http://tuofikea.ru/novelty

В США вернулись церкви только для белых

Откуда в современных Соединенных Штатах может взяться расизм? После тысяч государственных и частных программ, повышающих социальный статус черных. После нескольких поколений, воспитанных на том, что этническое разнообразие – главное богатство США. После обязательного мудрого негра-начальника в каждом голливудском фильме. Наконец, после общенационально избранного черного президента Обамы.

И вдруг – раз, и черную пару отказываются венчать в церкви, потому что это не нравится белой пастве. Черные идут венчаться в другое место. И все это происходит так легко и естественно, как будто и не было никаких четырех десятилетий официального равноправия.

Сообщение о том, что летом 2012 года в США чернокожую пару могли отказаться венчать в церкви, воспринимается с большим трудом. В голову сразу лезут разные логичные объяснения: может это была однополая пара? Или какие-нибудь психически больные, или многоженцы? Или просто не было денег заплатить за обряд? Мало ли может быть разумных оснований, чтобы не обвенчать двух людей, пускай и черных.

Но нет. Чарльз и Т’Андреа Уилсоны – здоровые, разнополые и чистые перед законом молодожены. И в Первой баптистской церкви американского города Кристал Спрингс им отказали исключительно на том основании, что они – черные. Добрый пастор Уэзерфорд был с ними откровенен: он лично не против того, чтобы их обвенчать, но в этой конкретной церкви черных никогда не венчали, и некоторым белым прихожанам такое неуважение к церковным традициям не понравится. Поэтому лучше бы им обвенчаться в другом месте.

Город Кристал Спрингс находится, конечно, не в Коннектикуте. А в штате Миссисипи. Это самый махровый Юг, который только есть в Соединенных Штатах. До гражданской войны для черного раба не было страшнее угрозы, чем то, что его хозяин – просвещенный и гуманный джентльмен откуда-нибудь из Виргинии – продаст его в самый ад, в Миссисипи.

За прошедшие с тех пор 150 лет многое поменялось даже на американском Юге (хотя не все северяне в это верят), но до провинциального и депрессивного Кристал Спрингс перемены доходят в последнюю очередь. Можно представить себе атмосферу этого фолкнеровского городка на неполные 6000 жителей, где 55% населения – черные, а доля людей, живущих за чертой бедности, в два с лишним раза выше, чем в среднем по стране.

Церковь (в смысле организация), которая отказалась поженить пару Уилсонов – тоже не простая. Это была Южная баптистская конвенция. Как нетрудно догадаться по названию, со своими северными коллегами эти южные баптисты разругались и отделились. Произошло это еще в середине XIX века. Само собой, из-за разногласий по вопросу отношения к рабству.

Исторически сложилось так, что основную часть прихожан этой церкви составляет white trash. Элита американского Юга традиционно была англиканской, черные ходили в собственную Национальную баптистскую конвенцию, а южным баптистам остались только белые голодранцы, которые по своему материальному положению мало чем отличались от черных, а потому еще больше упивались своим мнимым превосходством из-за цвета кожи.

Последнее время южные баптисты активно пытаются отмыться от своего расистского имиджа и привлечь к себе новых прихожан из числа этнических меньшинств, которые в южных штатах все больше похожи на большинство. Ради этого всего за месяц до отказа пастора из Кристал Спрингс Южная баптистская конвенция впервые избрала главой церкви чернокожего. Хотя белые по-прежнему составляют более 80% паствы южных баптистов. И потом борьба церковного начальства за души и кошельки южан – это одно, а мнение старых прихожан о расовых проблемах – совсем другое. Они не позволят ради дешевой популярности причинять себе моральные страдания и подрывать вековые устои американского Юга.

Чета Уилсонов тоже не вчера в Кристал Спрингс переехала, и им бы в голову не пришло соваться со своим венчанием в главную городскую церковь южных баптистов. Но так совпало, что дядя Т’Анреи работал в этой церкви сторожем и подружился с пастором Уэзерфордом. Они стали ходить друг к другу в гости семьями, и когда Т’Андреа собралась венчаться с Чарльзом Уилсоном, то все сразу решили, что лучше всего сделать это в той церкви, которую сторожит ее дядя.

Пастор Уэзерфорд поначалу был не против, но потом к нему зашли несколько прихожан и сказали, что лучше не стоит. В США хватает церквей – пусть венчаются в любой, а в Первой баптистской церкви Кристал Спрингс черных венчаний никогда не было и не надо. Пастор не стал возражать. Баптистская церковь – это не РПЦ, где кого вам начальство пришлет в священники – с тем и живите. Тут пастора выбирают, и обиженные прихожане могут и не переизбрать провинившегося пастора.

В итоге, черное венчание перенесли в другое место. Так – спокойно и бесконфликтно – все бы и закончилось, но через несколько дней после свадьбы чувство собственного достоинства Чарльза Уилсона все-таки победило в нем память крови. Он рассказал о случившемся СМИ.

Когда о переносе свадьбы в Кристал Спрингс по расовым мотивам рассказали американские телеканалы, вдруг выяснилось, что жители этого городка – самые большие космополиты в Соединенных Штатах. И никто из них даже представить себе не может, как в их терпимом и прогрессивном городе могло случиться такое безобразие.

Пастор Уэзерфорд, почувствовав, что ему опять светит отставка – на этот раз уже за отказ венчать чернокожих, теперь объясняет, что сам не понимает, как он мог не пустить Уилсонов венчаться в баптистскую церковь. Такое могло случиться только из-за его бесконечной доброты и стремления любой ценой избежать конфликтов внутри паствы. Но сейчас-то он понимает, как был не прав, и готов принести искренние извинения всем своим черным прихожанам.

Белые прихожане тоже все поголовно готовы извиняться. И чтобы заверить чету Уилсонов в своем дружелюбии они даже организовали специальный митинг примирения в центре города. Примирение прошло так мило и трогательно, что невозможно было поверить, что в этом замечательном городе нашлись люди, которые не хотели видеть черную свадьбу в своей церкви. А если и нашлись, то они, видимо, в разговоре с пастором прибегли к гипнозу – раз он так легко согласился с их безумными требованиями, решив, что они представляют большинство прихожан. Но самое невероятное, что эти умиляющиеся в межрасовом единении люди, если бы их не застыдили по всем телеканалам, сейчас спокойно рассуждали бы о том, что черным все-таки лучше венчаться в другой церкви – так оно как-то привычнее и правильней.