http://tuofikea.ru/novelty

Общество глобального недоверия

Маленькая ложь рождает большое недоверие. Я хочу поговорить об одном явлении, которое становится, к сожалению, нормой нашей жизни.

Если попытаться одним предложением сформулировать основной моральный принцип наступившего столетия, то без ошибки можно сказать – мы вошли в эпоху тотального и всеобъемлющего недоверия во всем спектре наших отношений друг с другом. И виною этому стала наша привычка лгать.

Мы никогда не бываем честными ни в семье, ни на работе, ни в обществе, ни сами с собой. Обманывать для нас также естественно, как дышать, пить, есть, спать. Но порождает недоверие не сам факт обмана: ведь есть ложь во имя спасения. Мы перестаем доверять людям, которые легко идут на обман, зная о тяжести последствий.

Жить в атмосфере обмана и недоверия очень тяжело, поэтому мы изо всех сил пытаемся быть искренними в рабочем коллективе, среди друзей, в семье. Ведь последствия обмана могут быть очень печальными: поссорились, обиделись друг на друга, перестали общаться. Хотя, может быть и похуже, конечно – семья развалилась, дети перестали доверять родителям и родители детям.

Но это, так сказать – частные случаи; и здесь можно как-то восстановить утраченное доверие. Если не собственными силами, так через посредников убедить всех в вашем искреннем раскаянии.
И совсем другое дело, когда недоверие проникает в область взаимоотношений между гражданами и властями, между частным лицом и организацией, между странами и народами.

Запретная зона недоверия

Мы поговорим сегодня о проникновении недоверия в «святая святых человечества» – экономические взаимоотношения. Это очень опасное явление послужило причиной развития нынешнего экономического кризиса.

Люди совершали простейшие экономические операции с давних пор, еще со времен родовых общин. Обменивали пищу на одежду или орудия труда, давали в долг продукты и брали взаймы. И здесь не было места недоверию, потому что извлекалась обоюдная польза по договору. Даже если меняли быка на топор, курицу на барана, рубашку на мешок пшеницы.

Шло время, экономические отношения росли и совершенствовались – появилась мера измерений, согласно которой теперь происходил обмен. По весу, поштучно, соответственно сложности добычи, или изготовления. Но опять же, как договорились, так и обменялись.

С появлением денег на смену натуральному обмену приходит торговля, а деньги становятся не только эквивалентом товара, но и показателем социального статуса.

Люди гибнут за металл

Много целей в жизни человека, ради которых он готов обмануть. Но желание стать богатым… Это желание спрятано глубоко внутри почти каждого человека, и реализовать его хотел бы каждый, но не всем это удается.

До того, как деньги стали основой экономических взаимоотношений, богатым считался тот, у кого были большие стада, урожайные поля, много рабов или крепостных крестьян. Были времена, когда богатым считался тот, у кого было много сундуков с одеждой. Богатство измерялось золотыми монетами, украшениями, серебром, драгоценными камнями.

Богатых людей в мире было не так много — ведь состояние накапливалось годами, из поколения в поколение, часто за счет войн, грабежей, использования чужого труда, торговли.

Но речь не о том, кто и как богател – а ради чего. Богатство давало ощущение превосходства над неимущими; статус богатого человека открывал двери в любое общество; богатый приобретал власть, почет и уважение.

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться.
(Википедия)

Но вот, наступил век научно-технического прогресса, который подарил нам новую возможность разбогатеть – за счет массового производства, и сбыта товаров.

Сначала появились небольшие заводы и фабрики, которые давали неплохую устойчивую прибыль их владельцам. Сбыт товара, как правило, осуществлялся частными лицами и мелкими торговыми заведениями, которые довольствовались небольшим процентом от общих доходов.

С появлением крупных предприятий, фирм, компаний, корпораций на смену частным торговцам приходят целые системы сбыта и поставок. А с приходом научно-технической революции производство становится массовым и прибыли от сделок исчисляются цифрами с шестью, а то и с девятью нолями в денежном исчислении.

Желающих включиться в такую прибыльную экономику становится все больше. Появляется конкуренция между производителями, между поставщиками сырья, между торговыми организациями. Принимаются законы и издаются юридические документы, регулирующие взаимоотношения в рамках определенных правил. Товары становятся дешевле, качественнее, доступнее населению.

Благосостояние людей растет, массам становятся доступны товары, которые считались предметами роскоши. Сельское хозяйство переходит на механизированное производство продукции. Мечтатели и фантасты описывают светлое будущее человечества: изобилие, высокие доходы всех социальных слоев, исчезновение нищеты, голода, переход на укороченный рабочий день.

