http://tuofikea.ru/novelty

Миллиарды из воздуха

Маленькая компания «Росгосстрах-Жизнь» сказочно обогатилась всего за один год.

Громкий скандал зреет на страховом рынке Петербурга. Компания «Росгосстрах-Жизнь» попала под прицел антимонопольной службы, которая сегодня расследует беспрецедентное дело о навязывании страхования жизни и здоровья заемщикам Сбербанка. Петербуржцев, бравших в банке потребительские кредиты, фактически шантажом заставляли подписывать страховые договоры на бешеные суммы — от 30 до 70 тысяч рублей! Для сравнения: такая же страховка в других фирмах города стоит не более 6 тысяч рублей. Таким образом, доходы скромной страховой компании уже исчисляются миллиардами рублей. «МК» в Питере» в деталях изучил практический опыт того, как можно делать деньги из воздуха.

Почем здоровье детского врача?

Сколько петербуржцев застраховались в «Росгосстрах-Жизни» при заключении потребительского договора, точно неизвестно. Но речь, судя по всему, идет о десятках тысяч человек. По официальным данным, которые предоставил Сбербанк, только в 2010 году таковых застрахованных «счастливчиков» было порядка 80 процентов от всех заемщиков. Как заявила на совещании в Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Петербургу представитель Сбербанка, только в ноябре 2010 года было застраховано в «Росгосстрах-Жизни» 1800 человек из 2000 заемщиков!

В их числе Михаил Корехов — детский врач, работающий на скорой помощи в Приморском районе Петербурга. Кредит в 750 тысяч рублей он взял в Сбербанке после того, как сгорел его дом.

— Я обратился за кредитом в Сбербанк по рекомендации моих друзей, опыта в таких делах у меня нет никакого, — рассказывает Михаил. — Банк рассмотрел мое заявление и дал добро. После чего я подписал все документы (и кредитный, и страховой договоры были уже заполнены, оставалось только поставить подпись. — Ред.), никто даже не объяснил мне, что с меня возьмут такую огромную страховку — 67 тысяч рублей!

Эти 67 тысяч автоматически вычли из кредита в 750 тысяч. То есть Михаил Корехов получил в итоге 685 тысяч рублей. По его словам, до того, как эта сумма была переведена на его сберкнижку, он ничего не знал об этом вычете.

— Я был уверен, что получу весь кредит — 750 тысяч рублей. Вся эта сумма была уже распланирована до копейки, были заключены договоры со строителями, — говорит Михаил. — Но, когда я увидел совершенно другую цифру, пришел в ужас. Самое обидное, что метаться в поисках другого банка, ждать, пока мне там выдадут кредит, я уже не мог. Нужны были деньги здесь и сейчас.

Дорогое заблуждение заемщиков

Врач Корехов тогда даже не догадывался, что спокойно может отказаться от такой страховки! Добровольное страхование на то и добровольное, что гражданин сам решает, нужно ему оно или нет. Но Корехов, как и все остальные, даже не задался этим вопросом. Заемщики сейчас каются в своей юридической безграмотности, страховщики и банковские служащие кивают на некие «внутренние технологические документы», в которых якобы был расписан весь механизм добровольности страхования.

— Только потом, серьезно изучив эту тему, я узнал, что мог в течение двух недель отказаться от страховки, и мне бы вернули всю сумму. Но мне никто об этом ни слова не сказал! — возмущается еще один заемщик Владимир Мясников, также подписавший «недобровольный» договор страхования с «Росгосстрах-Жизнью». Только в отличие от доктора Корехова, которому ни слова не сказали про страховку («Подписывайте, и все!»), Мясникову прямым текстом было сказано: «Не подпишете заявление о страховке, кредит в банке не получите».

— Я брал кредит на 350 тысяч рублей, — рассказывает Владимир. — Это был уже не первый мой опыт кредитования. Поэтому я был совершенно спокоен, не ожидал никакого подвоха.

Но кредитный менеджер Сбербанка сразу поставил Мясникова перед фактом — нужно обязательно заключить договор страхования с «Росгосстрах-Жизнью», тогда кредит точно дадут.

