http://tuofikea.ru/novelty

Закон о митингах заработал

В пятницу, 6 августа, в мировом судебном участке №199 Санкт-Петербурга должны состояться слушания по так называемому «делу подушечников». Его фигурантами являются пятеро молодых людей (одна девушка и четверо парней), которые «отметили» друг друга в общественном месте этими самыми постельными принадлежностями.

Сражение состоялось 10 июня на Марсовом поле в рамках неполитического флэшмоба «Битва подушками». В Северной столице (как, в общем-то, и многих других городах по всему миру) эта акция проходит не первый год. Но на этот раз, судя по всему, она войдет в историю, поскольку стала поводом для применения к ее участникам нового закона о митингах. Причем с момента подписания документа президентом Владимиром Путиным молодые петербуржцы оказались первыми, кого подвели под ужесточенную штрафную статью.

Почему перед судом предстали только пятеро из двухсот собравшихся с подушками на Марсовом поле? Неясно. Судья Яна Никитина, возможно, даст в ходе предстоящего заседания какие-то разъяснения.

Пока же выглядит всё так: несколько десятков человек хотели повеселиться, а их действия в итоге истолковали как нарушение закона. Новые правила, как отмечает «Фонтанка. ру» применили на основании полицейских протоколов, из коих следует, что «Бой подушками» «создал антисанитарные условия, а пух и пыль из подушек мешали прохожим дышать».

Пяти участникам «пухового» флэшмоба вменяется ст. 20.2. КоАП РФ (участие в несанкционированном публичном мероприятии). Точнее, речь идет о новом дополнении к этой статье — 20.2 (2) — «организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». Ребятам грозит штраф от 10 до 20 тысяч рублей.

Скандальный закон о митингах в новой редакции, предусматривающей резкое повышение штрафов за участие массовых мероприятиях, вступил в силу 8 июня. Изначально многие эксперты говорили, что он разработан с одной лишь целью — максимально снизить уличную активность политической оппозиции. Но на практике получилось, что «под раздачу» стали попадать и люди совершенно далекие от протестного движения.

Причем иногда ситуация выглядит просто абсурдно. И история с подушками – не единственная в этом перечне правовых пародий.

В том же Питере, например, полицейские помешали поклонникам Майкла Джексона провести 25 июня (в годовщину смерти короля поп-музыки) мемориальную акцию у Генерального консульства США.

Около 20 участников фан-клуба знаменитого певца пришли к зданию дипмиссии на Фурштатской улице, чтобы почтить память своего кумира, умершего три года назад. Такие акции почитатели Джексона проводят здесь ежегодно. Но на этот раз полицейские почему-то решили, что фанаты Майкла мешают прохожим, и обвинили их в организации несанкционированного митинга.

Организатором, по совершенно непонятным причинам, «назначили» молодого человека по имени Андрей, который был одет в стиле любимого певца. Теперь его ждет суд и, судя по всему, немалый штраф. При том, что сами участники говорят, что «никакой договоренности не было, приходили, кто, когда может, по зову сердца».

Легендарному поп-королю не повезло и в Тамбове. Там местная молодежь решила провести в память о Джексоне танцевальный флэшмоб. Никто не ожидал, что полиция вмешается в ход безобидной акции и запретит им выступать в местном парке культуры и отдыха.

Организатор флэшмоба optimisster оценил эти запретительные меры в своем ЖЖ крайне негативно. По его мнению, власти предпочитают, чтобы граждане «попивали пиво за городом», а не «устраивали полезный для нас и приятный для окружающих досуг».

«Государство, я поздравляю тебя. Вместо флэшмоба мы пошли за город пить! Ты своего добилось», — резюмирует он.

А в столице Приморья полиция отличилась на днях тем, что приняла за оппозиционеров экстремалов-роупджамперов.

Джамперы любят пощекотать нервы себе и окружающим, прыгая с веревкой с какой-нибудь верхотуры. В прошлые выходные они облюбовали для своих тренировок крышу недостроенной больницы на улице Саперной, что на окраине Владивостока.

Прыгали с раннего утра субботы, но после 19 часов тренировки были прерваны появившимся на месте нарядом полиции. Стражи порядка свернули акцию, а некоторое время спустя одного из организаторов мероприятия Василия Карпюка участковый пригласил на беседу.

Суть беседы свелась к следующему: «Участковый сказал мне, что мы нарушаем федеральный закон о митингах, что это массовое мероприятие, о проведении которого надо было поставить в известность администрацию города», — рассказал спортсмен.

На своей странице в социальной сети он поместил копию протокола, в котором отмечается, что «Карпюк организовал прыжки с недостроенного здания больницы в районе улицы Саперной, д. 34Б, при этом нарушил порядок организации публичных мероприятий». От руки в протокол дописана фраза: «Т.е. нарушил ФЗ 54 от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Интернет-сообщество отреагировало на рвение владивостокских стражей порядка сразу же:

«Бред, какой то! С ума там что ли посходили? Я не специалист, но разве митинг от простого сборища по интересам ничем не отличается?» – недоумевает Dmitry.