И все было бы прекрасно, если бы не экономические кризисы. Эти периодические остановки развития экономики как-то плохо вписывались в концепцию о непрерывном росте благосостояния населения.

Создание блага или извлечение максимальной прибыли при минимальных затратах?

Кризис экономики вещь не новая. Экономисты говорят о двух видах кризиса:
1. Кризис недопроизводства
2. Кризис перепроизводства

Расшифровывать суть, надеюсь, не надо. С кризисом недопроизводства сталкивались все, жившие в бывшем Союзе, или странах СНГ. Меры по выходу из такого кризиса – это ограничение вмешательства государства в свободное предпринимательство, стимулирование развития экономики.

Кризис перепроизводства – это уже дело посерьезнее. Обычно он вызван перевесом массы товаров над возможностями рынка сбыта. В условиях конкуренции предприниматели вынуждены постоянно снижать цены на товары и организовывать производство новых. Не желая терять прибыль, пытаясь покрыть убытки, предприятия постоянно наращивают мощности производства, не считаясь с возможностями сбыта продукции.

В результате этого экономика периодически входит в кризисное состояние, пока не расчистятся завалы и не освободятся рынки сбыта. Предприятия во время кризиса вынуждены сокращать производство и увольнять рабочих, население начинает паниковать и экономить на всем, и это приводит только к усилению кризиса.

Вывод: с населением надо что-то делать, ну не идти же по пути постоянного сокращения производства и потери прибыли. И вот тут приходит на помощь предпринимателям исконное свойство обманывать.
Нет, между собою предприниматели действуют в рамках законов. Объектом обмана становятся потребители.

Прикрываясь заботой о благе народа, обманщики создают миф об Американской мечте – обществе равных возможностей и постоянно растущего благосостояния.

Идеи общества потребления проникают во все страны и сферы экономики.

Исходя из «совершенно бескорыстных» побуждений, с помощью рекламы население убеждают покупать совершенно не нужные товары в неоправданном количестве.

Для преодоления психологического барьера, вызванного боязнью обнищания, создается система кредитования населения и идет постоянное наращивание денежной массы.

Усиленно рекламируется сезонная мода, вводятся фирменные маркировки для создания имиджа владельцев изделий.

Это только ничтожная часть огромной индустрии обмана населения. Можно привести еще сотни примеров, но моя задача только напомнить, как зародился и работает этот механизм.

Глобальный интегральный мир. Последний экономический кризис

Мы с вами переживаем непростой период. Ученые называют его процессом глобализации. Выражается он в слиянии всех государственных и национальных экономик в общемировую экономику, появление общемирового рынка, становление мировой финансовой системы.

С точки зрения обеспечения человечества всем необходимым для его существования, процесс глобализации является положительным. Разделение производства между странами общего рынка, внедрение мировых изобретений в технологию производства, массовость позволили снизить себестоимость товаров и увеличить их ассортимент. Производство стало глобальным и интегральным.

Сегодня за свою скромную зарплату я могу купить то, о чем не могли мечтать богачи и аристократы, жившие еще каких- то сто, сто пятьдесят лет назад. Благодаря интеграции, я могу пользоваться плодами труда всего человечества.

Однако, вопреки всякой логике, все больше семей во всем мире, чтобы хоть как то прожить, обязаны жить на две зарплаты и уметь экономить во всем. Наши дети, да и мы сами не можем купить себе квартиру, снижается социальная защищенность и катастрофически быстро растет разрыв между бедными и богатыми. И это при том, что на свалку выбрасываются со складов «излишки» продовольствия, а в городах стоит огромное количество пустующих квартир. Вот так – Экономический кризис при полном изобилии.

Да что там семьи, нищают и разоряются целые государства – залазят в долги, живут на подачки, урезают бюджет, чтобы как-то спасти экономику. Систематически собираются совещания ведущих экономистов и руководителей государств, но проблема остается неразрешимой. Где-то уже поговаривают о решении проблемы долгов с помощью развязывания войн. А некогда объединенная Европа заявляет о желании разъединяться.

Что происходит на самом деле, и почему?

С вступлением в эпоху глобализации, с появлением новых рынков сбыта, прибыль от реализации товаров превысила все мыслимые и немыслимые масштабы. Но основные доходы не достаются предприятиям, выпускающим продукцию, они стали оседать на счетах фирм-поставщиков, рекламных компаний, посреднических контор, банков.

Цена товара, дошедшего до покупателя через множество рук, потеряла всякую связь с себестоимостью – она стала зависеть от сложности его сбыта. Те маркетинговые компании, в чьих руках оказался контроль над рынками сбыта, превратили всю систему в финансовую пирамиду, заняв ее верхнюю часть.

