http://tuofikea.ru/novelty

Депутаты: собственная неприкосновенность чрезмерна

В Госдуме готовятся облегчить жизнь прокуроров, расследующих преступления парламентариев.

Государственная дума может начать осеннюю сессию с вопроса о пересмотре перечня причин для снятия с депутата полномочий — они, возможно, будут существенно урезаны. Представить соответствующую инициативу коллегам собирается группа парламентариев.

— Такой безграничной депутатской неприкосновенности, как в России, нет ни в одной стране мира, — считает депутат от «Справедливой России», генерал-майор Татьяна Москалькова. — Мы предлагаем сократить перечень случаев, на которые она распространяется. В частности, убрать депутатскую неприкосновенность по бытовым и общеуголовным делам. Если депутат, скажем, сбил человека на улице, то прокурору не придется делать запрос в Госдуму на снятие с него неприкосновенности, чтобы просто допросить его. Следователь обнаружил признаки преступления — пусть возбуждает дело, не запрашивая Госдуму. Неприкосновенность должна распространяться только на его депутатскую деятельность.

В качестве примера она приводит дело коммуниста Владимира Бессонова.

— Бессонов участвовал в агитации как кандидат в депутаты. Это относится к его профессиональной деятельности. А вот бывший депутат ЛДПР Ашот Егиазарян совершил мошенничество, которое с его деятельностью парламентария не связано, соответственно, Госдума не должна предоставлять ему на это иммунитет, — рассуждает она.

По ее словам, «эсеры» намерены возбудить самую обширную дискуссию по этому вопросу в стенах нижней палаты парламента.

Следуя действующему закону «О статусе депутата» инициировать снятие неприкосновенности с народных избранников может только генеральный прокурор, который может обратиться с официальным заявлением в Госдуму. Дальнейшее решение остается за парламентом.

Идею Москальковой считают разумной и в «Единой России».

— Не думаю, что инициатива может ужесточить депутатские полномочия и существенно сократит неприкосновенность, — говорит единоросс Андрей Красов. — Депутатам придется более внимательно следить за последствиями своих поступков. Главное, чтобы инициатива не стала палкой о двух концах: депутат берется решать проблему обратившегося за помощью человека, а полномочий на это или защиты иметь не будет.

«Эсеров» поддержали и в КПРФ.

— Необходимо убрать всякую неприкосновенность на решение по возбуждению уголовного дела, оно должно возбуждаться независимо от депутатской корочки. Делается это для того, чтобы провести расследование, — замечает бывший первый зампрокурора Москвы, депутат от КПРФ Юрий Синельщиков. — Дело должно расследоваться свободно, поэтому решение вопроса о его возбуждении, который существует сегодня, — вещь ненужная. Неприкосновенность нужна для того, чтобы на депутата не соорудили дело на ровном месте, а не для того чтобы «отмазать» провинившегося народного избранника.

Как говорит Синельщиков, и депутаты, и президент должны свободно вызываться к следователю и допрашиваться в качестве свидетелей, как это делается в ряде европейских стран.

Однако законопроект вряд ли будет легко принят депутатами.

— Я думаю, будут сложные обсуждения и споры, — прогнозирует эсер Валерий Зубов.

Однако, как полагает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, дело отнюдь не в успешности зарубежного опыта.

— С одной стороны, инициативу можно считать популистской: электорат наверняка отнесется к ней с одобрением. С другой стороны, она выгодна Кремлю и правоохранительным органам как дополнительная страховка: депутатский иммунитет ослабевает, что дает преимущества силовикам, например, в ходе протестных акций. Поэтому часть депутатов воспринимают это как неизбежность, а оппозиция не против сделать вид, что сама этого хотела, заодно получив дополнительное одобрение электората, — рассуждает Ремизов.

При этом он замечает, что вероятным импульсом к необходимости вновь поднять этот вопрос послужило резонансное дело депутата Бессонова, которое раскололо даже единороссов.