http://tuofikea.ru/novelty

Россия – Кавказ: век 21-ый

На днях в интернете появилось очень интересное интервью Авраама Шмулевича, касавшееся политики Грузии в отношении Северного Кавказа. С некоторыми его пунктами можно согласиться, с некоторыми нет, но оно в любом случае дает повод поразмышлять о том, какова наша позиция в связи с тем, что происходит в соседнем регионе.

Однако в данном случае я бы хотел поговорить о другом – о том, как мы, жители Грузии воспринимаем Северный Кавказ и сложившуюся там ситуацию.

На мой взгляд, в отношении грузинской общественности к кавказским республикам есть один существенный минус – мы практически не знаем, что там делается, и наше мнение по этому поводу основано на наших же собственных представлениях – зачастую неверных.

Спросите любого грузина – что происходит в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабарде? Ответ будет простой и одномерный – там идет борьба кавказских народов за независимость и против Российской империи.

Однако на самом деле ситуация на Северном Кавказе далека от таких простых схем – все намного сложнее. Так было в 90-е годы в Чечне, но сейчас на улице 2012-й и многое изменилось.

В первую очередь мы должны понять одну вещь – на самом деле народы Северного Кавказа в массе своей не особенно стремятся к выходу из состава России, так как наученные примером чеченцев, они решили, что если не могут предотвратить изнасилование, то стоит расслабиться и получить удовольствие.

Сегодня идея независимости на уровне практических действий существует только в двух, по сути маргинальных группах.

Первая – это исламское подполье, так называемые ваххабиты, хотя в мире их принято называть салафитами.

На самом деле салафитское движение не пользуетс я такой уж бешеной популярностью в кавказских республиках – особенно в Кабардино-Балкарии, которая традиционно всегда была более светской, чем Чечня и Дагестан.

Для иллюстрации могу привести параллель с Грузией – как всем известно, у нас есть различные агрессивные черносотенные организации типа «Союза православных родителей». Вот представьте себе, что вдруг завтра они решат объявить священную войну «антиправославному режиму Саакашвили» и будут взрывать все вокруг, расстреливать на улицах полицейских, бросать бомбы в ночные клубы и т.д.

Эта параллель совсем не натянута – мусульмане-салафиты мало чем отличаются от их христианских собратьев-фундаменталистов. Разница – только в их действиях, и она связана с тем, что в настоящее время ислам, который на 600 лет моложе христианства, переживает период подъема – примерно как христианство 800 лет назад. Вспомните что творили в средние века крестоносцы, инквизиция, различные безумные монашеские ордены (францисканцы, бенедиктианцы, и т.д.) – это было похуже сегодняшнего исламского радикализма.

Христианство постарело, остепенилось, и ушло на пенсию, ислам – наоборот. В этом вся разница между Союзом православных родителей и «Имаратом Кавказ».

Уходящая в леса мусульманская молодежь всех республик Северного Кавказа (в особенности Дагестана) создает серьезные проблемы России, но в первую очередь – жителям самих республик. Посмотрите статистику терроризма на Северном Кавказе – 99% жертв салафитов – вовсе не русские солдаты и офицеры, а дагестанские, чеченские, кабардинские менты и чиновники – так называемые «муртады», то есть слуги «кяфиров» (безбожников).

Однако не стоит забывать, что несмотря на приверженность большинства северных кавказцев к исламу, мало кому нравятся ежедневные убийства – может они и «муртады», но они – свои – вайнахи, дагестанцы, адыги. Кроме того, на Северном Кавказе никогда не было радикального ислама – к примеру для чеченцев всегда на первом плане были собственные традиции (адат), а уж потом – Коран. Идеология салафизма чужда для большинства кавказцев, поскольку она делает кавказцев больше похожими на арабов – а этого там никогда не было.

Салафизм запрещает почти все, что сегодня дорого кавказцам – национальную одежду (заменяя ее арабской), песни, танцы, фольклор, местные традиции, в общем все что отличает аварца или ингуша от араба или афганца. Естественно, что это для большинства кавказцев, особенно горожан, придерживающихся умеренной версии ислама – совершенно неприемлемо.