Естественным образом предприятия, доходы которые стали полностью зависимы от услуг маркетинговых фирм, заинтересованы разорвать эти путы, оставить себе лазейку для маневра. Прекрасно понимая, что рынок сбыта надо как-то расширять собственными силами, что себестоимость товаров уже некуда снижать, они предпринимают шаги, которые полностью опровергают миф об основной функции экономики, как забота о благе потребителя.

Познакомьтесь с некоторыми из азов обманных маневров:

На рынке появляются товары с запланированным износом, чтобы мы могли все время покупать новые.

Выпускаются игрушки-однодневки, которые ломаются в руках ребенка в первый же день контакта с ними.

Реклама начинает носить насильственный характер, используются различные методики психологии, убеждающие в необходимости покупать товары «именно этой фирмы».

Знакомые нам продукты в знакомой упаковке начинают почему-то уменьшаться в весе, оставаясь при той же стоимости. Бывает и наоборот – каждый месяц незначительно увеличивается цена на один и тот же продукт без всякой на то причины.

Обман – действие весьма заразительное, потому что обманутый потребитель или обманутое предприятие не хотят чувствовать себя «лохом», и должны как-то компенсировать нанесенный ущерб.

Технология обмана адаптируется и берется на вооружение обслуживающими фирмами, банками, конторами, министерствами, организациями – в общем, обман становится неотъемлемой частью наших взаимоотношений.

Печально. Но это не самое главное. Обман порождает всеобщее недоверие, которое, как вирус, проникает во все клетки глобальной экономической системы. Люди, предприятия, государства, которых обманными путями вовлекают в лишние траты, заставляют залазить в неоплатные долги, теряют интерес и стимул к работе. Они не верят больше никому и ни во что.

Они становятся балластом на шее у тех, кто вовлек их в этот круговорот лжи и обмана. Посмотрите, что происходит с Грецией, Испанией; на очереди Италия, Франция. Да и в самой Америке, бывшей некогда на вершине пирамиды мировой экономики, все «трещит по швам».

Руководители ведущих государств пытаются принять меры к обузданию кризиса, но всеобщее недоверие не дает им прийти к единому решению. Никто не хочет оказаться «в дураках» и потерять больше, чем остальные участники.

Как восстановить утраченное доверие?

Все решает мнение общества

Очевидно, необходимо прийти к общему согласию, что экономика в условиях глобального мира должна освободиться от двойной морали и служить исключительно для насущных нужд населения планеты.
А как же быть с сокровенным желанием стать богатым? Ведь оно неуничтожимо, так же, как и желание обманывать.

Все зависит от того, как мнение общества соединяет эти два желания.

Если мнение общества возносит статус богатого человека на такую вершину, достижение которой оправдывает любой обман и ложь, то мы получаем, в конечном итоге, тупиковое кризисное состояние.

А что произойдет, если общество вознесет на вершину славы не богатство человека, а его предпринимательский талант, организаторские способности? Ведь богатые люди – это обычно люди, наделенные, кроме желания разбогатеть, еще и умением этого достичь. Если мнение общества заставит прекратить засилье рекламы, а вместо статуса потребителя восславит, например, статус гражданина глобального мира.

Представим себе, что есть такая позиция, когда человека волнует не то, во что он одет и этикетка какой фирмы пришита на его брюки, и даже не марка машины и порода собаки. Скажем больше, его даже не волнует, на какой машине ездит его сосед, что носит его жена, и куда они отправляются летом отдыхать. Скажем еще больше – его не волнует сколько нулей после единицы находится в банке на его счету.

Его волнует, как организовать производство и распределение товаров так, чтобы жители его города, а может и страны, а может и всего мира, получали все необходимое для нормальной жизни. И все это без сумасшедшей рекламы, без неоправданного опустошения месторождений полезных ископаемых, без работы по 10-12 часов в день.

Что он получит взамен своих хлопот? Ощущение полезности обществу, славу, почет и уважение в большей мере, чем то, которое он мог бы иметь будучи богатым, но вредным для общества.
Фантазия? Нет, если к этой работе подключить все имеющиеся системы «промывки мозгов», то мнение общества, которое загнало нас в глобальный кризис, оправдывая обман, также вытащит нас из него, создав доверие человека к человеку.

А можно выйти из кризиса как-то по-другому?

Можно. Для этого нужно продолжить соревнование «кто кого обманет», пока мы не опустошим и не загадим все планету. Затем мы придем к необходимости начать войны за остатки «роскоши былой»… , ну а уцелевшие в пламени войны все-равно придут к осознанию, что надо менять ценности общества, иначе им не выжить.