http://tuofikea.ru/novelty

Антон Орех: люди без национальности

Не в первый раз на повестке дня возникает этот вопрос: называть ли в прессе, то есть публично, национальность преступников? Или предполагаемых преступников. Хорошо ли это, когда нам сообщают, что в драке у Киевского вокзала сошлись какие-то парни и уроженцы Чечни, например? Или когда говорят, что банда чеченцев ограбила сберкассу, условно? И вопросы эти задают не только депутаты из Чечни. Сомневаются даже полицейские начальники, подкрепляя свои доводы красивой фразой, что преступник не имеет национальности.

Нет, национальность преступник, безусловно, имеет — как всякий человек. Но насколько необходимо сообщать о ней? На этот вопрос есть два ответа. И оба правильные.

Первый правильный ответ состоит в том, что называть национальность не надо. И мы ее не называем, когда банк грабят Иванов, Петров и Сидоров. Ну ведь нигде же вы не услышите, что банда этнических русских взяла на гоп-стоп ломбард. Или, что три украинца, два русских и башкир устроили драку на парковке у торгового центра. Ну русские и русские, башкир и башкир — какая разница. Но стоит в беспорядках оказаться замешанным выходцам с Кавказа, как это обязательно будет подчеркнуто! И именно по этой причине у обывателя сложилось впечатление, что большинство преступников — кавказцы, что все беды от них. Просто про них одних только и говорят — вот в чем штука!

Но есть и второй правильный ответ. Он состоит в том, что бьют по морде, а не по паспорту. Если в газете или по радио-телевизору вы услышите, что в преступлении замешан гражданин Радуев или Басаев, то уже и не обязательно добавлять, что этот Радуев уроженец Чечни или Дагестана. Это не имеет значения, потому что по одной только фамилии уже понятно, откуда этот гражданин. Нет разницы для обывателя между Чечней, Ингушетией или Кабардино-Балкарией.

Для обывателя все выходцы с Кавказа кажутся опасными. И никаких национальностей знать уже не требуется. Тогда, во избежание разжигания ненужных страстей, следует вообще отказаться от упоминания имен и фамилий. Говорить просто: мол, подрались шестеро одних парней с пятью другими. А кто они, какого роду-племени, как звать-величать — не важно. И если речь идет об обычной бытовой или уголовной истории — то это ладно. А если речь идет о студенте Агафонове и спортсмене Мирзаеве? Дело, о котором знают все. Без имен тут не обойтись. А как только имена прозвучат — тут и всплывут все фобии и предубеждения.

Вот в этих самых предубеждениях и проблема. И ее не решить, просто скрывая имена и национальность