Кроме того, Имарат Кавказ борется не за свободную Чечню, Ингушетию, Дагестан, а за Общекавказский халифат. Если учитывать, что отношения между кавказскими народами никогда не были безоблачными, то неудивительно, что кабардинцы в массе своей не рвутся жить в одном государстве с лезгинами – им бы со своими соседями, балкарцами, ужиться в одной республике.

Вторая группа, которая стремится к независимости и говорит об этом открыто – это малочисленная прослойка интеллигенции, которая отстаивает свои, национальные традиции, но не поддерживает вооруженную борьбу салафитского подполья. У них есть возможность высказывать свое мнение, их не очень преследуют официальные власти, да и вся их деятельность ограничивается заявлениями, съездами, конференциям. В общем все довольно безопасно.

На этом фоне на Северном Кавказе происходит самый негативный процесс из всех возможных – то ли неумышленно, то ли намеренно, Россия превращает Северный Кавказ в Грузию 70-80-х годов.

Признаки морального разложения, которое этому предшествует, уже видны невооруженным глазом – благодаря огромным дармовым деньгам, которые закачиваются на Кавказ, там уже меняются нравы, меняется система ценностей. Сегодня кавказцы по-прежнему убивают друг друга – но уже не только ради независимости или ради Аллаха, но и ради постов на таможне, ради возможности распиливать федеральные деньги.

В республиках Северного Кавказа появилась золотая молодежь, удивительно похожая на их сверстников в Грузии застойного периода — они также помешаны на шальных деньгах, дорогих тачках, московских проститутках, наркотиках, эксклюзивном оружии и других атрибутах круто-сладкой жизни. Они не стремятся получать образование, предел их мечтаний – это пост в госструктурах, где можно безнаказанно воровать миллионы. Для тех, кто статусом пониже – быть боевиком в банде или охранником крутого бизнесмена (читай бандита).

Посмотрите, как они ведут себя в России – нагло, самоуверенно, не скрывая своего презрения к местным «лохам» — ну точь в точь, как сытая грузинская молодежь в 70-е 80-е годы в Москве….

При этом, несмотря на внешнюю лояльность, кавказцы русских презирают, считая их слабой нацией, и более того, они не только не пытаются это скрыть, но и всячески демонстрируют – в первую очередь в российских городах.

Для них идея свободы Кавказа – это просто идея, которая не воспринимается, как нечто реальное, стоящее борьбы.

Мы должны понять и уяснить для себя одно, чрезвычайно неприятное для нас обстоятельство – Северный Кавказ сегодня никуда из России не рвется. «Нас и тут неплохо кормят» — идеология Грузии застойного периода, в которой, как мы все помним, к СССР, КПСС и другим священным коровам относились с нескрываемым презрением.

И между прочим именно это создает реальную проблему в отношениях между русскими и кавказцами – если Кавказ когда-нибудь отделится от РФ, то инициатором этого будут сами русские, а причиной – не бомбы Имарата Кавказ, а как раз вполне лояльные пацаны из Грозного и Махачкалы, показывающие кузькину мать жителям русских городов.

Такова печальная реальность. Она печальна вдвойне – мы, грузины, на своей шкуре знаем, чем заканчивается общенациональная халява – когда она неизбежно рухнет, Кавказ ожидает хаос, депрессия, массовая наркотизация, война всех против всех – мы это уже прошли в 90-х годах. Не хотелось бы, чтоб Северный Кавказ повторил наши ошибки.

Впрочем, процесс идет – пока на Кавказе верховодит Россия, этот остановить его не удастся – сегодня тенденция растления Северного Кавказа видна только если внимательно присмотреться, но лет через 20 она уже станет явной.

Возвращаясь к грузинским интересам на Кавказе можно сказать, что в данной ситуации мы мало что можем сделать – объективная ситуация мешает.

И в этом смысле со Шмулевичем можно поспорить — ибо настоящий, реальный Кавказ – это совсем не то, что мы слышим на многочисленных конференциях национально ориентированных сил.

В реальности все иначе. Все намного хуже.