http://tuofikea.ru/novelty

Судьбу пенсионной реформы решит президент

Идея увеличения пенсионного возраста не отпадает — в правительстве ждут политического решения от Владимира Путина

27 сентября правительство планирует поставить окончательную точку в дискуссии о российских пенсиях. Ожидается, что на заседании кабинет министров одобрит Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. Однако перед этим свое слово должен сказать глава государства.

Мы сейчас пребываем в полной неопределенности, решения по пенсионной реформе уже даже не на уровне премьера. Ждем политического решения президента, — рассказал «Известиям» источник в правительстве.

Наиболее острая проблема, которую предстоит решить властям, — что делать с накопительной частью пенсий. Ведь от того, решатся ли власти «распечатать» пенсионные накопления или нет, будет зависеть дефицит Пенсионного фонда.

— Если не менять накопительную часть, значит, нужно возвращаться к предложению Минфина о повышении пенсионного возраста. Это единственная альтернатива, — говорит источник в Белом доме.

Впрочем, эффект от отмены накопительной системы улетучится через 5-6 лет, поскольку старение населения заставляет повышать тарифы страховых взносов на 1% в год, говорит заведующий лабораторией Института экономической политики имени Гайдара Владимир Назаров.

— Все равно придется либо повышать тарифы, либо снижать пенсии, либо повышать возраст выхода на пенсию, — считает эксперт, входящий в рабочую группу Минтруда по разработке стратегии.

Финальное решение о будущем накопительной части пенсии будет принято в середине сентября, сообщил «Известиям» министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

— Когда человеку говорят, что у него есть накопительная часть, то не договаривают одну тему. Вот вы считаете, что накапливаете в плюс к распределительной, а вы накапливаете не в плюс, а вместо. И это две большие разницы, — рассказывает другой высокопоставленный чиновник правительства.

Поэтому в Белом доме пришли к выводу, что накопительный компонент (составляет 6% от фонда оплаты труда) следует раздробить: 4% отдать в распределительную систему, что позволит сократить дефицит ПФ сразу на 270 млрд рублей, а 2% пустить на формирование корпоративных пенсий. Впрочем, министр финансов Антон Силуанов считает, что если сворачивать ставку накопительной части, то не до 2%, а до нуля, говорит источник.

Публично же глава Минфина выступает против отмены накопительной части пенсий. По его словам, демографическая ситуация в стране такова, что накопления позволяют выровнять ситуацию, которая должна сложиться через несколько лет, когда число работающих будет меньше, чем сейчас.

— Есть страны, которые за счет накопительной системы живут устойчиво. Не наш вариант. Мы уже 10 лет накапливаем и видим, к какому результату сегодня все пришло. Причиной тому неразвитость финансовых рынков и то, что этой теме мало уделялось внимания, — говорит высокопоставленный чиновник правительства.

На балансировку пенсионной системы может сработать еще одно нововведение — сокращение числа граждан, выходящих на пенсию досрочно. Таких 10 млн человек, подсчитали на Краснопресненской набережной.

— Нигде, ни в одной стране мира такого нет, чтобы люди и пенсию получали, и работали. Это просто нонсенс. Пенсия — это замещение утраченного заработка, — возмущается собеседник «Известий» из Белого дома.

Властям придется отказаться от досрочных пенсий, чтобы обеспечить стабильность пенсионной системы в будущем, резюмирует он.

Таким образом, правительство хочет урезать список вредных производств и соответственно сократить число «пенсионеров» на них (1-й и 2-й класс риска). В связи с этим в Белом доме обсуждается введение дополнительного страхового взноса для компаний: за людей из списка № 1 — в размере 15%, № 2 — 10%. Впрочем, государство какое-то время готово оставлять за собой часть нагрузки.

— Здесь важны механизмы и темпы. Можно отменить сразу «вредников», а можно двигаться постепенно в зависимости от того, как мы с дефицитом будем бороться и какая логика будет у работодателей, — говорит Максим Топилин.

Помимо чисто финансовой проблемы в пенсионной системе есть еще и ментальная: люди не задумываются о том, что за пределами государственной пенсии ничего нет.

— Тому, кто получает зарплату, например, 150 тыс. рублей, государство никогда не сформирует 40% пенсии. Поэтому этот человек всегда должен думать, а что он будет делать за пределами государственной системы, — объясняет высокопоставленный источник. — Если мы сегодня не сделаем рывок, прежде всего в развитии корпоративных систем, то никакими другими методами мы эту тему не решим.

Иными словами, пенсии в будущем (для граждан, родившихся позже 1966 года) глазами правительственных чиновников выглядят так: 40% от зарплаты (до 512 тыс.), 10% корпоративной пенсии и 4-5% частной. В таком случае, по мнению чиновников Белого дома, в России будет нормальный уровень пенсионного обеспечения.

— За счет чего мы этого достигнем, если у нас такая огромная нагрузка на фонды оплаты труда? — удивляется экономист Владимир Назаров. — Если мы не смогли ничего отрегулировать в государственной пенсии, то замахиваться на корпоративную и частную систему — это смело. Сразу прыжок сделать не получится.