http://tuofikea.ru/novelty

Почему России не нужна легализация гражданского оружия

Только что в Петербурге приключилась такая история: прохожий сделал замечание владельцу бойцовой собаки, выгуливавшему ее без поводка и намордника. В ответ был вытащен пистолет и произведено два выстрела по ногам, оба мимо, после чего пистолет заклинило, а владелец натравил свою четвероногую машину убийства на прохожего. Тот, однако, оказавшись тренером по единоборствам, голыми руками собаку вырубил (не знаю, насмерть ли), а ее хозяина убил, после чего сам же вызвал полицию на место происшествия. Теперь почти наверняка сядет в тюрьму за превышение пределов необходимой обороны — ведь стреляли ему только в ноги, да и то не попали.

А вот вам (со слегка модернизированными деталями) классический анекдот из так называемой «еврейской» серии. — Хаим, я слышал, тебя недавно ограбили? — Ой, Мойша, горе мне, таки и правда ограбили! — И что, много взяли? — Ой, много! Деньги взяли, кредитки, часы, ключи от машины. — Но как же так, Хаим? У тебя же всегда при себе пистолет! — Нет, Мойша, мой пистолет они, слава богу, как раз не нашли!

Включаясь в дискуссию о разрешении на короткоствол, не могу не согласиться с мнением и основным аргументом Кирилла Никитина: «Здесь вам не тут!» То есть живем не в Америке и американцы нам ни в коем случае не указ и уж тем более не образец для слепого подражания. «Что русскому хорошо, немцу — смерть», — к месту процитировано в знаменитой кинокартине «Брат». А в другой — несколько менее известной, хотя тоже весьма значимой — кинокартине «Макаров» случайно оказавшийся в руках у лирического поэта короткоствол начинает диктовать своему обладателю логику поведения с самыми трагическими последствиями.

В ранней юности (17 лет) пистолет был и у меня. Дамский браунинг, приобретенный пополам с 16-летним другом за смешные даже по тем временам деньги — 20 рублей. Неделю его таскал в кармане я. Неделю он. Где-то через месяц старшая сестра друга нашла у него наше общее оружие, отобрала и выкинула в речку Карповка возле их дома. Оба мы, кстати, были на тот момент молодыми лирическими поэтами: я доучивался в школе, а друг ее уже бросил.

В дополнение к сказанному Никитиным хочется подчеркнуть, что дело не во владении (законном или нет) огнестрельным, да и любым другим оружием, а в решимости его применить. В решимости резко взвинтить ставки в конфликтной ситуации. В конце концов, незаконное хранение и/или ношение оружия — не такая уж тяжелая статья УК; на первый раз (и в отсутствие криминальной предыстории) тебя, скорее всего, даже не посадят. А вот в случае успешного применения оружия — запрут всерьез и надолго, а уж превысил ты пределы необходимой самообороны или нет, вопрос всегда спорный.

К тому же пистолет, лежащий дома в сейфе (а где же ему еще лежать), мало кому и мало в какой ситуации поможет. Для защиты от налетчиков? Но тут сгодится и двустволка, которую преспокойно можно приобрести и сегодня (выписав фиктивный охотничий билет). Тут важна опять-таки личная решимость… Пистолет в кармане или в «бардачке»? Ну, у многих они есть и так — у кого по закону, у кого незаконно: представители «опасных профессий», охранники, бандиты, да и крутые коммерсы (последнее словосочетание, появившееся в начале 1990-х, как раз и означает «вооруженный коммерсант»), — а у кого нет, тому, скорее всего, и не надо.

Вот, скажем, чрезвычайно виктимны у нас, как и всюду, молодые женщины. А теперь представим себе вполне реалистическую картинку: поздним вечером заезжает во двор многоквартирного дома в каком-нибудь Свиблово на каком-нибудь «Пежо» молодая москвичка. Достает из «бардачка» ключи — от квартиры и от подъезда, — берет их в одну руку, пистолет (предварительно сняв с предохранителя) — в другую, доходит до двери, принимается — неуклюже, одной рукой — отпирать подъезд. Если в этот момент слегка стукнуть ее по затылку (чего она и боится), пистолет выстрелит и пуля срикошетирует — прямо в нее саму. В лучшем случае она его выронит — и он достанется грабителю и/или насильнику. Если же она все-таки войдет в холл, вся на нервах, то вполне может выстрелить без предупреждения в первого же соседа.

Александр Генис (США) рассказывает комическую историю о своем знакомом, в которого из только что приобретенного им пистолета выстрелила жена. Здесь вам не тут, и подобных историй (только без хеппи-энда) у нас будет на пару порядков больше. Добавим к ним наши очереди — в поликлиниках, у вокзальных касс, в сберкассах, даже в загсах, — добавим тотальное озверение, накатывающее на нас в очередях, добавим межнациональные трения там и тут, добавим драки улица на улицу, добавим стычки демонстрантов с милицией, неужели кому-нибудь и впрямь может захотеться, чтобы у участников всех этих потенциально конфликтных, а то и просто конфликтных ситуаций лежало по легальному стволу в кармане, пусть и по о-о-очень легальному, пусть и по о-о-очень короткому?

Аргументы сторонников «легалайза» общеизвестны, и они заведомо демагогичны, чтобы не сказать просто лживы. Вспоминаю — по понятной аналогии — выступление одного известного сексолога в теледебатах о легализации проституции. Ратуя за легализацию, он особенно напирал на интересы людей, не способных организовать себе половую жизнь по-иному, в особенности интересы инвалидов-колясочников… И я живо представил себе толпы этих колясочников, подкатывающих к «точкам», снимающих рабочих девушек на трассе, посещающих всевозможные «зойкины квартиры» в фешенебельных кварталах столицы, закатывающихся по пандусу мимо фейсконтроля в гей-клуб, чтобы, выдав себя за либерального журналиста, снять на ночь парочку молодых таджиков…

Ну да конечно же известный сексолог (и совладелец ряда специализированных заведений), выступая за легализацию проституции, защищает именно интересы инвалидов-колясочников. А лоббисты производителей стрелкового оружия защищают общественную безопасность — и наверняка столь же бескорыстно!

Я уж не говорю о том, что разрешенный короткоствол сразу же станет модным гаджетом — покруче айфона. И не в последнюю очередь подороже айфона. И купить его захотят сразу все — нужен он им или нет. А те, кому не по карману такая покупка, постараются приобрести его иным способом, отняв у законных владельцев, как отбирают на улицах у женщин и мозгляков те же айфоны. То-то «жить станет лучше, жить станет веселее»!

Поэтому еще раз: здесь вам не тут. Есть немало ситуаций, в которых лучше иметь под рукой что-нибудь вроде пистолета, и во много раз больше ситуаций, в которых его лучше при себе не иметь. А если и иметь, то знать, что само наличие оружия у тебя — это уже преступление. Важен-то все равно не пистолет, а решимость пустить его в дело. Важна решимость как таковая.