«Понятно было, что закон о митингах будут использовать для прицельной стрельбы по неугодным. Поэтому режим «да ты ведьма!» будет включаться сразу же, как только на горизонте сверкнет что-то политическое, — рассуждает другой автор на http://livepark.pro/blog. — Но здесь сложно представить чем ребята не угодили ее высочеству Действующей. Опасный вид спорта? Ну, давайте, мотокросс запретим, скалолазание, прыжки с парашютом и дайвинг».

Власти поспешили отыграть назад: 24 июня с Карпюка сняли обвинение в нарушении закона о митингах и аннулировали составленный на него протокол. Но теперь организаторов прыжков заподозрили в незаконном предпринимательстве и несоблюдении требований безопасности.

Экстремалы опять в недоумении: «Эта деятельность не регламентируется и не лицензируется чиновниками. Все, кто проводит такие прыжки, выработали регламент, согласовали его со специалистами МЧС, профессиональными альпинистами. Всё рассчитано и проверено на себе, на каждый прыжок устанавливается двойная страховка. К тому же, используется только сертифицированное оборудование. Например, только альпинистская веревка стоит около 7 тысяч рублей», — объясняет Василий Карпюк.

Житель Екатеринбурга Ростислав Журавлев решил оформить по всем правилам воскресную прогулку с друзьями. Экскурсия в итоге прошла под бдительным оком стражей порядка.

«В общем-то, это была такая шутка, чтобы все видели абсурдность нового закона о митингах, — рассказал общественный активист «СП». – Свое уведомление мы подали в мэрию как раз в тот день, когда закон этот был подписан президентом. Составили заявку по всем правилам, как требует новое законодательство: указали количество участников – пять человек, время, цель, причину. Другое дело, что, на самом деле, цель и причина были абсолютно абсурдные».

«СП»: — В каком смысле?

— В самом прямом. Мы уведомили власти о проведении «массового пребывания и перемещения с целью осмотра достопримечательностей города». Через несколько дней я позвонил в администрацию, чтобы узнать, разрешили или нет, но человек, который там все эти вопросы курирует, дал понять: мол, не страдайте фигней, идите куда хотите и нас не беспокойте. Ну, мы тогда подумали, что на этом все, собственно говоря, и закончилось. Но последовало продолжение…

«СП»: — Какое?

— Мы-то забыли о своей шутке. Но не забыли о нас. В воскресенье 24-го меня разбудил телефонный звонок. И меня так вежливо спрашивают, а будет ли собственно «прогулка». Сначала я подумал, что друзья разыгрывают. Оказалось, звонят из полиции. Понятно, что гулять я пошел один, но когда вышел из дома, меня уже во дворе ждали. Вообще свой променад под надзором я снял на видео и выложил у себя в ЖЖ, там видно, как меня повсюду сопровождают люди в форме.

«СП»: — И долго вы гуляли?

— Да, минут двадцать, наверное. Успел проехать даже на общественном транспорте по центру. А на остановке снова встретили. Я примерно подсчитал: у нас было заявлено пять человек, так вот полиции было, не меньше, чем два сотрудника на одного участника. А поскольку я был один, все эти десять полицейских, получается, следили только за мной. Плюс сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом, которые всегда на таких акциях появляются. Эти были в штатском, и строили из себя шпионов, но мы давно знаем многих из них не только в лицо, а даже по именам.

«СП»: — К вам предъявили какие-то претензии?

— Нет. Все прошло в штатном режиме. Мне просто самому все это надоело. Я подошел к одному из полицейских, сказал, что иду домой, и предложил им заняться своими прямыми обязанностями.

Эксперт движения «За права человека» Евгений Ихлов, в свою очередь, ничуть не удивлен нелепостями в правоприменительной практике обновленного закона о митингах:

— Этот закон был придуман для того, чтобы люди не делали никаких резких телодвижений в принципе – в этом его антиправовой характер. Он запрещает любую несанкционированную властями публичную общественную активность: политизированную, неполитизированную, неважно. Любую. И он не абсурдный вовсе, а именно репрессивный, карательный. Некоторые сгоряча даже называли его законом фашистского типа. А экспертами Лукина (Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ – ред.) и Федотова (Михаил Федотов, председатель Совета при президенте РФ по правам человека – ред.) он был признан антиконституционным. Подушечники, Майклы Джексоны, писатели, композиторы – какая разница? Под него попадают все, в том числе и оппозиционеры. Если бы был просто запрет, как в советское время: трудящимся можно собираться, антисоветчикам – нет. Но у нас теперь формально вообще нельзя собираться никому. Только с разрешения «Единой России», ФСБ и полиции. Между прочим, даже в царской России ничего подобного не было. Был манифест от 17 октября 1905 года, который устанавливал свободу митингов, собраний, печати и неприкосновенность личности. Какого-то отдельного закона о митингах не существовало тогда.