http://tuofikea.ru/novelty

Преступление без компенсации: о жертвах терактов

С расширением практики терроризма и выходом ее на международный уровень, все острее встают вопросы защиты прав жертв идеологии насилия.

Очевидно, что на пути решения этих вопросов возникает множество самых разных препятствий, в том числе и объективного плана. Однако если в США и Европе декларируемые принципы защиты жертв террористического насилия соблюдаются, по крайней мере, внешне, то в России «искать правду» пострадавшим приходится долго и упорно.

Так, только в конце июля этого года вступило в силу решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о взыскании компенсации в пользу потерпевших от действий террористов в театральном центре на Дубровке в Москве в 2002 году. Заявителями по иску выступали 64 человека. Это бывшие заложники и родственники погибших во время операции по освобождению.

Стоит отметить, что ЕСПЧ практически полностью удовлетворил их иски еще в декабре 2011 года, но тогда с решением суда не согласились ни истцы, ни ответчик. Российские власти настаивали, что, проводя спецоперацию, не нарушали права заложников на жизнь, а действовали в состоянии крайней необходимости. Поэтому гибель людей в тех условиях была неизбежна, но спецслужбы минимизировали жертвы. В свою очередь, адвокаты пострадавших хотели, чтобы ЕСПЧ обязал РФ выплатить пострадавшим не только компенсацию за нарушение права на жизнь, но и компенсацию за нанесенный действиями властей моральный вред.

На этом фоне контрастно выглядит информация о вердикте вынесенном американским судом по делу о теракте 11 сентября 2001 года. Суд Нью-Йорка во вторник постановил, что правительство Ирана, «Аль-Каида» и афганское движение «Талибан» должны выплатить родственникам жертв терактов 11 сентября 2001 года денежные компенсации на сумму в $6 млрд.

Очевидно, что решение носит символический характер, так как взыскать компенсацию практически невозможно, но решение все же принято и принято американским судом в защиту американских же граждан. Российские власти также выплатят пострадавшим от теракта на Дубровке в общей сложности почти 1,3 млн евро. Только обязал их к этому ЕСПЧ в Страсбурге.

Проблема необходимости совершенствования правового регулирования защиты прав жертв терроризма не является чем-то новым для Российской Федерации, заявил «Росбалту» уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. По его словам, еще в марте 2003 года на основе анализа национального законодательства и общепризнанных принципов и норм международного права, регламентирующих вопросы защиты жертв преступлений, он подготовил и направил в Госдуму специальный доклад «Защита жертв террористических актов и иных преступлений».

В документе сформулирован комплекс рекомендаций и предложений федеральным органам законодательной и исполнительной власти, направленных на совершенствование законодательства в сфере защиты прав потерпевших от преступлений, к которым относятся и жертвы террористических актов, гарантированных статьей 52 Конституции Российской Федерации, а также практики его применения органами предварительного следствия и правосудия.

Одним из основных являлось предложение о необходимости подписания и ратификации Европейской Конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений, которая послужила бы правовым основанием для совершенствования национального законодательства и позволила бы интегрировать его в европейскую правовую систему защиты указанной категории граждан.

«Однако, как свидетельствует время, прошедшее после направления указанного доклада, субъектами права законодательной инициативы, к числу которых Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не относится, оно, как и многие другие предложения, оказалось не востребованным», — отметил Лукин.

Российский правозащитник указал, что «подобное отношение органов госвласти к исполнению конституционных обязательств демократического правового государства о гарантиях соблюдения и защиты прав человека, признаваемых согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации», вынудило его вновь обратиться к теме обеспечения и защиты прав потерпевших от преступлений.

В новом специальном докладе уже в 2008 году он снова рекомендовал «в максимально сжатые сроки ратифицировать Европейскую Конвенцию и на основании ее положений образовать фонд защиты жертв преступлений, который бы обеспечивал выплату им соответствующих компенсаций, не дожидаясь окончания судебного разбирательства по уголовному делу».

«Приходится с сожалением констатировать, что и эта рекомендация остается до настоящего времени не реализованной, а Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений Российской Федерацией не подписанной и не ратифицированной», — сказал Владимир Лукин.

Наконец, в ходе подготовки Минюстом РФ поправок к Федеральному закону «О противодействии терроризму», предусматривающих выплаты компенсаций гражданам, пострадавшим при проведении контртеррористической операции, еще в августе 2009 года было предложено включить в законопроект дополнительные положения. Предполагалось, что они будут регулировать механизм выплаты компенсаций родственникам заложников, погибших, например, при захвате террористом самолета, в результате применения оружия армейскими подразделениями. «И этому, как представляется справедливому предложению, места в законопроекте также не нашлось», — заметил правозащитник.