http://tuofikea.ru/novelty

Призрак депрессии: о промышленном производстве

Хотя показатели промышленного производства за первое полугодие текущего года выглядят не очень обнадеживающее, тем не менее, говорить, что российская промышленность, вслед за европейской, вползает в депрессию, пока рановато. Но ощущение тревожное.

Итоги развития промышленности России за первое полугодие 2012 года выглядят следующим образом. Прирост производства по сравнению с первым полугодием 2011 года составил только 3,1%,хотя год назад прирост за тот же период времени составил 5,3%. Более того, в июне по сравнению с маем было вообще падение на 0,6%.

Грузооборот транспорта (за январь-май) тоже показывает падение. Прирост перевозок в текущем году составил только 2,3%, хотя в 2011 году они выросли на 4%. Таким образом, и промышленность, и обслуживающий ее транспорт демонстрируют падающую динамику.

Почему же не стоит впадать в панику раньше времени?

Начнем с того, что внутригодовые падения производства случались и раньше. В 2008 году в июне оно сократилось на 1,4%, чтобы уже в июле подскочить до 3,3%; а в июне 2010 году оно снизилось на 0,4%, после чего в июле повысилось на 1%. В общем, с формально-статистической точки зрения, падение производства, даже если оно не вызвано сезонными факторами, еще ни о чем не говорит, так как в следующих периодах хозяйственного года ситуация может исправиться.

Кроме того, начало лета для промышленности — своего рода мертвый сезон. С одной стороны, отопительный сезон уже закончился, спрос на тепло- и электроэнергию сократился. С другой стороны, сельскохозяйственное сырье нового урожая еще только начинает убираться с полей и поставляться на предприятия пищевой промышленности, поэтому рост выпуска пищевой продукции пока не компенсирует падения выпуска в энергетике.

Тем не менее, данные о состоянии дел в российской промышленности, несмотря на все корректирующие обстоятельства, говорят о том, что в ближайшее время ситуация будет неустойчивой. Причина в том, что на нее действуют два мощных фактора: крайне слабый внешний спрос и сильно от него зависящий спрос внутренний.

Правда, пока нам еще везет, или точнее

не все волны падения спроса пока докатились до российского хозяйства;

поэтому та его часть, которая ориентирована на удовлетворение внешнего спроса, уже работает «в минус», а та, которая работает на внутренний спрос, пока работает «в плюс». Поэтому, суммируя эти части, мы пока получаем для всей промышленности положительные значения. Но как долго это продлится, сказать трудно.

Если европейская промышленность, на которую мы в большей степени сориентированы, будет продолжать сокращать производство, то в скором времени «в минус» уйдет и вся российская промышленность. Ну, а если европейские дела улучшатся, то и наши пойдут в гору.

То, что падение внешнего спроса уже сказывается на внутреннем производстве, хорошо видно на динамике производства основных экспортных товаров. Так, добыча природного газа сократилась на 9 млрд. кб. м (на 3%), хотя подобного рода динамика для него не характерна, не смотря на сезонное потребление. Если взять объемы его добычи по полугодиям начиная с 2005 года, то хорошо видно, что каждый год добыча по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрастала. Единственное исключение — 2009 год, когда потребление газа резко упало из-за мирового кризиса. Но в 2010 и 2011 годах добыча снова стала расти, и только в 2012 году опять снизилась, что косвенно подтверждает сокращение внешнего спроса.

В отличие от газа, добыча нефти пока не падала и даже немного росла (на 1,5%), но своим ростом она обязана не столько высокой внешней конъюнктуре прошедшего полугодия, сколько повышению внутреннего спроса. Объем сырой нефти, поступивший на переработку на российские НПЗ, увеличился на 4% за полугодие; уже один этот показатель свидетельствует о росте спроса. Но если к нему добавить данные о росте производства легковых автомобилей, грузовиков и автобусов (основных потребителей топлива) соответственно на 22%, 51% и 4%, то хорошо понятно, что добыча и переработка нефти поддерживалась благодаря российским автолюбителям и муниципалитетам. При том, что программа утилизации старых автомобилей уже подошла к концу.

Добыча газа и нефти зависят от внешнего спроса напрямую. Особенно сильно зависит от него добыча газа, так как жесткая структура потребления не дает возможности производителям гибко маневрировать между внутренним и внешними рынками. Для нефтяников рынок устроен гораздо благожелательней, но и он практически наполовину зависит от иностранных покупателей.

Российская промышленность производит еще одну товарную группу, достаточно большую по стоимости и тоже зависящую от ситуации на мировых рынках, но косвенно. Товары этой группы на внешние рынки не поступают и целиком потребляются внутри страны. Зато объем их производства и потребления во многом зависит от того, сколько будет произведено и продано нефти и газа, или, абстрактней, какой доход получат основные российские экспортеры на внешних рынках.

Этими товарами являются строительные материалы, в том числе кирпич и цемент. Их производство в прошедшем полугодии выросло на 16% и 14% соответственно, что свидетельствует о бурном развитии строительного комплекса страны. Но, как мы знаем, квартиры и коттеджи в основном покупаются на доходы, полученные экспортерами на мировых рынках, или на доходы, полученные остальными российскими хозяйственными агентами от предоставления товаров и услуг экспортерам. Других значимых источников финансирования жилищного (а также торгового и офисного) строительства в российской экономике нет. Значит,

если производство стройматериалов растет, то и с внешним спросом пока все не так плохо.

Есть отрасли, почти полностью зависящие от сбыта на мировых рынках, вроде газовиков и металлургов. Они сейчас находятся в зоне риска. Другие отрасли (такие как нефтянка) могут существовать при стагнирующем внешнем рынке, так как для них существует и рынок внутренний. Ну, а третьи, вроде производителей транспортных средств и строителей, прямо зависят только от рынка внутреннего. Как свидетельствуют статистические данные, в этих отраслях сейчас полный порядок и они продолжают бурно развиваться, покрывая своим ростом падение или стагнацию производства в двух других группах.

Таким образом, в ближайшее время обвального падения производства не будет, но все условия для сваливания в депрессию вроде бы налицо.