http://tuofikea.ru/novelty

Силовикам запретят иметь активы и недвижимость за рубежом

«Единая Россия» вслед за законопроектом об аналогичном запрете для чиновников вводит ограничения на владение недвижимостью, акциями и банковскими счетами и для силовиков

В ближайшее время депутаты от «Единой России» и «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) внесут в Госдуму законопроект, который запрещает иметь собственность и счета за границей работникам силовых ведомств и военнослужащим. Об этом «Известиям» сообщил источник в Кремле.

— ОНФ и «Единая Россия» будут поднимать вопрос о запрете большому количеству людей иметь собственность и счета за границей. К депутатам, членам Совета Федерации добавляются те, кто служит в армии, правоохранительных органах. В общем, люди «со звездочками» самых разных типов, а таких у нас миллионы, — утверждает собеседник.

Будет ли законопроект затрагивать такие структуры, как, к примеру, МСЧ, пока неизвестно.

Напомним, несколькими днями ранее вице-спикер Госдумы Сергей Железняк внес проект закона, согласно которому высокопоставленные чиновники и члены обеих палат парламента будут обязаны рассекречивать сведения о своих вкладах в банках, активах компаний, недвижимости и имуществе за рубежом. За предоставление неполной или недостоверной информации чиновниками «единороссы» предлагают взимать штрафы в размере от 3 млн до 5 млн рублей. Все сведения будут размещаться на официальных сайтах органов власти РФ по аналогии с размещением содержания ежегодных деклараций о доходах и имуществе.

Теперь единороссы пошли дальше.

— Это огромная прослойка людей. Кроме того, здесь (в законопроекте. — «Известия») планируется обозначить прямой запрет, а не просто «отчет», — добавляет другой собеседник «Известий».

В чем будет заключаться кара для представителей силовых структур и военных, пока точно неизвестно. Но, как подчеркивает источник, близкий к Кремлю, избирателям четко объяснят устами единороссов и представителей ОНФ, «зачем именно этот закон разработан и внесен».

— Делать различия между сотрудником правоохранительных органов и госслужащим неправильно. То, что у силовиков, имеющих спецзвания, воинские звания, не может быть имущества — это совершенно очевидно, это создает так называемое вербовочное поле, — говорит зампред думского комитета по безопасности единоросс Александр Хинштейн. — Когда силовик имеет недвижимость за рубежом — это возможность для иностранного государства применять шантаж, компрометировать его в своих целях.

Как прогнозируют в Госдуме, эта идея должна встретить единодушную поддержку всего парламентского корпуса, вне зависимости от политической ориентации депутатов. С подобными инициативами ранее выступали оппозиционные фракции. «Эсер» Илья Пономарев, к примеру, даже предлагал именовать чиновников, владеющих зарубежными вкладами, активами, недвижимостью и имуществом, «иностранными агентами» по аналогии с законом об НКО. В этом документе, напомним, подобное наименование предлагается получить общественным организациям, которые финансируются из-за рубежа.

Впрочем, пока представители оппозиционных фракций всё же восприняли сообщение об инициативе с настороженностью.

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев сообщил «Известиям», что подобного рода запреты всё же «не могут давать толчок в развитии общества».

— Вряд ли мысль о господине Бастрыкине (Александр Бастрыкин — глава Следственного комитета. — «Известия») натолкнула единороссов на такие инициативы. Скорее всего, это одна из форм борьбы против неугодных силовиков, чиновников и политков в России. Я не представляю себе механизм проверки недвижимости. Например, на регистрации в Центризбиркоме на выборах депутатов Госдумы стопроцентно существуют кандидаты, которые нарушают закон, регистрируются, имея при этом вид на жительство в другой стране, — сообщил он.

По его мнению, проверить факты наличия имущества и активов силовиков за рубежом будет очень сложно.

— Мы с огромным трудом будем проверять наличие этой собственности. Для этого надо МИД подключать… Ведь рядовой иностранный банк на это скажет нам «гуд бай», — переживает вице-спикер.

А вот по мнению депутата от «Справедливой России», зампреда комитета по безопасности Геннадия Гудкова, эта инициатива — скорее попытка создать железный занавес вокруг России.

— Сотрудникам ФСБ, к примеру, и так запрещено иметь недвижимость за рубежом. Это правильная мера — никуда не денешься. Но ведь не стоит забывать, что, допустим, дешевые болгарские апартаменты служащие по €300-400 за квадратный метр покупают действительно только для того, чтобы людей вывозить, — приводит пример депутат.

По его словам, запихивать в этот закон все категории людей с погонами целесообразно лишь в случае, если представить, что Россия «окружена кольцом врагов».

— Тогда я бы пошел дальше. Почему у нас запрет будет касаться только военных и сотрудников ФСБ? Надо тогда запретить всем иметь зарубежные активы. Ведь это не бизнес, а чиновники в основном владеют такими активами. Именно у них есть дармовые деньги, которые лучше всего «отбелить» в недвижимости. Думаю, что все спустят на тормозах, — говорит он. Геннадий Гудков считает, что у чиновников есть и еще один мотив, совершенно нормальный: сэкономить на отдыхе детей и внуков.

— Вот Бастрыкин — враг народа? А как членам семьи быть? У семьи Гудкова есть апартаменты в Болгарии. И что теперь, я иностранный агент? — задается вопросом парламентарий.

По его мнению, этот документ прежде всего встретит ожесточенное сопротивление в таких службах, как МЧС и пожарная инспекция, чьи сотрудники также носят погоны.

А вот эксперты считают логичным желание руководства страны заняться имуществом и счетами силовиков и военных вслед за активами чиновников категории А.

— Если у представителя силовых структур есть деньги или недвижимость за рубежом, то он вынужден руководствоваться интересами другого государства. Это естественно, так как другое государство — это другой суверенитет, — говорит политолог Дмитрий Орлов. По его мнению, даже если у сотрудника органов внутренних дел, военного или представителя следственных органов есть недвижимость за границей, то он «уже зависим в принятии решений».

— Теперь вопрос в том, как это будет осуществляться. Мер по декларированию — мало. Необходимо тщательно смотреть за тем, чтобы имущество госслужащих было бы распродано, нужны реестры и так далее, — резюмирует эксперт.