— Сумма страховки составила почти 35 тысяч рублей! — говорит Владимир Мясников. — Я был в шоке. Да, надо было отказаться и уйти. Но срочно были нужны деньги, и я пошел на эти траты. Но мне эта история не давала покоя, я изучил все законы и понял, что меня специально ввели в заблуждение!

Как стать лидером рынка

Как рассказывает сегодня еще один заемщик Сбербанка Юрий Курилов (кредит брал на сумму 478 тысяч рублей, из них 44 тысячи пошли на оплату страховки), у него уже была страховка жизни и здоровья, оформленная в другой компании. Но в Сбербанке настояли на том, что лучше будет купить страховку у «Росгосстрах-Жизни» — мол, шансы на получение кредита тогда будут почти стопроцентными. Курилова уговаривал на покупку страховки тот же кредитный менеджер, что работал с Мясниковым. В Сбербанке теперь говорят, что этот менеджер больше в банке не работает — уволился по собственному желанию.

По данным «МК» в Питере», по той же схеме данная страховая компания работала в 2010 году и в других регионах страны. Неудивительно, что сборы «Росгосстрах-Жизни» уже в 2011 году составили более 4 миллиардов рублей! По страхованию жизни компания вышла на первое место в России, значительно оторвавшись от конкурентов. Догнать «лидера рынка» и в самом деле было непросто. В среднем по городу годовая страховка стоит от одной тысячи до 6 тысяч рублей. Но никак не 30 тысяч, и уж тем более 68 тысяч рублей, как в случае с клиентами Сбербанка.

Страховые концы — в воду

Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу подозревает Сбербанк и «Росгосстрах-Жизнь» в нарушении закона «О защите конкуренции». Наказание по этой статье — штраф до 50 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет для должностных лиц или штраф в размере до 15 процентов выручки от реализации товара — в данном случае страховок.

Но в Сбербанке сейчас говорят, что «проблемы больше нет». Здесь уже работают с четырьмя страховыми компаниями (в их числе по-прежнему остается «Росгосстрах-Жизнь»), поэтому, мол, у петербуржцев, желающих оформить потребительский кредит, есть выбор — и в том, где застраховаться, и вообще решить, нужна им эта страховка или нет. Почему в 2010 году все было иначе, ответа нет.

Компания «Росгосстрах-Жизнь» — лидер рынка, партнер Сбербанка — до сих пор не имеет в Петербурге даже своего представительства. Работает только московский офис. Еще одна любопытная деталь: никто из застрахованных в «Росгосстрах-Жизни» при оформлении кредита в банке не получил ни страховой полис, ни квитанцию об оплате. Люди звонили потом в головную компанию «Росгосстрах», пытаясь выяснить свою страховую судьбу. Но там у них требовали номер полиса, которого у петербуржцев не было и в помине! Кредитный договор со Сбербанком, где была информация о страховании, «Росгосстрах» никак не впечатлил. Таким образом, найти страховые концы оказалось практически невозможно! Тогда за что платились эти огромные суммы? За то, чтобы «Росгосстрах-Жизнь» заработала 4 миллиарда и стала лидером рынка?

Сбербанк внакладе не остался

Отдельный вопрос: какая была выгода Сбербанка? В банке говорят, что с помощью страховки защищали свои деньги, мол, мало ли что могло случиться с заемщиком, а в случае его смерти была бы гарантия, что вся сумма кредита вернется обратно в банк. Но кто поверит, что могущественный банк «приютил» «Росгосстрах-Жизнь» просто так? Как распределялась прибыль между двумя этими организациями, большая коммерческая тайна.

Питерские заемщики, чья жизнь была застрахована на несколько десятков тысяч рублей фактически в результате шантажа («А иначе не выдадим кредит!»), теперь ходят по властным инстанциям в поисках справедливости — они уверены, что между Сбербанком и «Росгосстрах-Жизнью» был сговор. Осталось только его доказать. Но никто не берется это делать — ни полиция, ни прокуратура. Самым смелым пока оказался только Роспотребнадзор по Петербургу и Ленобласти, который наложил на Сбербанк крошечный, как комариный укус, штраф (20 тысяч рублей).

Интересно теперь, какое решение примет питерское УФАС. Вердикт огласят в начале августа. «МК» в Питере» будет следить за развитием событий.