http://tuofikea.ru/novelty

Коррупция – удел компрадоров

Депутаты Госдумы собираются распространить антикоррупционные инициативы Владимира Путина и Игоря Сечина на всех госслужащих страны.

Борьба с коррупцией в высших эшелонах российского истеблишмента, начатая кабинетом министров Владимира Путина с совещания на Саяно-Шушенской ГЭС в декабре прошлого года и проводившаяся под руководством вице-премьера правительства Игоря Сечина, приобретает новое измерение. Теперь в орбиту противодействия «социальной язве» будет вовлечён не только руководящий и менеджерский состав госкомпаний, но и все госслужащие страны, а также сотрудники силовых ведомств.

Депутаты от всех фракций Госдумы – Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников («Единая Россия»), Андрей Луговой (ЛДПР), Александр Агеев («Справедливая Россия») и Олег Денисенко (КПРФ) – внесли на рассмотрение высшего законодательного органа страны законопроект, запрещающий чиновникам и их супругам иметь недвижимость, активы и счета за рубежом.

По словам одного из авторов законопроекта, первого зампреда думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, инициатива направлена на то, чтобы «все госслужащие, начиная от муниципальных, включая силовиков и депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, не имели права открывать счета и владеть имуществом и ценными бумагами за пределами РФ». Это принципиальная точка зрения Общероссийского народного фронта, подчеркнул депутат.

Лысаков добавил, что российская элита в принципе не должна иметь загрансчетов и имущества за границей. «Если хотят покупать акции – пусть покупают их здесь. Хотят хранить деньги – пусть хранят их на территории РФ, – сообщил депутат. – Не получится находиться одной ногой здесь, в России, а другой – за границей, это неправильно».

Как пояснил другой соавтор законопроекта, Валерий Трапезников, если госслужащий получит наследство в виде заграничной недвижимости, то в течение года он должен будет отказаться от него или продать, а деньги перевести в российский банк. Депутат добавил, что, по подсчётам экспертов, после принятия закона на территорию России могут вернуться миллиарды долларов.

Кроме того, госслужащие и сотрудники силовых ведомств не будут иметь права приобретать имущество и ценные бумаги за границей в течение трёх лет после своего ухода с госслужбы.

Тем чиновникам, которые нарушат данные нормы, придётся по приговору суда заплатить до десяти миллионов рублей штрафа или отсидеть до пяти лет за решёткой. Впрочем, авторы инициативы не исключают, что ко второму чтению эти цифры могут измениться.

Депутаты предполагают, что их законопроект будет поддержан обеими палатами Федерального Собрания и президентом Владимиром Путиным уже осенью – в этом случае законопроект вступит в силу с 1 января 2013 года. Заметим, что в первые полгода действия новых правил будет объявлена своеобразная «амнистия»: в течение этого срока чиновники смогут добровольно избавиться от заграничной собственности, у кого она имеется.

Контроль за выполнением закона его инициаторы возлагают на Росфинмониторинг, ФСБ и подразделения экономической безопасности соответствующих силовых ведомств – эти же службы обеспечивают чистоту руководящих рядов госкомпаний.

Данная инициатива логически вытекает из широкомасштабной борьбы с коррупцией, проведённой под кураторством Игоря Сечина в государственных концернах страны в первой половине нынешнего года. Правительственные шаги в этом направлении преследовали две цели: внедрить всестороннюю практику декларации доходов менеджеров госкомпаний и членов их семей, а также ликвидировать сети фирм-однодневок, зарегистрированных преимущественно за рубежом и аффилированных с руководством госкомпаний.

Смысл этих нововведений заключался в устранении механизмов и перспектив незаконного обогащения тех, кто задействован в системе государственного бизнеса в России. Аналогичным образом, инициатива депутатов-единороссов направлена на то, чтобы лишить госслужащих соблазна воровать. В самом деле, если наворованное банально будет некуда спрятать от всевидящего ока ФСБ – в России это делать бессмысленно, а за границей вот-вот будет запрещено – стоит ли идти на беззаконие?

Вместе с тем, законопроект призван бороться с вопиющим явлением, когда некоторые элитарии перестают связывать с Россией собственное будущее и будущее своих семей. Вместо этого они предпочитают вкладываться в английские особняки и испанские виллы, хранить деньги в швейцарских банках и американских ценных бумагах, рассматривая нашу страну лишь в качестве «охотничьих угодий» и «источника извлечения прибыли». Коррупция – атрибут компрадоров: обе болезни правящего класса взаимосвязаны, объясняют друг друга и не существуют одна без другой.

Не менее очевидно и то, что пресловутый отток капиталов, которым периодически пугают нас экономисты, в первую очередь связан с деньгами российского истеблишмента, а вовсе не каких-то иностранных инвестфондов. «Кнут» закона, наряду с «пряником» в виде полугодовой амнистии, хочется верить, действительно способны возвратить в экономику страны миллиарды долларов. Это также перекликается с зимними инициативами путинского правительства по борьбе с офшорными схемами, выстроенными вокруг госкомпаний. Кроме того, ещё в конце декабря 2011 года в ходе рабочей встречи Владимира Путина и Игоря Сечина было решено, что компании, осуществляющие большие проекты в России, должны быть переведены из офшоров под российскую юрисдикцию.

Как видим, борьба с коррупцией в отечественной энергетической отрасли, распространившись стараниями нынешнего президента «Роснефти» на все госкомпании России, быстро превращается в общегосударственную задачу, в рамках которой вниманием компетентных органов будут охвачены, без преувеличения, сотни тысяч человек, определяющих будущее нашей страны.