зато дает возможность получить военный проект, который принесет рабочие места и безопасность в условиях экономического кризиса. Это, в общем, объясняет всеобщее одобрение и единство мнений.

Я понимаю их логику, хотя и не согласен с ней. Как мне было сказано в одной из бесед, 28 стран имеют обязанности и ответственность между собой и перед друг другом в области коллективной взаимной защиты, и у них нет никакого желания ставить эту защиту в зависимость от аутсорсинга в направлении России. Для них это неприемлемо и ни у кого нет желания отдавать вопросы собственной безопасности на усмотрения того, кто в этот блок не входит. Более того, некоторые из представителей НАТО даже выступают с заявлениями, что статья 5 их устава не позволяет им этого сделать. Я с этой логикой не согласен, но, тем не менее, у них она есть, и они ее придерживаются. Поэтому сейчас России надо исходить из того, что найти компромисс, наверное, будет уже невозможно. Другое дело, не думаю, что в этой ситуации стоит драматизировать. Никто не говорит, что сооружение этого проекта начнется завтра. Будет еще саммит в Чикаго, где продолжится обсуждение этих вопросов. Правда, нет гарантии, что и там будут приняты какие-то окончательные решения. Сейчас, когда ситуация зашла в тупик, речь идет о политической воле. И, продолжая вести переговоры по этому вопросу, надо исходить из того, что на 100% этот проект находится в руках американцев и договариваться стоит именно с ними.

Здесь встает другая проблема. НАТО, ПРО и позиция России по ПРО не входит даже в топ-10 главных вопросов, стоящих на сегодняшний день перед Обамой. С одной стороны, его атакуют проблемы с экономикой, безработицей, кризисом, ситуацией внутри страны, его собственным низким рейтингом, борьбой с Конгрессом и решением проблем с бюджетом и т.д. С другой стороны, у него и так сложилась достаточно пророссийская репутация, за что он регулярно получает укоры и нападки со стороны республиканцев. Недавнее решение о вступлении России в ВТО еще сильнее усилило его репутацию президента, настроенного на перезагрузку отношений с Россией, которая многих не устраивает в Штатах.

В США сложился свой консенсус по вопросам ПРО, согласно которому им вряд ли удастся разделить ПРО с Россией. Я не думаю, что за год до выборов Обама рискнет поставить свой политический авторитет под еще больший удар, пытаясь этот консенсус раскачать. И тут тоже тупик.

К тому же надо признать, что уровень доверия между США, НАТО и Россией крайне низок. Можно сказать, что его просто нет. Все переговоры, которые идут на сегодняшний день, сводятся к тому, что одна сторона пытается убедить другую, что это делается не против нее. Россия не верит НАТО и в общем-то имеет на это все основания. Я задавал вопрос руководителям НАТО, верят ли они России, и их ответ тоже был, мягко говоря, неопределенный.

Здесь очень серьезную роль играют психологические и политические моменты, не говоря уже о военном. Поэтому когда Медведев вчера делал свое заявление, я думаю, он в первую очередь создавал базу для переговоров, показывая ситуацию так, как она видится из Москвы. Другими словами, создавал условия, при которых в будущем можно искать поле для компромиссов. Во-вторых, его заявление рассчитано на внутреннюю аудиторию и предвыборную риторику. Не надо забывать, что Медведев теперь номер один в списке «Единой России». В последние несколько дней он вообще создает себе репутацию борца с НАТО, о чем также свидетельствуют его заявления по войне в Грузии в августе 2008 года, когда, оказывается, он останавливал НАТО. Мне кажется, это своего рода поиск серьезного противника, который повышает даже самого Медведева в глазах избирателей.

Ситуация, несомненно, серьезная в том плане, что пока нет никакого прогресса в достижении соглашения. Более того, уже сейчас понятно, что американцы будут создавать свою систему независимо от России, а нам, в свою очередь, придется на это реагировать. Но, с моей точки зрения, ситуация с ПРО – не повод отказываться от всего комплекса вопросов, по которым на сегодняшний день идет сотрудничество между Россией и НАТО. А это вопросы от обычного вооружения до обмена разведывательной информацией, борьбы с терроризмом и т.д. Нельзя, чтобы одна программа, пусть даже такая важная, дорогая и стратегическая, как ПРО, перечеркнула все остальное. Для Медведева, в отличие от Обамы, договор по СНВ все-таки был очень большим успехом в его внешней политике. Поэтому я бы сказал, что его слова о выходе из СНВ немного преждевременны. Понятно, что этот аргумент можно использовать как один из политических инструментов, но, на мой взгляд, в нынешней экономической ситуации Россия совершенно не заинтересована в новой гонке ядерных вооружений. За Америкой стоит НАТО, и как бы мы к нему ни относились, это довольно большой, мощный военный блок. У России с союзниками дело обстоит гораздо хуже, и вряд ли какая-то страна мира будет с радостью готова вложиться в защиту России или даже просто предоставить политическую поддержку. Поэтому я был бы очень осторожен с подобными заявлениями.

По большому счету, вчерашние заявления Дмитрия Анатольевича ничего нового для натовских и американских политиков и военных не представляют. Все понимают, насколько это тяжелая для России ситуация. Мы должны что-то делать, но пока выбор наших вариантов не велик. Выступление Медведева в таком контексте выглядит весьма логичным шагом, хотя я бы и поспорил с содержанием. Я не согласен с тем, как американцы подходят к решению вопроса ПРО, но факт остается фактом, а в политике важно признавать реальность такой, какая она есть, и действовать исходя из этого. Поэтому, мне кажется, надо перестать рассчитывать на компромисс или, по крайней мере, перестать думать о том, что он достижим, и переходить к плану «Б». Пора начинать думать о том, как действовать в условиях системы ПРО в Европе. Понятно, что речь идет о десятилетии и, возможно, не одном, но начинать готовиться надо уже сейчас. Медведев, говоря о немедленных действиях, призывает к тактическому решению вопроса. Я же уверен, что здесь необходим комплекс стратегических решений по тому, как перестроить свою национальную оборону, чтобы страна получила адекватную защиту. Надо понять, что задача не в том, чтобы отомстить НАТО, а в том, чтобы защитить себя, национальные интересы России и обеспечить безопасность нашей страны. Поэтому, на мой взгляд, сейчас самое время начать исходить из имеющихся предпосылок о развертывании американской системы ПРО в Европе и заняться разработкой долгосрочной, серьезной стратегии, возможно, с развертыванием национальной дискуссии и привлечением широкого экспертного сообщества для решения дальнейших шагов. И перестать рассчитывать, что 5–6 политических тактических шагов, которые предложил Медведев, сработают.