http://tuofikea.ru/novelty

В Орле установлен памятник генералу Алексею Ермолову

В Орле сегодня открыт памятник одному из самых прославленных военачальников в российской истории Алексею Ермолову. Поставить монумент в городе, где похоронен генерал, задумали еще сто лет назад и даже собрали на это деньги. Но сначала помешала Первая мировая, а потом в стране сменилась власть и от проекта решили отказаться.

То, что памятник генералу Ермолову в Орле должен быть, поняли больше ста лет назад. А открыли сегодня усилиями фонда Андрея Первозванного, Центра национальной славы на пожертвования неравнодушных людей. Под оркестр и колокольный звон говорили, что его всегда помнили, а теперь и видят.

Судьба Ермолова в самом деле впечатляет. Александр Сергеевич Пушкин просил у генерала дозволения стать его биографом. Уроженец Орловщины из обедневшей старинной дворянской фамилии Алексей Ермолов, как и положено, еще мальчиком был приписан служить в Преображенском полку. В 17 лет он уже бился под началом самого Суворова. Юный офицер-артиллерист оказался храбр, смекалист, в бою изобретателен, но неблагонадежен. За участие в политическом кружке «Вольнодумец» Алексея Ермолова сослали в Кострому. Александр I освободил его из ссылки, и Ермолов служил самоотверженно. Заботился только о службе, о карьере не думал вовсе. Разругался с могущественным Аракчеевым из-за того, что тот, не похвалил солдат, зато похвалил лошадей. Ермолов вспылил, мол, жаль, что репутация у нас зависит от скотов. Много лет спустя, узнав Ермолова ближе, Аракчеев не только простил, а стал ему покровительствовать. Было за что. Воевал во всех войнах — с поляками, с Пруссией, несколько раз с французами и еще до 1812 года. Под Аустерлицем заслужил Георгия и чина полковника.

Ермолов — безусловный выдающийся герой Отечественной войны 1812 года. И в нем сочеталась горячечная отвага и холодный расчет. Он фактически спас армию в Бородинском сражении, отбил у французов батарею Раевского, остановил смятение в войсках и оборонял высоту, пока не был контужен. Солдаты обожали генеральскую удаль. Дипломатические способности Ермолов проявил на Кавказе. Одиннадцать лет его правления — это не только сила. Он отучил местные племена торговать заложниками, превратил крепость Кислую в первый бальнеологический курорт — Кисловодск.

Современники считали, что при всей своей славе и беззаветной преданности Отечеству Ермолов был недооценен при жизни. Если благосклонность начальства к своенравному генералу была переменчивой, то народная любовь неизменна. И эту разницу в отношении описал Иван Крылов в басне «Конь», где наездник так и не смог обуздать прекрасного боевого скакуна.